- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа кружка Школьный музей
Программа кружка Школьный музей
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Поминова Е.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждаю ___________
Директор МБОУ «Школа 19(25)
Н.А.Веткова
программа «Школьный музей»
Возраст участников:7-17 лет
Программа рассчитана на 3года
Автор: Поминова Е.В.
руководитель школьного музея
Рязань, 2015 год
Содержание
1. Паспорт программы…………………………………………………………....3
2. Введение………………………………………………………………………..4
3. Цели и задачи программы……………………………………………………..5
4. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………...6
5. Социальные функции школьного музея……………………………………...6
6. Принципы работы школьного музея……………………………………….....7
7. Формы работы в школьном музее………………………………………….....7
8. Перечень мероприятий и работ по реализации программы
«Школьный музей»………………………………………………………………8
9. Содержание программы…………………………………………………….....9
10.Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»…………....10
11. Программа курса «Школьный музей»……………………………………..12
12. Ожидаемые результаты……………………………………………………..16
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
-
Название программы: «Школьный музей»
-
Автор: Поминова Е.В. Руководитель школьного музея
-
Рецензенты: Канаев И.Н.-педагог ДО патриотического клуба «Звезда»
-
Организация-исполнитель: МБОУ «Школа 19(25)» 1 корпус
-
Целевые группы: учащиеся 1-11 классов школы (7-17 лет).
-
Цель программы: создание условий для развития школьного музейного движения в образовательном пространстве.
-
Направленность: музееведение
-
Срок реализации программы: 3 года
-
Вид программы: рабочая программа 2 вида.
Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога - воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвящённое наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение - в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
В музее школы учащиеся занимаются хранением, изучением и систематизацией подлинных материалов, связанных с этнографией Рязанского края и историей школы, на здании школы размещены две мемориальные доски как продолжение материалов школьного музея.
Собранные экспонаты входят в состав музейного фонда .
Цели и задачи
Целью данной программы является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве.
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение сопричастности к прошлому и настоящему Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором гражданско- патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи:
-активация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала;
-поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;
- углубленное изучение и использование во всех формах работы музеев муниципальных образовательных учреждений современных информационных технологий;
- организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;
-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов;
-повышение статуса педагога, работающего в школьном музее, распространение передового опыта и повышение профессионального мастерства.
-укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма. Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников.. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования, в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
.
Ресурсное обеспечение программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и Совет школьного музея.
Совет школьного музея:
- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Программы;
- координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы;
- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации.
Социально - экономическая эффективность программы.
Количественное и качественное развитие школьных музеев.
Социальные функции школьного музея
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Подвиг защитников страны, жителей нашего города остаются навсегда на страницах истории нашего края, без прошлого нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах участие в мемориальных акциях, исследовательской и общественной деятельности. Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейно - краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими изысканиями, становятся профессиональными военными, работниками правоохранительных органов и т.п.
Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение экскурсионной работы, встречи с ветеранами, участие в корабельном празднике, учебно-исследовательского поиска, включающего в себя историю как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов Великой отечественной войны и ликвидаторов ЧАЭС.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Формы работы в школьном музее
Учебно-воспитателная работа
- практическая работа на местности;
- учебные экскурсии вне музея;
- уроки в музее- встречи, сборы, собрания;
- экскурсии в музее
- уроки мужества, акции;
- изучение исторических событий.
- экскурсии, встречи в музее.
Перечень мероприятий и работе по реализации программы «Школьный музей»
1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению развития сети школьных музеев в городе
1. Организация работы музея
Октябрь
администрации школы
2. Подготовка и издание локальных актов регламентирующих работу школьного музея
Сентябрь
администрации школы
3. Паспортизация школьного музея
1 раз в 5 лет
администрации школы
4. Разработка и утверждение программы по работе с активом школьного музея
Октябрь
Руководитель музея
6. заседание совета музея
1 раз в четверть
Руководитель музея
7. Проведение семинаров, "круглых столов", консультаций для руководителей кафедр гуманитарного цикла
в течение периода действия программы
Руководитель музея
2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности
1. Выпуск рекомендаций по созданию на базе ОУ этнографических, исторических и иных выставок (экспозиций), клубов
Декабрь
Руководитель музея
3. Информационно - аналитическое обеспечение работы школьных музеев
1. Выпуск сборника нормативно - правовых документов по деятельности школьного музея
В течение года
Руководитель музея
совет музея
2. Методические материалы.
Ноябрь
Руководитель музея
совет музея
3. Размещение на сайте презентации школьного музея
В течение периода действия программы
совет школьного музея
4. Общегородские мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев
1. Смотр - конкурс школьных музеев
Ноябрь - апрель
Ассоциация школьных музеев,
2. Конкурс « Фестиваль школьных музеев»
Ноябрь - март
Ассоциация школьных музеев
3. День открытых дверей в школьном музее
апрель
Рук. школьного музея
4. Презентация работы музея
В течение периода действия программы
Руководитель музея
5. « Наследники славных традиций». Игра.
6. Участие в операции «Память»
Ноябрь- февраль
сентябрь - май
Руководитель школьного музея, совет музея
7. Участие в городских и районных мероприятиях, слетах.
В течение периода действия программы
Руководитель школьного музея, совет музея
Содержание программы «Школьный музей»
Программа «Школьный музей» предполагает обучение учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 3 года обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории края в период Великой Отечественной войны музейно-краеведческими средствами. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для
- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.
Программа «Школьный музей» предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».
Особым компонентом программы может быть постоянно действующая научная экспедиция учащихся учреждения образования по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся учреждения образования. Организационно-методическим центром этой экспедиции может выступать Совет школьного музея. Таким образом, фонды школьного музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учащихся учреждения образования.
Научная экспедиция включается в сетку учебно-тематического плана только в той мере, которая необходима Совету школьного музея для осуществления функций организации и координации деятельности экспедиционных групп (отрядов) для реализации своих музейно-краеведческих задач.
Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:
-
Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.
-
Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно - воспитательного и досугового центра.
-
Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих направлениях работы, федеральных, региональных и муниципальных программ музейно-краеведческими средствами.
В процессе обучения учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.
Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.
Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы. Для программы в целом составлен общий список рекомендуемой литературы. Однако если у руководителя программы не возможности использовать какие-либо из рекомендованных изданий, он может заменить их теми, которые изданы в регионе, либо воспользоваться помощью местных специалистов краеведения и музейного дела.
Тематическое содержание курса «Школьный музей»
Тема 1. Краеведческое направление обучающихся (24 часов)
Теоретические занятия (6 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно - методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия (18часов)
Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции.
Тема 2. Наследие в школьном музее (9 часа)
Теоретические занятия (6часа)
Понятие об историческом наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие (3 час)
Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»
Тема 3. Функции школьного музея (6 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; способ документирования; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 4. Действия ликдидаторов ЧАЭС (18 часов)
Теоретические занятия (8 часов)
Знакомство с историей ЧАЭС. Работа Станции. Авария -апрель 1986 года. Ликвидация аварии, последствия.
Практические занятия.(5 часа) Встречи с рязанцами-ликвидаторами аварии.
Сочинения и конкурс рисунков (3)
Тема 5. Организация школьного музея (20 часов)
Теоретические занятия (10 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (10 часов)
Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея
Тема 6. Комплектование фондов школьного музея (14 часов)
Теоретические занятия (14 часов)
Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях и предметах музейного значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Тема 7. Фонды школьного музея (9 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (7 часов)
Тема 8. Учет и описание музейных предметов (30 часов)
Теоретические занятия (12 часа)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия (18часов)
Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 9. Военная слава (36 часов)
Теоретические занятия (12 часа)
Военные традиции рязанцев. Жители родного края - участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - -почетная обязанность гражданина России.
Практические занятия (24часов)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу . Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти школы.
Тема 10. Экспозиция школьного музея (42 часа)
Теоретические занятия (12 часа)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия (30 часов)
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Тема 11. Тексты в музейной экспозиции ( 12 часа)
Теоретические занятия (3 час)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (9 часа)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 12. Экскурсионная работа в школьном музее (30 часов)
Теоретические занятия (6 часа)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (24 часов)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
Ожидаемые результаты.
Для музеев:
1) оптимизация деятельности музеев в русле основного направления программы;
2) совершенствование содержания деятельности музеев;
3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
4) укрепление материальной базы музеев.
Для учащихся:
1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно - нравственного развития школьников;
2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.
Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»
№ п/п Содержание программы
Теоретические занятия
(кол-во часов)
Практические занятия
(кол-во часов)
Всего
1. Наследие в школьном музее
2
1
3
2. Функции школьного музея
2
-
2
3. Краеведческое направление
4
2
6
4. Организация школьного музея
2
8
10
5. Работа с социальными партнерами
4
4
8
6. Комплектование фондов школьного музея
4
10
14
7. Был город фронт, участники рязанцы Великой отечественной войны
2
6
8
8. Учёт и хранение краеведческих материалов .
3
6
9
9. Мемориальные акции.
6
8
14
10. Фонды школьного музея
2
7
9
11. Формы работы в школьном музее
2
6
8
12. Историческое наследие родного края
4
6
10
13. Учёт и описание музейных предметов
4
6
10
14. Работа в ликвидаторами ЧАЭС
4
8
12
15. Экспозиция школьного музея
4
10
14
16. Тексты в музейной экспозиции
1
3
4
17. Экскурсионная работа в школьном музее
2
10
12
19. Семинар «Исследовательская деятельность школьных музеев»
4
-
4
20. Анализ мероприятия
1
-
1
21.Разработка положения о Конкурсе методических разработок мероприятий к
Победе в ВОВ
2
-
2
25.Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе музея
4
-
4
26.Подготовка сборника документов для руководителей школьных музеев.
2
-
2
27.Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию
Дня Победы
2
-
2
28.Смотр школьных музеев
10
-
10
29.Подготовка семинара «Проектная деятельность в школьном музее»
-
2
2
30. Семинар «Проектная деятельность в школьном музее»
4
-
4
31. Анализ мероприятия
1
-
1
32. Занятия с музейным Активом (4 занятия)
8
-
8
35. Участие музея в Месячнике военно-патриотического работы
2
-
2
36. Анализ результатов
1
-
1
36. Семинар «Фондовая работа в школьном музее»
4
-
4
37. Круглый стол « Развитие познавательной деятельности школьников через образовательные программы школьного музея».
4
-
4
38. Подготовка и проведение Акции «И помнит мир спасённый»
2
-
2
39. Подведение участия Смотра школьных музеев
1
-
1
40.Заседание Совета музея (не менее 2 в год)
8
-
8