Сценарий литературно-художественной композиции Сталинград

Раздел Воспитательная работа
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северо-Восточный Административный Округ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением английского языка № 1378.

«Народ, умевший победить, обязан помнить, все как было…»

Учитель математики

ГБОУСОШ№1378

Яхьяева Рита Абидиновна

Тел. 8-925-190-13-84

Пояснительная записка

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней Сценарий литературно-художественной композиции Сталинград.....

Хранят, об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья,

Затем, чтоб нам счастливым быть

А счастье не забвенье.

Всё дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладят эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед. Война и Победа - не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг. Сталинград-город , у стен которого в годы войны во многом решалась судьба человечества .Подвиг нашего народа и его Вооруженных сил спас человечество от фашистских варваров,он не померкнет в века. Последствия минувшей войны ощутимы и сегодня. Поэтому очень важно сохранить в памяти то, что мы знаем об одной из крупнейших битв второй мировой войны, об участниках этой битвы. Нам необходимо расспрашивать ветеранов об их прошлой боевой жизни, о не вернувшихся с поля битвы - близких.

Давно закончилась война.… Затекли и сравнялись с землёй окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди помнят!

Проект "Мы помним, мы гордимся" составлен для того, чтобы сохранить в памяти подрастающего поколения подвиг дедов и бабушек, отчаянно защищавших родную землю, оказывать помощь ветеранам Великой Отечественной войны, участникам тыла, нуждающимся в помощи и одиноким пенсионерам. Волонтёрская группа нашей школы просто хочет делать добрые, полезные дела, которые продолжит и в последующие годы.

Обоснование проблемы проекта:

В наше время у моих сверстников наблюдается низкая социальная активность. Их интересы сводятся к мобильным телефонам, компьютеру, интернету. У них нет социально-значимого дела, полезного обществу,

они не участвуют в решении общественных проблем.

Ключевая идея проекта - научить подростков проявлять более серьёзный интерес к делам общества, заботиться о старшем поколении через осмысление опыта старшего поколения, наложение опыта молодых и совместное переживание в рамках работы над проектом.

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы.

а) организационные

Создание волонтёрской группы для решения всех вопросов, связанных

с подготовкой, организацией и проведением мероприятий анализ

результатов;

организация и проведение просветительской и агитационной работы

сбор аудио и видеоинформации и документов, подготовка слайдовых презентаций, обеспечение подготовительной раскрутки каждого мероприятия (постеры, объявления, реклама…)

Размещение информации на сайте школы о ходе подготовки и

проведении мероприятий

б) вовлечение в реализацию проекта представителя администрации школы, классных руководителей и представителя Совета родителей для координации действий, а также выполнения работы в пределах своей компетенции.

в) Финансовые ресурсы - это спонсорские средства и пожертвования, привлеченные самостоятельно для реализации данного проекта.

Реализация проекта пройдет в три этапа

Первый этап - подготовительный.

Второй этап - реализация проекта, который включает полномасштабные мероприятия: праздники (литературно-музыкальная композиция), встречи с ветеранами и труженицами тыла.

Третий этап реализации - подведение итогов. Необходимо будет проанализировать, принять во внимание, выпадающие звенья работы и запланировать новые шаги реализации.

Цель:

пополнить знания об истории нашей Родины; расширять представления учащихся 6-11 классов о Сталинградской битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Этапы: (формы и методы реализации)

1. Дать информацию о Сталинградской битве:

а) работа школьной библиотеки (чтение и разбор повести В.Некрасова "В окнах Сталинграда", К.Симонова "Дни и ночи", романа Ю.Бондарева "Горячий снег"; ознакомление с мемориальной книгой немца Ото Роле "Исцеление в Елабуге"; чтение писем немцев публикованные в журнале "Знамя"№3 за 1990г.

б) работа школьного музея (просмотр художественных фильмов "Горячий снег", "Сталинградская битва", "Сталинград"; обсуждение эпизодов: "В июне 1942...", "Дом Павлова...", "Тракторный завод, ополчение...", "Моряки..", "Расстрел струсивших...", "Колонна пленных немцев, наш мальчишка...".)

в) исследовательская работа учащихся по группам: " Этапы Сталинградской битвы"; "Командный состав фронтов и армий"; "Перечень объединений , соединений и частей "; "Почетные граждане Волгограда "; "Могилы и памятники".

2. Реализация проекта: Литературно-музыкальная композиция, посвященная Сталинградской битвы " Народ, умевший победить, обязан помнить все как было...."

3.Завершающий этап: Экскурсия город-герой Волгоград.

Материально-техническое обеспечение: ТВ,dvd, мультимедиа.




Литературно-музыкальная композиция

"Народ, умевший победить, обязан помнить все как было....."

Звучит пьеса " Грезы" Шумана(см.Приложение)

На сцену выходят ведущие:

Сценарий литературно-художественной композиции Сталинград..... Сценарий литературно-художественной композиции Сталинград.....

1.Ведущий: Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,

Взрыв за взрывом, смерть за смертью,

Боль за болью,

Год за годом, опаленные огнем.

Год за годом, истекающие кровью

2.Ведущий: Там, где необъятная степь, бездонное небо, синева великой русской реки Волги слились воедино с волей, силой и мужеством русского человека, стоит город, имя которого известно всему миру. Это город - Волгоград.

1.Ведущий: Поклон земле, суровой и прекрасной,

Что вечно будет людям дорога!

Здесь виден новый город - светлый, ясный,

Степная ширь и Волги берега.

Став на земле, суровой и прекрасной,

Копнешь песок, а он не желтый весь,

Не золотистый он, а темно-красный,

Как кровь героев, пролитая здесь.

2.Ведущий: Здесь в годы Великой Отечественной войны, в донских и приволжских степях, началось одно из величайших сражений второй мировой войны. Двести суток длилась Сталинградская битва.....

( звучит пьеса "Грезы" Р. Шумана)

1.Ведущий: От рождения земля не видала

Ни пожаров, ни битвы такой:

Содрогалась земля, и краснели поля-

Все пылало над Волгой - рекой (пауза)

2.Ведущий: Почему же фашисты рвались в Сталинград?

Во-первых, фашистское руководство стремилось перерезать Волгу, которая являлась важнейшей водной артерией страны. Во-вторых, фашистская ставка считала, что "судьба Кавказа решается под Сталинградом".

1.Ведущий: В- третьих, от исхода Сталинградской битвы зависела позиция Турции и Японии, послы, которых обещали Гитлеру вступить в войну против СССР сразу же, как только падет Сталинград. И наконец, с взятием Сталинграда Гитлер связывал свой личный престиж и престиж германской армии. Он заверял немецкий народ, что Сталинград падет, и война закончится... (пауза)

Сценарий литературно-художественной композиции Сталинград.....

Звучит сигнал воздушной тревоги.

На экране слайд № 1"Фашистские самолеты"(приложение.)

1.Ведущий: А началось все как обычно. Обычное утро 22 июня 1941года.

Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около четырёх часов дня. Встретившись над городом, самолёты, пришедшие с востока и с запада, с севера и с юга, пошли на снижение, и казалось, они снижались оттого, что летнее небо провисло, усело от тяжести металла и взрывчатки, тянувшейся к земле.

Ученица:

Бомбы достигли земли и врезались в город, Дома умирали так же, как умирают люди.

Ученик:

Обнажились согнутые водопроводные трубы, железные балки, пряди проводов.… Тысячи домов ослепли. Под ударами взрывных волн массивные трамвайные провода со звоном и скрежетом падали на землю, зеркальные стёкла витрин вытекали из рам. Трамваи, автомобили, автобусы, паровозы - всё это остановилось.

2.Ведущий:23 августа авиация совершила более 2000 вылетов. Город был превращен в развалины. Под руинами погибло свыше 42 тыс. жителей.

На экране слайд № 2 "Фашистские танки"

1.Ведущий: Затем на Сталинград двинулись танковые дивизии в надежде сломить сопротивление защитников Сталинграда. Но жители не дрогнули.

На экране слайд № 3 "Зенитки".

2.Ведущий: В самом городе зенитчики отражали атаки, а пожарные боролись с огнем.

Песня "Горячий снег» (см. Приложение). Слайд № 4.

Сценарий литературно-художественной композиции Сталинград.....

Ученик:

…Здесь битва небывалая идёт.

На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще

И изрыгает бешенство огня.

И на ветру пронзительно скрежещет

Снарядом раздроблённая броня.

…Зелёные и синие ракеты

Густую ночь, как одеяло, рвут,

И танки, опрокинутые где-то,

Как раненые мамонты ревут.

С когтистыми распятиями свастик,

Они ползут сквозь брустверы и рвы.

На башнях, неуклюжих и горбатых,

Сплошная грязь, пучки сырой травы.

…А сколько их сюда нагнали, жадных

До нашей русской, золотой земли,

А сколько их гниёт в траншеях смрадных,

И слягут те, кто нынче не легли.

…Пусть вихрь сильней. И дождь наотмашь хлещет,

И над землёю сладковатый чад.

Над трупами, раздутыми зловеще,

Медлительные коршуны кричат.

Мы выживем. Хотя б во имя долга.

Мы вырвемся к широкой синеве.

Мы вдаль войдём, как в Каспий входит Волга,

Отстаивая Волгу на Неве.

Да так, чтоб песня птицею плыла.

Не иволги малиновое горло -

Здесь нужен клёкот горного орла.

Ученица:

В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город, Ужасна была эта картина, и всё же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять лёгкие ресницы над глазами мёртвого ребёнка.

Слайд № 5 "Листовка"

Ученица:

Немцы сбрасывают над городом листовки: «Сдавайтесь!» Листки немецкой бумаги превращаются в пепел еще на высоте в тысячу метров - город сжигает их своим гордым огнем.

1.Ведущий: Для поддержки мужества народа по городу распространялись листовки, рассказывающие о подвигах защитников Сталинграда. (слайд листовки)"Смерть немецким захватчикам!"

Прочитай и передай товарищу!

Сталинградец! Будь стойким, как Матвей Путилов. Он был рядовым связистом и часто находился там, где вражескими снарядами и минами корежились провода, где разрывающиеся бомбы непрерывно выводили из строя. Сегодня на линии вражеской миной ему раздробило руку. Теряя сознание, он поднес концы проводов в рот и крепко зажал провод зубами. Восстановив связь, он умер с проволокой в зубах. Отомстим за Матвея!

Слайд № 6. «Матвей Путилов»

Ученик читает стихотворение "Его зарыли в шар земной "С. Орлова

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему, как мавзолей, Земля -

На миллион веков.

И млечные пути пылят

Вокруг него с холмов.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой.

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Звучит песня В.Высоцкого "Он не вернулся из боя» (см.Приложение)( исполняет ученик)

Сценарий литературно-художественной композиции Сталинград.....

Портрет Якова Павлова, дом Павлова. Слайд № 7.

2.Ведущий: В конце сентября 1942 года командир отделения сержант Я.Ф.Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом уже занятый гитлеровцами. 58 дней -срок больший ,чем Германия затратила на захват целых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.

1.Ведущий: Именно здесь родилась слава снайперов В. Зайцева, Н. Куликова, В.Медведева.

Портрет Зайцева и Медведева. Слайд № 8.

-Более трехсот гитлеровцев уничтожил Василий Зайцев в уличных боях. Ему и Медведеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

2.Ведущий: Беспримерное мужество потрясло даже гитлеровских вояк,

(Звучит старинная немецкая музыка. Дети расступаются, девушка - «немка», нарядно одетая, сидит за столом и читает письмо немецкого солдата. Она радостно улыбается, целует письмо.)

Немка (читает):

«Дорогая Клара. Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели - Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои.… Почему русские уперлись на этом берегу? Это безумие…»

Ученик:

Клятва гвардейцев.

До Волги фашистскими толпами

Истоптан ковыль степной,

Но топчется враг возле города,

Стоит пред стальною стеной.

Она из отваги построена

И верных сердец солдат.

Не выдержат камни, но выстоит,

Но выдержит до конца,

До самых последних выстрелов

Железная воля бойца.

Захватчиков залпами меткими

Здесь каждый встречает дом.

Что с планами станет немецкими,

Могилы расскажут потом.

И мечется враг перед стенами,

Не знает, что его ждёт…

Покрытый кровавою пеною,

Он всё ещё рвётся вперед.

Высоким примером для воина

Стоит богатырь Сталинград.

Пусть крыши сметает снарядами

И рушатся этажи, -

Завалы теперь баррикадами

Бойницами будут служить!

Он всё на победу надеется -

Кричит, что взят Сталинград, -

Но клятва дана гвардейцами:

Отсюда - ни шагу назад!

Как бился ты в годы суровые,

В веках будут песни петь.

Если враг бросит полчища новые,-

Ты сможешь всех одолеть!

Ученица:

В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое - в крови и в раскалённом каменном тумане среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей. И с каждым днём среди развалин старого мирного города рос новый город - город войны.

( Снова выступающие расступаются, и мы видим девушку, сидящую за столом. Девушка - «немка» читает письмо немецкого солдата. Она всё ещё радостна и весела, кружиться под старинную музыку по сцене).

Немец (читает):

«В самом деле, какого чёрта эти русские всё ещё цепляются за какие-то клочки своей земли? Всё равно Сталинград - немецкий город и немцы никогда отсюда не уйдут. Пора понять. Что немцы приходят и никогда не уходят.… Так сказал фюрер».

Ученик:

В городе на Волге

Как трудно было умирать

Солдатам, помнящим о долге,

В том самом городе на Волге -

Глаза навеки закрывать.

Как страшно было умирать:

Давно оставлена граница,

А огневая колесница

Войны ещё ни шагу вспять…

Как горько было умирать:

«Чем ты подкошена, Россия?

Чужою силой иль бессильем

Своим?» - им так хотелось знать.

А пуще им хотелось знать,

Солдатам, помнящим о долге,

Чем битва кончится на Волге,

Чтоб легче было умирать…

Волгоград - Сталинград, рядовой и комбат здесь лежат, невзирая на званья.

Молча люди стоят. Журавли пролетят, и курлыканье, как отпеванье.

Звучит песня «Журавли». См. Приложение Слайд № 9.

Ученицы:

Это письмо девушек Сталинграда к защитникам города: «В эти тяжёлые дни девушки Сталинграда с вами, любимые воины! Посмотрите назад - и вы увидите, что они в нескольких десятках, сотнях метров от передней линии обороны работают медицинскими сёстрами, строят баррикады, в заводских цехах делают мины, снаряды, ремонтируют пушки и танки, а в решительный час выходят с оружием на линию огня отстаивать свой завод… Сталинград - это город нашей молодости. В расцвете сил и надежд его строила и украшала молодёжь всей страны. Дорогие воины! Защитники Сталинграда! Наше счастье и будущее, наша молодость - в ваших руках. Исполните вы свой долг перед Родиной, перед всем народом, и тогда об обожжённые камни нашего города враг разобьёт голову, ляжет костьми у ворот славного Сталинграда. Обнимаем вас, дорогие воины, и ждём победы над ненавистным врагом. 11 сентября 1942г.»

Слайд № 10. "Мамаев курган"

1.Ведущий. - В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках ,тот господствовал над округой. Защитники Сталинграда называли его главной высотой России.

2.Ведущий.- Здесь они дали клятву: «Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!"

1.Ведущий.- Сто дней и ночей фашисты рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все осталось в руках ее защитников.

Песня "На Мамаевом кургане тишина» (См. Приложение)

Сценарий литературно-художественной композиции Сталинград.....

2.Ведущий.- В дни боев, даже зимой, курган чернел, как обугленный .

Земля на нем во время боев густо перемешалась с осколками и кровью.

Чтец. Мамаев курган. Р. Рождественский.

-Сотни лет расходиться широким кругам.

По огромной воде молчаливой реки...

Выше всех Эверестов Мамаев курган!

Зря об этом в учебниках нет ни строки.

Зря не сказано в книгах, Мамаев курган,

Что металла в твоем оглушенном нутре

Больше, чем в знаменитой Магнитной горе!

Что хватило его и друзьям и врагам.

Вместо капель росы, как слепое жнивье,

Проступает железо, кроваво сочась...

И поэтому самая главная часть

В притяженье Земли-притяженье твое!

Ты цветами пророс. Ты слезами пророс.

Ты стоишь, поминальные муки терпя.

Синеватые молнии медленных грез,

Будто в колокол памяти бьются в тебя!

И тогда поднимаются птицы с земли,

И колышется нервно степная трава.

Оживают затертые напрочь слова.

И по плитам устало стучат костыли.

1.Ведущий.- Подвиг героев сделал бессмертными камни Мамаева кургана. Пройдут годы и десятилетия, но сюда, к величайшему монументу Победы, будут приходить люди - внуки и правнуки героев.

На экране слайды Мамаева кургана.

-Мы побывали на Мамаевом кургане, сейчас

Там, на Мамаевом кургане,

Вознесся ввысь мемориал,

Он для потомков в назиданье

И в память тем, кто смертью пал,

Чтоб мир надолго сохранить,

Чтоб сердце болью не щемило,

Народ, умевший победить,

Обязан помнить все, как было.

Ученица (в тёмной одежде, с тёмным платком на голове):

Дым на заре.

Милый, родной, если бой угас,

Если металл остыл,

В дальней стране в предвечерний час

Что вспоминаешь ты:

Стройку свою на крутой горе,

Гул разбитных голосов,

Лёгкий, отчётливый на заре

Контур сквозных лесов,

Вечер наш первый, зарю с грозой,

Сумерки без огня

Или толстушку с большой косой,

Прежнюю, ту, меня?

Я не сильна, не боец, не герой,

Но посмотрю назад:

Встал за спиной сорок второй,

Встал за спиной Сталинград.

Встал за спиной сомкнутый строй

Тех, что костьми легли.

Женщина я, не боец, не герой.

Но я войду в Берлин.

Так приказала мне жизнь и смерть,

Память моя и кровь.

Дым на заре, дым на заре,

Ненависть, гнев, любовь.

Немка (плачет, читая письмо):

«Дорогая Клара! Сегодня получил твое письмо. Ты надеешься, что до Рождества мы вернемся в Германию, и все уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов… Сталинград - это ад! Каждый божий день мы атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад.… Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения…»

(Опять выступающие расходятся в обе стороны, и открывается вид на сидящую девушку - «немку».)

Немка (плачет, читая письмо, постоянно вытирая платком слёзы):

«Русские снайперы и бронебойщики - несомненно, ученики Сталина. Они подстерегают нас днём и ночью. И не промахиваются.… Пятьдесят восемь дней мы штурмовали один-единственный дом! Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдёт чуда. А в чудеса я не верю,… Время перешло на сторону русских.… Передай Николаусу, чтобы он не стремился в солдаты. Лучше днём и ночью работать и всю жизнь сидеть на сухом хлебе, чем это…в России».

(Немка роняет письмо, голову опускает на руку, падает головой на стол, плечи содрогаются от рыданий.)

Ученик:

И наконец, долгожданное сообщение Совинформбюро 2 февраля 1943 года: «Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окружённого севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск».

Чтец. Р. Рождественский. Реквием

Плескалось багровое знамя,

Горели багровые звезды,

Слепая пурга накрывала

багровый от крови закат,

И слышалась поступь дивизий,

Железная поступь дивизий ,

Точная поступь солдат!

Навстречу раскатам ревущего грома

Мы в бой поднимались светло и сурово.

На наших знаменах начертано слово:

Победа! Победа!

Во имя Отчизны - победа!

Во имя живущих-победа!

Во имя грядущих-победа!

Войну мы должны сокрушить.

И не было гордости выше,

и не было доблести выше-

Ведь, кроме желания выжить,

Есть еще мужество жить!

Навстречу раскатам ревущего грома

Мы в бой поднимались светло и сурово.

На наших знаменах начертано слово: Победа! Победа!

2.Ведущий.- Вместе со сталинградцами ликовала вся наша родина. Слово "Сталинград" было на устах всего человечества. К. Симонов писал: " С этим словом в сознании советских людей, прошедших войну... связано личное ощущение счастья. Тогда, в разгаре войны мы услышали в этом слове хруст - ломался хребет дошедшего до волги фашистского зверя, и этот хруст услышали не только мы, но и весь мир".

Исполняется песня "Гимн Волгограду-Сталинграду"(см.Приложение)

Сценарий литературно-художественной композиции Сталинград.....

На экране слайд «Почетные граждане Волгограда»

1.Ведущий: Почётный гражданин города-героя Волгограда - звание, являющееся высшим признанием заслуг перед городом-героемВолгоградом и его жителями. Положение о присвоении звания Почетный гражданин города-героя Волгограда было утверждено в 1968 году.

4 мая 1970 года сессия Волгоградского городского Совета депутатов трудящихся приняла решение присвоить звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда» выдающимся участникам Сталинградской битвы:

  • Василию Ивановичу Чуйкову

  • Михаилу Степановичу Шумилову

  • Алексею Семеновичу Чуянову

  • Андрею Ивановичу Ерёменко

  • Александру Ильичу Родимцеву

На сцену выходят чтецы.

Рождественский «Слава героям!».

I чтец: Вечная слава героям!

Вечная слава! Вечная слава! Вечная слава героям! Слава героям! Слава!!!

II чтец. Но зачем она им, эта слава - мертвым?

Для чего она им, эта слава, - павшим? Все живое - спасшим.

Себя - не спасшим.

Для чего она им, эта слава, - мертвым?

III чтец. Если молнии в тучах заплещутся жарко

И огромное небо от грома оглохнет, Если крикнут все люди земного шара, ни один из погибших даже не вздрогнет.

IV чтец. Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Но от имени сердца, от имени жизни повторяю: Вечная слава героям!

И бессмертные гимны, прощальные гимны

Над бессонной планетой плывут величаво.

Пусть не все герои, - павшим вечная слава!

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...

Это нужно - не мертвым! Это надо - живым!

1 Ведущий. Почтим память павших минутой молчания.

Завершают чтецы. Р.Рождественский РЕКВИЕМ

I чтец. Помните!

Через века, через года,-

II чтец. Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

III чтец. Помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны,

Все вместе: Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

IV чтец: Хлебом и песней, мечтами и, стихами,

Жизнью просторной

V чтец: Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
I чтец: Люди! Покуда сердца стучатся,-

Помните, какой ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!

II чтец: Песню свою, отправляя в полет,-

Помните!

III чтец: О тех, кто уже никогда не споет, - помните!

IV чтец: Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Vчтец: Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

I чтец: Во все времена бессмертной Земли помните!

II чтец: Встречайте трепетную весну,

Люди Земли, Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

III чтец Мечту пронесите через года и жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда,-

Заклинаю-

ПОМНИТЕ!Сценарий литературно-художественной композиции Сталинград.....



© 2010-2022