- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад на тему Инновационные методы и приемы обучения и воспитания
Доклад на тему Инновационные методы и приемы обучения и воспитания
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сулейменова Х.К. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Сулейменова Х.К.
По назначению инновации в образовании можно условно разделить на:
-
общие (глобальные концепции современного образования: оптимизация учебно-воспитательного процесса, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии);
-
частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в организациях образования).
Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны:
-
с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании,
-
организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);
-
профилизацией и специализацией общего образования, которые позволяют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);
-
профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании .
В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.
В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:
-
применение современных информационных технологий;
-
применение принципа интеграции содержания образования;
-
развивающее обучение;
-
дифференцированное обучение;
-
проектное обучение;
-
проблемное обучение;
-
программированное обучение;
-
модульное обучение.
В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:
-
личностно ориентированный подход. Для достижения личностного роста студентов используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;
-
сущностный подход отражается во взаимодействии преподавателей в направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;
-
операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у студентов формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;
-
профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;
-
акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;
-
креативно развивающийся подход формирует у студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;
-
контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту.
Перечисленные современные образовательные технологии соответствуют требованиям и положениям концепции образования, в том числе и в учреждениях ТиПО.
Проблемно ориентированные инновационные процессы направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.
Студенты должны научиться:
-
осознавать свою личную и социальную значимость;
-
ставить перед собой цели самоактуализации, самоусложнения задач и проблем (обязательное условие творческого саморазвития конкурентоспособной личности);
-
адекватно воспринимать свободу и оправданный риск, что отражает ответственность личности в принятии решений;
-
максимально концентрировать свои способности для их реализации в наиболее подходящий момент .
Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заключающуюся в ее обучаемости, восприимчивости к инновациям, способности к перемене профессиональной среды деятельности, готовности перехода в более престижную область труда, повышению социального статуса и уровня образования и т. д.
Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.
Дополнительно в системе образования можно выделить следующие классификации инноваций по типам нововведений:
По масштабности:
-
областные
-
региональные;
-
национально-региональные;
-
на уровне образовательного учреждения.
По педагогической значимости:
-
обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.), не связанные между собой;
-
модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций);
-
системные.
По происхождению:
-
модификационные, т.е. усовершенствованные;
-
комбинированные (присоединение к ранее известному нового компонента);
-
принципиально новые.
Анализ анкет и опыт работы в качестве руководителя показывает, что у педагогов инновационная деятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в научно-методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей в инновационную деятельность свидетельствует, что чаще всего она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:
-
низкий уровень базовой подготовки студентов;
-
формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;
-
отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой;
-
невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.
Вместе с тем, без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе анкетирования преподаватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, педагогов - практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы называли наличие достаточного количества учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.
Анализ теоретических и методических работ, посвященных инновационной деятельности, позволяет раскрыть закономерности и принципы организации данной деятельности, определить цели инновационной деятельности, которые заключаются в следующем:
-
Способность колледжа позиционироваться как инновационное образовательное учреждение, востребованное и конкурентоспособное на рынке образовательных услуг.
-
Переход на качественно новый уровень подготовки специалиста, готового к реализации новых стандартов образования в условиях современной информационной реальности.
Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является:
-
формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;
-
лидерская позиция колледжа на рынке образовательных услуг;
-
создание позитивного имиджа учебного заведения.
Литература
-
Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 - 21.
-
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
-
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
-
Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011, с. 28 - 30.
-
Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
-
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
-
Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.
-
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011,
с. 12 - 13.