Программа кружка Школьный музей

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Утверждаю ___________

Директор МБОУ «Школа 19(25)

Н.А.Веткова




программа «Школьный музей»

Возраст участников:7-17 лет

Программа рассчитана на 3года














Автор: Поминова Е.В.

руководитель школьного музея







Рязань, 2015 год






Содержание


1. Паспорт программы…………………………………………………………....3

2. Введение………………………………………………………………………..4

3. Цели и задачи программы……………………………………………………..5

4. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………...6

5. Социальные функции школьного музея……………………………………...6

6. Принципы работы школьного музея……………………………………….....7

7. Формы работы в школьном музее………………………………………….....7

8. Перечень мероприятий и работ по реализации программы

«Школьный музей»………………………………………………………………8

9. Содержание программы…………………………………………………….....9

10.Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»…………....10

11. Программа курса «Школьный музей»……………………………………..12

12. Ожидаемые результаты……………………………………………………..16












ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


  1. Название программы: «Школьный музей»

  2. Автор: Поминова Е.В. Руководитель школьного музея

  3. Рецензенты: Канаев И.Н.-педагог ДО патриотического клуба «Звезда»

  4. Организация-исполнитель: МБОУ «Школа 19(25)» 1 корпус

  5. Целевые группы: учащиеся 1-11 классов школы (7-17 лет).

  6. Цель программы: создание условий для развития школьного музейного движения в образовательном пространстве.

  7. Направленность: музееведение

  8. Срок реализации программы: 3 года

  9. Вид программы: рабочая программа 2 вида.

Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога - воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвящённое наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение - в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

В музее школы учащиеся занимаются хранением, изучением и систематизацией подлинных материалов, связанных с этнографией Рязанского края и историей школы, на здании школы размещены две мемориальные доски как продолжение материалов школьного музея.

Собранные экспонаты входят в состав музейного фонда .


Цели и задачи


Целью данной программы является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение сопричастности к прошлому и настоящему Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором гражданско- патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи:

-активация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала;

-поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;

- углубленное изучение и использование во всех формах работы музеев муниципальных образовательных учреждений современных информационных технологий;

- организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;

-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов;

-повышение статуса педагога, работающего в школьном музее, распространение передового опыта и повышение профессионального мастерства.

-укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма. Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников.. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования, в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

.

Ресурсное обеспечение программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и Совет школьного музея.

Совет школьного музея:

- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Программы;

- координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы;

- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации.

Социально - экономическая эффективность программы.

Количественное и качественное развитие школьных музеев.

Социальные функции школьного музея

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Подвиг защитников страны, жителей нашего города остаются навсегда на страницах истории нашего края, без прошлого нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах участие в мемориальных акциях, исследовательской и общественной деятельности. Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Музейно - краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими изысканиями, становятся профессиональными военными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Принципы работы школьного музея

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение экскурсионной работы, встречи с ветеранами, участие в корабельном празднике, учебно-исследовательского поиска, включающего в себя историю как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов Великой отечественной войны и ликвидаторов ЧАЭС.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Формы работы в школьном музее

Учебно-воспитателная работа

- практическая работа на местности;

- учебные экскурсии вне музея;

- уроки в музее- встречи, сборы, собрания;

- экскурсии в музее

- уроки мужества, акции;

- изучение исторических событий.

- экскурсии, встречи в музее.

Перечень мероприятий и работе по реализации программы «Школьный музей»

1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению развития сети школьных музеев в городе

1. Организация работы музея

Октябрь

администрации школы

2. Подготовка и издание локальных актов регламентирующих работу школьного музея

Сентябрь

администрации школы

3. Паспортизация школьного музея

1 раз в 5 лет

администрации школы

4. Разработка и утверждение программы по работе с активом школьного музея

Октябрь

Руководитель музея

6. заседание совета музея

1 раз в четверть

Руководитель музея

7. Проведение семинаров, "круглых столов", консультаций для руководителей кафедр гуманитарного цикла

в течение периода действия программы

Руководитель музея

2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности

1. Выпуск рекомендаций по созданию на базе ОУ этнографических, исторических и иных выставок (экспозиций), клубов

Декабрь

Руководитель музея

3. Информационно - аналитическое обеспечение работы школьных музеев

1. Выпуск сборника нормативно - правовых документов по деятельности школьного музея

В течение года

Руководитель музея

совет музея

2. Методические материалы.

Ноябрь

Руководитель музея

совет музея

3. Размещение на сайте презентации школьного музея

В течение периода действия программы

совет школьного музея

4. Общегородские мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев

1. Смотр - конкурс школьных музеев

Ноябрь - апрель

Ассоциация школьных музеев,

2. Конкурс « Фестиваль школьных музеев»

Ноябрь - март

Ассоциация школьных музеев

3. День открытых дверей в школьном музее

апрель

Рук. школьного музея

4. Презентация работы музея

В течение периода действия программы

Руководитель музея

5. « Наследники славных традиций». Игра.

6. Участие в операции «Память»

Ноябрь- февраль

сентябрь - май

Руководитель школьного музея, совет музея

7. Участие в городских и районных мероприятиях, слетах.

В течение периода действия программы

Руководитель школьного музея, совет музея

Содержание программы «Школьный музей»


Программа «Школьный музей» предполагает обучение учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на 3 года обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории края в период Великой Отечественной войны музейно-краеведческими средствами. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для

- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Программа «Школьный музей» предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».

Особым компонентом программы может быть постоянно действующая научная экспедиция учащихся учреждения образования по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся учреждения образования. Организационно-методическим центром этой экспедиции может выступать Совет школьного музея. Таким образом, фонды школьного музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учащихся учреждения образования.

Научная экспедиция включается в сетку учебно-тематического плана только в той мере, которая необходима Совету школьного музея для осуществления функций организации и координации деятельности экспедиционных групп (отрядов) для реализации своих музейно-краеведческих задач.

Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

  1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

  2. Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно - воспитательного и досугового центра.

  3. Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих направлениях работы, федеральных, региональных и муниципальных программ музейно-краеведческими средствами.

В процессе обучения учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы. Для программы в целом составлен общий список рекомендуемой литературы. Однако если у руководителя программы не возможности использовать какие-либо из рекомендованных изданий, он может заменить их теми, которые изданы в регионе, либо воспользоваться помощью местных специалистов краеведения и музейного дела.

Тематическое содержание курса «Школьный музей»


Тема 1. Краеведческое направление обучающихся (24 часов)

Теоретические занятия (6 часа)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно - методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах

Практические занятия (18часов)

Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции.

Тема 2. Наследие в школьном музее (9 часа)

Теоретические занятия (6часа)

Понятие об историческом наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Практическое занятие (3 час)

Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»

Тема 3. Функции школьного музея (6 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; способ документирования; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

Тема 4. Действия ликдидаторов ЧАЭС (18 часов)

Теоретические занятия (8 часов)

Знакомство с историей ЧАЭС. Работа Станции. Авария -апрель 1986 года. Ликвидация аварии, последствия.

Практические занятия.(5 часа) Встречи с рязанцами-ликвидаторами аварии.

Сочинения и конкурс рисунков (3)

Тема 5. Организация школьного музея (20 часов)

Теоретические занятия (10 часа)

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практические занятия (10 часов)

Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея

Тема 6. Комплектование фондов школьного музея (14 часов)

Теоретические занятия (14 часов)

Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях и предметах музейного значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.

Тема 7. Фонды школьного музея (9 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практические занятия (7 часов)

Тема 8. Учет и описание музейных предметов (30 часов)

Теоретические занятия (12 часа)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия (18часов)

Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 9. Военная слава (36 часов)

Теоретические занятия (12 часа)

Военные традиции рязанцев. Жители родного края - участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - -почетная обязанность гражданина России.

Практические занятия (24часов)

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу . Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти школы.

Тема 10. Экспозиция школьного музея (42 часа)

Теоретические занятия (12 часа)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия (30 часов)

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

Тема 11. Тексты в музейной экспозиции ( 12 часа)

Теоретические занятия (3 час)

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия (9 часа)

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 12. Экскурсионная работа в школьном музее (30 часов)

Теоретические занятия (6 часа)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия (24 часов)

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.


Ожидаемые результаты.

Для музеев:

1) оптимизация деятельности музеев в русле основного направления программы;

2) совершенствование содержания деятельности музеев;

3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4) укрепление материальной базы музеев.

Для учащихся:

1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно - нравственного развития школьников;

2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.



Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»



№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1. Наследие в школьном музее

2

1

3

2. Функции школьного музея

2

-

2

3. Краеведческое направление

4

2

6

4. Организация школьного музея

2

8

10

5. Работа с социальными партнерами

4

4

8

6. Комплектование фондов школьного музея

4

10

14

7. Был город фронт, участники рязанцы Великой отечественной войны

2

6

8

8. Учёт и хранение краеведческих материалов .

3

6

9

9. Мемориальные акции.

6

8

14

10. Фонды школьного музея

2

7

9

11. Формы работы в школьном музее

2

6

8

12. Историческое наследие родного края

4

6

10

13. Учёт и описание музейных предметов

4

6

10

14. Работа в ликвидаторами ЧАЭС

4

8

12

15. Экспозиция школьного музея

4

10

14

16. Тексты в музейной экспозиции

1

3

4

17. Экскурсионная работа в школьном музее

2

10

12

19. Семинар «Исследовательская деятельность школьных музеев»

4

-

4

20. Анализ мероприятия

1

-

1

21.Разработка положения о Конкурсе методических разработок мероприятий к

Победе в ВОВ

2

-

2

25.Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе музея

4

-

4

26.Подготовка сборника документов для руководителей школьных музеев.

2

-

2

27.Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию

Дня Победы

2

-

2

28.Смотр школьных музеев

10

-

10

29.Подготовка семинара «Проектная деятельность в школьном музее»

-

2

2

30. Семинар «Проектная деятельность в школьном музее»

4

-

4

31. Анализ мероприятия

1

-

1

32. Занятия с музейным Активом (4 занятия)

8

-

8

35. Участие музея в Месячнике военно-патриотического работы

2

-

2

36. Анализ результатов

1

-

1

36. Семинар «Фондовая работа в школьном музее»

4

-

4

37. Круглый стол « Развитие познавательной деятельности школьников через образовательные программы школьного музея».

4

-

4

38. Подготовка и проведение Акции «И помнит мир спасённый»

2

-

2

39. Подведение участия Смотра школьных музеев

1

-

1

40.Заседание Совета музея (не менее 2 в год)

8

-

8


© 2010-2022