К. Симонов Мойор привез мальчишку на лафете

Раздел Воспитательная работа
Класс 8 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения.

Задачи.

коррекционно-образовательные:

- продолжать знакомить воспитанников с содержанием поэмы К.Симонова;

- расширить представления воспитанников о Великой Отечественной войне;

коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие связной устной речи через правильную формулировку ответов на вопросы, через умение давать характеристику герою произведения; коррекция и развитие личностных качеств через формирование умения выражать свои чувства по отношению к героям произведения.

коррекционно-воспитательные:

- помочь воспитанников осознать, что события войны ради мирного будущего нельзя забывать;

- способствовать воспитанию у подростков чувства гражданственности и патриотизма.

Наглядность: слайды с документальными фотографиями и песней "Тишина"; слайды к уроку.

Ход мероприятия

1. Оргмомент

2. Слово библиотекаря
Добрый вечер, ребята. Наше внеклассное мероприятие посвящено

100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова.

-Ребята, сейчас мы с вами посмотрим слайды. (Приложение 1.)

-Ребята, вы просмотрели слайды. Чему они были посвящены? (Дети и война)

-Правильно, сегодня мы с вами ещё будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и о взрослых на этой войне.

-Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.

-Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.

-Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.

-Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов. (Приложение 2. Слайд 2.)

-Константин Симонов родился 15 ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось по окончании семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931.Во время Великой Отечественной войны он работает военным корреспондентом.

-Константин Симонов побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны прочно вошла в творчество К.М.Симонова.

-Ребята, давайте вспомним самые известные произведения Константина Симонова.

Стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» (читает Г.Нафиса)

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих

-О чём это стихотворение? ( О войне)

-Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало очень популярным, любимым в народе?

-Стихотворение не просто рассказывает о войне, ее трудностях. Это стихотворение лирическое - передает переживания, боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать

Стихотворение К.Симонова «Родина» (читает Г. Аделина)

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

-Как вы думаете о чём это стихотворение (О Родине)

-Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в годы Великой Отечественной войны Основная тема его - тема Родины. Образ Родины предстает в этом стихотворении двойственным: это и великая, гордая, мощная страна, и крохотный клочок земли, «припавший к трем березам». Именно он бесконечно дорог всем русским людям.

Стихотворение К.Симонова «Жди меня…» (читает П.Галя)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

-Это мое самое любимое стихотворение на военную тематику, которое учит ждать, терпеть и любить, несмотря ни на что, и даже вопреки всему. Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь - жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.
Каждая строка начинается словами «жди меня, и я вернусь» - это главная мысль произведения.

-А сейчас прослушаем стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» (видеозапись)

Прежде чем прослушать стихотворение, ребята, я вас познакомлю со словами, которые вам не будут понятны

Брест- крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

Лафет - станок артиллерийского орудия.

3. Выразительное чтение наизусть стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» (видеозапись)

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

4. Анализ произведения

- Ребята, вы послушали стихотворение. О чем это стихотворение?

(о детях в годы войны)

- В этом стихотворении отражена судьба детей в годы войны.

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

-Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных.

-Откуда везли мальчика?

(Из Бреста)

- На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?

("Седой мальчишка")

-Почему мальчик седой?

(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя

- Сколько лет мальчику?

-Да мальчику только 10 лет. Об этом говорят эти строки из стихотворения:

«За десять лет на том и этом свете.

Ему зачтутся эти десять дней»

-Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.

-Стихотворение Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» -это монолог мужчины-воина. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.

-Произведения Константина Симонова сыграли огромную роль в духовной жизни нашего народа в годы войны и навсегда остались в его памяти Они стали такой же приметой той суровой поры, как голос Левитана, читавшего суровые сводки Совинформбюро, как грозная мелодия «Священной войны, названия знаменитых сражений и имена прославленных полководцев.

-Мы с вами, ребята, прочитали только несколько стихотворений Константина Симонова, но у него очень много произведений. Трудно вспомнить литературный жанр, в котором не пробовал бы свои силы успешно К. Симонов, его перу принадлежат лирические стихи и исторические поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии.

-Много занимался документалистикой в литературе, в кино, на телевидении.

Его всегда увлекало новое: начал он свой литературный путь как поэт,

затем поэзия была сильно потеснена драматургией и журналистикой; в

последний период жизни подлинным своим призванием считал прозу.

-Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».

И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…

- Симонов умер не в бою, а в больничной постели от тяжелой болезни 28 августа 1979 года.

Он жил полноценно до последнего часа, жил горячо и жадно, не берег себя, ни от чего не отказываясь в своей через край плещущей жизни. Он много сделал, очень много для одного человека.

28 ноября 2015 года Симонову исполнилось бы 100 лет. У Константина Симонова четверо детей: сын Алексей, три дочери Маша, Катя, Саня и пятеро внуков. Старший внук, Женя - учился в США, имеет степень бакалавра, он ученый - эколог, много времени проводит в экспедициях, курит трубку и очень похож на деда в молодости, у него сын Кирилл. У Кати дочь Даша, у Саши - Лариса. И Алеша - сын Маши, он похож на бабушку - Валентину Серову.

На шестом километре дороги из Могилева в Бобруйск сквозь деревья видна площадка с большим диким камнем.

Что это, памятник? У камня всегда цветы и высечено имя - Константин Симонов. Это память о человеке, чья жизнь была связана крепко с судьбой тех, кто воевал - с живыми и мертвыми.

5.Подведение итогов.

-Ребята, с каким писателем и поэтом мы сегодня познакомились?
(Константином Симоновым )
-Какие произведения К.Симонова вы знаете?( «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» , Стихотворение К.Симонова «Родина» , Стихотворение К.Симонова «Жди меня», К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»)

-В каком жанре писал свои произведения К.Симонов?






© 2010-2022