Доклад на Рождественские чтения Семья-малая Церковь

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Доклад на Рождественские образовательные чтения


Тема: «Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и обществе»


Сегодня ситуация в обществе тревожная. Мы переживаем не только социально-экономический, духовный, но и демографический кризис. Усилия Церкви, мирян должны быть направлены на преодоление этого кризиса, на то, чтобы остановить процесс вымирания государствообразующего русского народа, его нравственную деградацию.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных.

Разрушены нравственные представления о семье: семейные отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, гражданский брак стал нормой для молодёжи. Забыт традиционный уклад семейной жизни: уважения и почитания старших членов семьи, отношения послушания - всё это вытеснено из современной жизни и подменено игнорированием мнения родителей.

Потеряно традиционное восприятие родительского долга и детства: насаждение культа жизненного успеха, материального богатства и карьерного роста привели к катастрофическому падению престижа материнства и отцовства, как результат - снижение рождаемости.

Существенные изменения произошли в сфере семейного воспитания: семьей утрачены традиционные нравственные ориентиры и это привело к тому, что современная семья оказалась не в силах удержать подрастающее поколение от порока. Следствием варварского разрушения семейных традиций является с каждым годом увеличивающаяся подростковая преступность. На лицо многочисленные проблемы детей и детства: у современных детей наблюдается отсутствие представлений о добре и зле, о пороке и добродетели, у наших детей наблюдается духовно-нравственная неразвитость.

В силу духовной пустоты семейных отношений подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью компанией друзей.

Всё это приводит к вступлению в жизнь нравственно и духовно неполноценной и инфантильной молодежи.

Семейная жизнь, в своем большинстве, не принимается молодежью. А возрастающий культ внебрачных связей облекается в форму «поэзии изящной безнравственности». Но творческая энергия пола вне семьи становится энергией разрушения и саморазрушения. Действительно, внебрачная половая жизнь есть торжество чистой сексуальности за счет духовной стороны человека. Происходит как бы переориентация человека: ради удовольствия насыщения он отступает от Божественного образа, к которому призван. Светская система воспитания не вполне справляется с решением проблем духовного и нравственного воспитания в семье и обществе. Необходимо опираться на православные традиции семьи и брака.

Таинство брака имеет божественное установление. Сам Бог совершил и освятил первый брак людей еще в раю, когда сотворил мужчину и женщину: «Благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1, 28).

«Иисус принял приглашение на свадьбу в Кане Галилейской. Будучи Богом, Он хотел благословить новую семью и показать своим присутствием, что Бог хочет, чтобы люди создавали семьи» [ 1,с. 122].

Ни один человеческий союз не имеет такого высокого значения, как брак, т.е. союз мужа и жены. Этот союз есть учреждение самое древнейшее, получившее свое начало при сотворении человека, и основанное на непреложном законе, положенном Самим Богом в природе человеческой. Установленное Богом, освященное и утвержденное таинством, супружество есть основание всей жизни человека,- спокойствия и счастья его на земле и часто вечного блаженства на небе. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Святые отцы видят в нем важнейшее благодатное средство к преодолению последствий расстройства бытия человека. «Брак у всех да будет честен, и ложе непорочно» (Евр. 13,4).

Характерное разъяснение по этому вопросу дает свт. Григорий Палама: «Даже если, по благодати Божией, брак честен, природа человеческая всегда несет в себе признаки осуждения.» [ 2, c.178]. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в новой полноте. Это познание делает нас богаче, мудрее, приносит чувство завершенной полноты. « Брак есть школа любви и спасения для всех членов семьи.» [ 5, с.390 ].

Жизнь в браке имеет три стороны - биологическую, «Если безбрачные и вдовы не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться» (Кор. 7,9); социальную и духовную, и все три должны образовывать целостное единство, открывающее новый путь жизни. Супружество - не только внешнее соединение мужа и жены, это и внутреннее единение их душ для взаимного движения к совершенству. «Каждый из нас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа» (Еф. 5,33).

Святые отцы высоко почитают церковный брак. Свт. Иоанн Златоуст учит: « ...человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, оставивши тех, к которым он привык, сочетавается с тою, которой прежде не видел...Поистине это таинство великое, заключающее в себе какую - то сокровенную мудрость.»[3, c. 557].

Если бы все, вступающие в брак, ясно представляли себе высокую нравственную цель и стремились к ее достижению! Однако часто мы видим, что в современном обществе брак из тайны превратился в узаконенную половую жизнь. Святой Иоанн Златоуст в своих творениях учит не искать в женах внешней привлекательности: «Будем же искать в жене благоразумия, умеренности, кротости: таковы признаки (истинной красоты)» [4, c. 556].

Пол не может и не должен жить в нас отдельной жизнью, но должен быть включен в целостную общую жизнь, которую Бог завещал человеку при его сотворении.

«...А если ей не пришлось выбрать себе мужа по страсти или плотской любви, то за это должна благодарить Бога; потому что вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни» [ 3,c. 342].

Семья - это духовный путь, путь борьбы с грехом во взаимном восполнении друг друга. В благословенном супружестве исчезает чувство своего «я» как отдельного человека. Сказал Господь Бог: «Не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственному ему». Иисус сказал фарисеям: «Не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их и сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей и будут два одной плотию; так что они уже не двое, но одна плоть». (Мф 10, 4).

Не таков законный христианский брачный союз. Он имеет глубочайшее духовное основание. Благословение, которое получают при венчании мужчина и женщина, укрепляет их на всю жизнь и дает им силу в радостях и печалях семейной жизни. Путь супружеской четы можно уподобить вращению Земли с ее постоянным спутником, Луной, вокруг Солнца. Христос - Солнце правды, греющее детей Своих и светящее им во тьме. Союз мужа и жены уподобляется союзу Христа и Церкви. «Мужья любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее» (Еф. 5, 23-25).

Отсюда следует и нерасторжимость семейного союза, поскольку нерасторжим союз Христа с Церковью. «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, то подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф 5,31-32, 19,9).

«Что бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6).

Мы глубоко чувствуем, что семейные заботы приносят истинное домашнее счастье.

Доставляют радость семейные праздники, подарки, сюрпризы, но траты на них должны быть мудро умеренными, затраты не должны превосходить чувства любви, почтения, не нарушать простоту домашнего очага. Излишки лучше потратить на милостыню, благотворительность. Пусть и менее благополучные семьи, старики, обездоленные порадуются вместе с вами вашему семейному счастью.

Добрая жизнь, добропорядочное поведение в доме, семье - основа и корень нравственной жизни. Всякий человек в своей семье усваивает первые навыки, созидает свой нрав, приучается к плохому или доброму поведению, усваивает тот или иной характер. В добром семействе и дети возрастают в добродетелях, а в плохой семье они склоняются к порокам. Человек нигде не может так хорошо привыкнуть к исполнению христовых заповедей, как в своем семействе. Высшая заповедь есть любовь к ближним; но где мы можем так усвоить эту заповедь и выказать любовь, как не в собственной семье?

Домашняя семейная жизнь - как бы зеркало, в котором невольно изображается подлинный нравственный образ человека. Семейная жизнь в христианском браке ведет ко спасению. «...Церковь, основываясь на Священном Писании, установила в числе семи таинств церковных и таинство брака, которое служит освящением к размножению рода человеческого, и потому, без сомнения, живущие по заповедям Божиим и повинующиеся Церкви наследуют Царство Небесное» [ 6, с. 155].

Православная семья содержит в себе весь диапазон благочестивых человеческих ценностей, высоких, возвышенных смыслов бытия. Ответ, который необходимо держать за свои поступки, формировал чувство ответственности. Именно тогда семья становится для всех ее членов той главной крепостью, которая защищает их от безнравственного шторма социальной жизни, дает радость общения и возможность личностного раскрытия. Великий опыт восхождения человека к духовным вершинам сохранен в традициях православного семейного уклада.

Создать и сохранить духовно-нравственную здоровую семью - это значит сохранить Родину и наше будущее - детей. В этом видится высокое предназначение совместной деятельности Православной Церкви, государства и общества.

Литература



  1. Ахелойский Евфимий, епископ. Прекрасный Божий Мир. Пособие по церковной катехизации.-М., 1996

  2. Григорий Палама, свт. Беседа 43 // Цит. по: Мейендорф Иоанн, протопресв. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение.

  3. Житие иеросхимонаха Иосифа .- М.,1993

  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Ефесянам. Беседа 20,4 // Творения: в 12 т. Т. 11. Кн.1.- СПб., 1904

  5. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Ефесянам. Беседа 20,3 // Творения: в 12 т. Т. 11. Кн.1.- СПб., 1904

  6. Леонов Вадим, прот. Основы православной антропологии. - М., 2013

  7. Нилус С.А. Полное собрание сочинений в 6 т. Т.3. Святыня под спудом.- М., 2003

7

© 2010-2022