- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Занятие Конфликт с родителями
Занятие Конфликт с родителями
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Омелюта Т.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЗАНЯТИЕ
«Конфликт с родителями»
Прежде чем сказать - посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть - посчитай до ста,
Прежде чем ударить - посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость).
Цель: формирование бесконфликтных отношений в семье через воспитание уважительного отношения друг к другу; дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье.
Материалы и оборудование: лист ватмана, фломастеры, карточки для инсценировки, квадраты красного, зелёного, чёрного цвета.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Мотивация.
В начале занятия воспитатель задает ситуацию-провокацию. Вызывает к доске двух воспитанников и дает им игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Дети начинают рисовать. Воспитатель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что дети допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает воспитанников и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша - современная и т.д. Затем воспитатель дает возможность детям закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
Беседа с группой.
- Вам понравилась такая игра? (Нет)
- Почему? Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)
- Вот мы и пришли к теме нашего занятия. Мы будем говорить о конфликте, а вернее о том, как избежать его.
- Почему рисунок не получился? ( Воспитатель плохо объяснил, дети не поняли и т.д.)
- Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (Можно)
- Как? (Ответы детей)
- Итак, конфликт, пути его решения - тема нашего разговора. Важна ли для вас эта тема? Почему? (Высказывания воспитанников.). Давайте прочтем слова, являющиеся эпиграфом к занятию:
Прежде чем сказать - посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть - посчитай до ста,
Прежде чем ударить - посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
- В ходе нашего занятия мы попытаемся согласиться или опровергнуть это высказывание. Для начала я предлагаю вам выполнить индивидуальные задания.
2.Основная часть.
Уточним понятие о конфликте;
- У нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: сверкает молния, гремит гром и т.п.) Да, ребята, мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов …
Приём «Ассоциативный ряд»
- Подберите слова-ассоциации к слову «конфликт». (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)
- А что чувствуют конфликтующие люди? (Дети говорят об ассоциациях).
- Какой характер носят все эти слова? Ассоциации, как видите, носят негативный характер взаимоотношений, вызывают отрицательные эмоции. Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?
Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает специальная наука - конфликтология. В настоящее время эта наука приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. А мы с вами попробуем кое-какие вопросы решить уже сейчас. И в ходе решения наших вопросов мы будем снимать с доски облака, закрывшие от нас солнышко. Итак, тема определена, задачи поставлены. Теперь нам предстоит изучить теоретический материал.
- Конфликт, согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
Могут ли люди обходиться без конфликтов?
- Вся история человечества - это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…
- В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний. В-третьих, работа не ладится и вообще все валится из рук. И наконец, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов. Одним из них является общение - основа разрешения конфликтов. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход, из которых порой также нелегко. Но нужно.
Самым распространенным типом является межличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера. Давайте поразмышляем о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими. Из-за чего разгораются конфликты? Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос и т.д.
Но всякий конфликт можно решить мирным путем. Вот и сегодня мы постараемся найти верные решения конфликта родителей и детей.
Проблемная ситуация «На приеме у психолога»
- Сейчас мы проведем с вами игру «На приёме у психолога». Для этого вам нужно выбрать двух участников на роль мамы и дочери.
- Рассказывает ситуацию, мама.
Мама: - Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
- А вот что рассказала Даша.
Даша: - Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
Обсуждение проблемной ситуации.
- Вот такие пациенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:
- хорошо ли все чувствуют себя в семье Даши?
- можно ли назвать их семью счастливой?
- можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?
- из-за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид? (Примерные ответы детей: трудный возраст дочери; невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери; успеваемость, учеба; лень, неаккуратность; придирчивость родителей; родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек).
- Даша конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком? (Примерные ответы детей: быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба; получить паспорт, участвовать в выборах президента; делать, что тебе захочется; делать не то, что хочешь, а то, что должен; иметь много обязанностей; жить по правилам, выполнять все законы).
- Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Даша хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.
- К какой категории детей относитесь вы?
- Поднимите руки те, кто считает себя конфликтным ребенком…
- А сейчас поднимите руки те, кто умеет находить контакт с родителями…
- Бывают ли в вашей семье такие конфликты?
- Как вы их решаете?
Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»
- Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? (На слайде 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации.)
а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уход от конфликта (уклонение);
д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
Физкультминутка.
Поднимает руки класс - это раз.
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три.
Руки выше на четыре.
Пять - подпрыгнули.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Ролевая игра «Если бы психологом был я...»
- Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Дашей. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали?
(Примерные ответы детей.
Даша выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.
Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.
Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей).
- Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми. Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека и соблюдать некоторые правила.
Правила управления конфликтом.
Не прерывайте. Слушайте.
Не делайте предположений.
Не переходите на личности и не оскорбляйте.
По-настоящему работайте над решением проблемы.
Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
Закончите на позитивной ноте.
- Я думаю, что вы запомните эти правила управления конфликтом и, применяя их, будете использовать для решения возникшей проблемы. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. И помните, что нужно
Прежде чем сказать - посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть - посчитай до ста,
Прежде чем ударить - посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
- Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.
- Чтобы избежать конфликтов, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к родителям так, как хотел бы ты, чтобы они относились к тебе».
Итог занятия
- Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит стихотворение, которое написал Омар Хайям.
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
- Я желаю счастья вашим семьям, мира в ваших отношениях.
Рефлексия.
- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
- Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
«Да» - красный квадратик,
«Нет»- черный,
«Сомневаюсь» - зеленый.
Спасибо. До свидания.