- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Масленица «Азбука графа Льва Николаевича Толстого»
Масленица «Азбука графа Льва Николаевича Толстого»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Турбина А.Е. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Масленица в школе.»
Театрализованная постановка по мотивам произведений Л. Н. Толстого.
« Азбука графа Льва Николаевича Толстого.»
Коллективное творческое дело, игра, театр - одни из лучших форм обучения людей, вне зависимости от их возраста.
Задачи:
Обучения - формирование знаний по теме с целью расширения кругозора учащихся в вопросах культуры и быта.
Познакомить детей с историей создания "Азбуки" Льва Толстого.
Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
Воспитания - воспитывать трудолюбие, бережливость, чувство рачительного хозяина; прививать эстетический вкус, творческий подход к выбору стиля одежды; развитие интереса к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти; Знакомство со старинным русским бытом, обычаями и обрядами, национальной одеждой; Воспитывать интерес к литературному наследию. Развития: способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости; развивать логическое и наглядно-образное мышление, развивать интерес к своему внешнему виду; Масленица в школе, состоит из двух независимых частей - театральной постановки и народного гуляния. Праздник разбит на несколько взаимосвязанных частей, подготовка которых отдана классам. Существует основная группа артистов, которая объединяет в всю постановку, создавая тем самым большой полномасштабный спектакль, тем самым достигается участие практически каждого ребенка в празднике. Отдельные эпизоды готовятся представителями классов начальной школы. объединяясь в один большой спектакль, который с успехом прошел в школе для учащихся 1-11 классов.
Оформление сцены.
1. "Азбука" Льва Толстого - это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.
"Чтобы поверить в добро, надо начать делать его"Л.Н. Толстой
2. Портрет Л.Н.Толстого. фотографии Ясной поляны, где жил и работал, писатель Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910).
3. Фотографии различных изданий азбуки.
4. Выставка книг Л.Н. Толстого.
5. Презентации « Творчество Л.Н. Толстого».
6. Презентация « Быт крестьян 18-19 веков в старых фотографиях, произведениях художников.»
« Русская народная песня» - « Лялие».
Презентация « крестьяне».
На фоне мелодии « Я на горку шла…»
Крестьянка 1: Год какой-то нынче скорый. 1859. Уж и лето пролетело, осень наступила. Скоро зимушка -зима. Крестьянка 2: А ты слышала, Авдотья, барин то наш, Лев Николаевич, открывает школу.
Крестьянка 3: Какую такую школу, у него дети все грамотные. Крестьянка 2: Да, нет не для боярских детей, а для наших, для крестьянских . Вон, Иван идет, давай спросим - он то к барину поближе- кучером у него служит. Крестьянка 1: Иван, что за причуды у нашего барина. Говорят школу какую- то открывает.
Крестьянин: Да, школу открывает Лев Николаевич для крестьянских детей
Крестьянка 2: Да у нас и денег нет на учебу одного, а их у меня 5 , а у Марии 12. Крестьянин : Но барин хочет сделать так, чтобы школа - то была бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет. Чудак наш барин, но ведь для нас старается - недаром его вся Россия уважает
Крестьянка 3: Где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого.
Крестьянка 1: Да, вот говорят, рядом в селе отставной солдат учит детей грамоте и прошлой зимой чуть до смерти не забил парнишку.
Крестьянка 2: Да, учеба трудна - всякое бывает.
Крестьянин : Вот, узнал у барина все. Школа будет толстовская - в честь графа нашего - Льва Николаевича Толстого. И учить он сам будет и читать, и писать, и считать. На вот, Настасьюшка, прочитай , что граф отписал.
Крестьянка 3: Предметы, которым будут учить в яснополянской школе - барыней писано, я ее почерк хорошо знаю.
1. Чтение механическое и постепенное.
2. Писание.
3. Каллиграфия
4. Грамматика.
5. Священная история
6. Русская история
7. Рисование
8 Черчение « я и не слыхивала о таком..»
9. Пение
10. Математика
11.Беседы из естественных наук
12 Закон божий.
Крестьянка 1: Нашим деткам такие науки изучать, глядишь и в люди выбьются.
Крестьянка 2: Ну, граф, ну, молодец. Недаром его вся Россия уважает!!!
Крестьянин: Да. Да. Но главное, он мечтает, что школа не будет отпугивать ребят от учения, они будут чувствовать себя в ней свободно и весело.
« Русская народная песня» - « Ой. Ты Полюшка- Пораня».
Дети бегут с занятий
Ребенок 1: Я сегодня отличился, все правильно посчитал - ты только три примера решил, а я успел 15, да еще две задачи. Смотри, что мне Лев Николаевич подарил за такие успехи. ( показывает книгу)
Ребенок 2: Азбука графа Л. Н. толстого Книга 1, Тип. Замысловского. Больш. Мещан., Д. № 33 1872 год .
Ребенок 3: Вот это подарок! Береги, Николка. Знаешь, сколько она стоит. Да и не найдешь нигде.
Ребенок 4: Да, удивительный у нас учитель! Мы можем спросить обо всём, о чём ни пожелаем. А, граф, разговаривает с нами, как с равными, один раз даже советовался со мной, как правильно лошадь подковывать. Я все рассказал, как отец учил.
Ребенок 1: Уроки у нас -беседы, а часто мы играем.
Ребенок 2: На переменах и после занятий нам всегда рассказывают что-нибудь интересное, а вчера барин показывал нам гимнастические упражнения.
Ребенок 3: А на той недели, помнишь, Ванятко, боролся с нами, играл в городки, бегал на перегонки.
Ребенок 4: А зимой граф катался на санках с гор. И скорее бы, лето- мы бы вместе пошли на речку или в лес, водили хороводы. Помнишь, как прошлым летом здорово было.
Ребенок 1: Давайте, почитаем Азбуку. Вы посидите, а я вам почитаю. Пока минутка есть.
Ребенок 2: Давай, ведь на дом уроков не задают.
Ребенок 3: Конечно, в избе мы не сумеем их выполнить.
Ребенок 4: К тому нужно помогать родителям по хозяйству. Прочитай нам, Николка.
Ребенок 1: Левь и мышь.
Лев : (отдыхает, прибегает мышь и пробежала, лев просыпается, ловит мышь) Мышь : Ну, отпусти меня лев, я больше не буду тебя беспокоить.
Лев : Ну, уж нет, я тебя сейчас съем. Мышь : Ну, лев, я отмаливаюсь- больше тебя не побеспокою, и пригожусь тебе когда нибудь.
Лев : Нет, как ты такая маленькая можешь мне, царю зверей помочь? Мышь : Вот отпустишь меня, и я тебя помилую!
Лев : (смеется) так ты мне обещаешь милость. Вот здорово!!! Я тебя отпускаю, но помни ты обещала меня помиловать. (смеется). (Охотники поймали льва, привязали веревкой к дереву. )
Охотники : Вот посидит чуть - чуть тут, а потом мы его в клетку посадит, и будем возить по городам, ярмаркам - на потеху людям. Лев : (рычит, плачет) Мышь : Слышу львиный ревъ, побегу узнаю, что случилось со львом, как -то не по царски он рычит.
Лев : Вот мышь, я теперь в неволе, поймали меня охотники, хотят в клетку посадить. Не могу я жить в клетке. Мышь : Помнишь, ты смеялся, не думал, что бы от меня пришла отплата, а теперь видишь, - живешь и ждешь от мыши милость.
Лев : Чем же ты можешь помочь мне? Мышь : А очень просто ( перегрызает веревку). Вот ты и на свободе!
Лев : Спасибо мышь, вот ты такая маленькая, но спасла меня.
Ребенок 2: Ну дай, будь добр, теперь я прочту.
Ученый сын.
Отец : Ты приехал, сынок мой родной. Как там жизнь в городе? Сын: Жизнь прекрасна, кругом веселье, красота, вот синематограф появился - вы и не видели такого в своей деревне. Отец : Что ж это такое - синематограф, никогда не слышал Сын: Картинки бегающие такие интересно очень - Мэри Пикфорд играет, паровозы едут.
Отец : Да. Странности у вас в городе, А у нас все по старому. А как учеба, сынок? Ты уж старайся - вся надежда на тебя. А мы все денежки тебе передаем с оказией - ты уж в люди должен выйти. Сын: Ну конечно, отец, я учусь - вот философию сдал. Риторика была в этом семестре, латынь проходил, грамматику сдавал.
Отец : Изменился ты , сынок, городской совсем стал. Слова и то, какие иностранные, непонятные. А мы живем как и предки наши жили - сеем да пашем, работаем, работаем. Вот покос нынче, возьми грабли и пойдем помоги мне.
Сын : Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли? Не могу я выполнять вашу мужицкую работу.
Отец : Да как же сынок без работы то, все то ты в городе своем забыл. ( собирается уходить). Сын: ( наступает на грабли, они ударяют в лоб).Ну что за бездельник тут грабли бросил?
Отец : Вот Сыночек и слова вспомнил, хорошо, что грабли на пути появились. Так из бездельника в работящего человека превратишься. Учиться учись - но и работать не забывай, пойдем на покос, заново учиться будем.
Пряха прядет, поет песню «Прялица»,
Тонкие нитки. - 3 а 3б
(Пряха прядет, поет песню «Пряхи», приходит человек.)
Барин: Пряха, а к вам с большим заказом: « Спрядите мне нити для красивой рубахи, только уговор - нити должны быть тонкие.» (уходит)
Пряха: (поет, работает) Вот заказ исполнила, очень красивые нити получились- (тонкие) - хороша рубаха будет. Барин: ( приходит) Я пришел забрать заказ. Где мои тонкие нити? Пряха: Вот выполнен весь ваш заказ. Тонкие, ровные нити получились,- на радость мне, вам, и всем людям, которые увидят вас в такой красивой рубахе.
Барин: Нет, видимо эти нити хороши, но не для меня,. Мне они не хороши, - я же заказывал самые, самые тонкие нити. А эти нити мне не подходят, грубая рубаха получится, мне нужны тончайшие нити. Пряха: Я выполнила ваш заказ с любовью и добротой, тоньше нитей изо льна не спрядешь - этого не сделают даже самые умелые руки. Нити Тонкие, ровные нити получились. Барин: Нет, эти нити мне не подходят, мне нужны самые тонкие. Пряха: Ну, если тебе эти нити не тонки, так вот тебе другие, есть у меня и такие ( достает из сундука пустое место ). Барин: Но, я ничего не вижу. Пряха: Оттого и не видишь, что они очень тонки, я и сама их не вижу. Барин: Ну что ж., такие нити меня устраивают, покупаю все. ( расплачивается) И еще мне спряди, пряха. Пряха: Благодарю тебя, барин. Через неделю приходи за другим заказом.
Крестьянка 3: Ну, и барин, ну и барин
Странный барин спору нет.
Не умен он и заносчив,
Ну, а нам большая честь.
Крестьянка 1: Не форси калошами,
У тебя нет лошади.
Одна метелочка в углу,
И та кричит: «Уйду-уйду!»
Крестьянка 2: Купи, батюшка, платок,
На затылочке цветок:
Теперь мода на платки,
На затылочке цветки.
Крестьянка 1: В песнях радость, в песнях горе,
В песнях и весельице.
Только в песнях нахожу
Сердечку утешеньице.
Крестьянка 1: Граф наш все пишет, все пишет. Уж 17 годков прошло как открыл он школу.
Крестьянка 2: Ну, мои уж сыновья уже отдельным хозяйством живут. Выучил их граф , уже и внуков учит. А все пишет азбуку.
Крестьянин: И говорит он , что это главный труд его жизни. И еще : , что Азбука печатается с одного конца, а с другого все пишется и прибавляется. Крестьянка 1: Да, а еще он постоянно говорит , что работы тут на сто лет. И то не хватит.
Крестьянка 2: Говорят, он написал 629 произведений. Переработал и использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Крестьянин: Уже изданы четыре тома "Русских книг для чтения".
И везде воспитываются трудолюбие, честность, смелость, доброта.
Крестьянка 1: Вот и наши детки такими выросли.
Крестьянка 2: Дай бог, и внучки настоящими людьми станут. Старается граф, для всех нас старается.
Крестьянин: Я вот тоже почитал новую Азбуку, интересные рассказы написаны, да со смыслом все. Вот , например.
Избушка и дворец.
Царь: Повелеваю - на этом месте построить дворец, .самый красивый в мире, чтобы все иноземные гости дивились такому чуду.
Министр: Хорошо, царь - вот всевозможные проекты, посмотри ( показывает) И этот хорош, и этот.
Царь: Выбираю чудный проект, какой дом прекрасный, а подъезд ко дворцу- чудесный. А перед дворцом сад чтоб разбили. Прекрасней кого и нет на земле.
Министр: Будет исполнено, царь . Но на самом въезде в тот сад стоит избушка, и живет бедный мужик.
Царь: хочу эту избушку снести, чтобы она сад не портила, и посылаю тебя, своего министра к бедному мужику, чтобы купил избушку, и решил раз и навсегда этот вопрос.
Министр: Хорошо, царь ( идет у мужику) - Ты счастлив. Царь хочет твою избушку купить. Она десяти рублей не стоит, а царь тебе сто дает.
Мужик :
- Нет, я избушку за сто рублей не продам.
Министр:
- Ну так царь тебе двести дает.
Мужик :
- Ни за двести, ни за тысячу не отдам. Мой дед и отец в избушке этой жили и померли, и я в ней стар стал и умру, бог даст.
Министр : ( приходит к царю) Мужик упрям. Ничего не берет. Не давай же, царь, мужику ничего, а вели снести избушку даром. Вот и все.
Царь : Нет, я этого не хочу.
Министр : Как же быть? Разве можно против дворца гнилой избушке стоять? Всякий взглянет на дворец, скажет: "Хорош дворец, да избушка портит. Видно, - скажет, - у царя денег не было избушку купить".
Царь: Нет, министр, не так будет, а по - другому - кто взглянет на дворец, тот скажет: "Видно, у царя денег много было, что такой дворец сделал"; а взглянет на избушку, скажет: "Видно, в царе этом и правда была". Оставь избушку.
Министр: Да, царь, мудрый вы правитель. Ваша воля будет исполнена.
Крестьянка 1: Ох, и тяжел же наш труд крестьянский. Но все одно- люблю я землю свою - кормилица она наша.
Крестьянка 2: И кормит. И одевает нас, и силы дает в трудный час.
Песня « А мы просо сеяли, сеяли…»
История лопуха.
Вы меня называете лопух. И теперь я точно лопух, а прежде я был лист от репейника. Мы, репейники, живем все точно так же, как и вы все живете. Мы едим, пьем, спим. Просыпаемся, родимся и умираем. Едим мы землю нашими корнями, пьем воздух и воду нашими листьями. Умираем, оттого что нас сорвут или растопчут, а рождаемся мы так же , как и все, от отца и матери.
Крестьянка 1: Удивительный у нас барин - на всю Россию один.
Крестьянка 2: Да, уж , наверное не только на Россию- на весь мир.
Крестьянин: Вот, что в газетах пишут. « Лицо его - лицо человечества. Если бы обитатели иных миров спросили наш мир: кто ты? - человечество могло бы ответить, указав на Толстого: вот я.» Дмитрий Мережковский. Но это наш, русский. А вот из Индии - Махатма Ганди Крестьянка 3: Индия , это то где? На другом конце света! И там нашего графа знают!
Крестьянин: Не мешай. ( читает) Граф Лев Николаевич Толстой - самый честный человек своего времени. Вся его жизнь - постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить её в жизнь. Толстой никогда не пытался скрыть правду, приукрасить её; не страшась ни духовной, ни светской власти, он показал миру вселенскую правду, безоговорочную и бескомпромиссную. Махатма Ганди
Вот так то , и это о нашем Льве Николаевиче.
Крестьянка : Удивительный человек, и про все то он знает, и про то, что есть, и про то что было.
Святогор-богатырь .
Летописец: Познакомлю вас сначала со словами древними я вас. Урослая - вросшая в землю. Перст - палец. Угряз - водяной.
Слова те встречаются в тексте моего рассказа - былины Святогор -богатырь. Лев Николаевич Толстой правил былину не один раз - я вам расскажу третий вариант былины.
Летописец: Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,
Никого-то, Святогор, он не нахаживал,
С кем бы силой богатырскою помериться;
А сам чует в себе силу он великую,
Чует - живчиком по жилам разливается.
Грузно с силы Святогору, как от бремени.
И промолвил Святогор-свет, похваляючись:
Святогор: "По моей ли да по силе богатырской
Каб державу мне найти, всю землю поднял бы".
Летописец: С тех слов увидел Святогор прохожего -
Сдалека в степи идёт прохожий с сумочкой, -
И поехал Святогор к тому прохожему,
Едет рысью, всё прохожий идёт передом, -
Во всю прыть не может он догнать прохожего.
Закричал тут Святогор да громким голосом:
Святогор: "Гой, прохожий человек, пожди немножечко.
Не могу догнать тебя я на добром коне".
Летописец: Сдалека прохожий Святогора слушался,
Становился, с плеч на землю бросал сумочку.
Наезжает Святогор на эту сумочку.
Своей плёточкой он сумочку пощупывал, -
Как урослая, та сумочка не тронется.
Святогор с коня перстом её потрогивал, -
Не сворохнется та сумка, не шевельнется.
Святогор с коня хватал рукой, потягивал, -
Как урослая, та сумка не поднимется.
Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку,
Он приладился, взялся руками обеими,
Во всю силу богатырску принатужился, -
От натуги по белу лицу ала кровь пошла,
А поднял суму от земи только на волос,
По колена ж сам он в мать сыру землю угряз.
Взговорит ли Святогор тут громким голосом:
Святогор: "Ты скажи же мне, прохожий, правду истинну,
А и что, скажи ты, в сумочке накладено?"
Летописец: Взговорит ему прохожий да на те слова:
Микула: "Тяга в сумочке от матери сырой земли".
Летописец: Взговорит тут Святогор да ко прохожему:
Святогор: "А ты сам кто есть, как звать тебя по имени?"
Летописец: Взговорит ему прохожий ли на те слова:
Микула:"Я Микула есмь; мужик я, Селянинович,
Я Микула, - меня любит мать сыра земля".
Крестьянка 1: Удивительные слова говорит и пишет нам наш барин .
««Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других.» Крестьянка 2: Да , посмотри сколько он для наших ребят сделал.
А еще его высказывание: «Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным».
Крестьянин: И в этом правда есть. А еще: «Радость может быть совершенной лишь тогда, когда люди смотрят на свою жизнь как на служение.»
Крестьянка 1: Вот и он и мы работаем от зари до зари. А еще: «Где любовь, там и Бог.» «Живи в поисках Бога - и Бог не оставит тебя». Крестьянка 2: «Удивительный у нас барин - на всю Россию один, и не только на Россию- на весь мир один.
Отец и сыновья.
Отец: Вы мои сыновья, как же вы можете ругаться между собой, вы братья , должны жить в согласии.
Братья : ( дерутся ругаются), ты плохой, и ты плохой. Вот батька уйдет, и я тебе покажу. И в салки с тобой играть мы не будем.
Отец: Так ничего вы не понимаете! А вам по жизни вместе идти , рядом. Вы должны помогать во всем друг другу Вместе -вы сила, а поодиночке любой вас сломать сможет.
Братья: ( дерутся ругаются), я тебе тумаков еще надаю. Ты у меня посмотришь. Я старший, вы во всем меня слушаться должны…
Отец: вроде говорю на русском языке с вами а вы ничего не понимаете. Придется по другому показать, что только вместе -вы сила! « Принести мне веник. - Сломайте!
Братья: ( пробуют сломать веник) Сколько мы , батюшка ни бьемся -ничего сломать не можем!
Отец: (Тогда отец развязал веник) Ломайте по одному пруту.
Братья: Как легко переломать прутья поодиночке. Мы справились с заданием. Вот весь веник переломали. Его уже и не осталось!
Отец: - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.
Крестьянка 1:Барин такие большие книги написал « Война и мир», «Анна Каренина»
Крестьянка 2: « Воскресенье», Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» (188 «Власть тьмы» , всех не упомнишь. Прославил лев Николаевич русскую литературу на много веков.
Крестьянка 3: А дольше всего он работал именно над детскими книгами, что бы все наши ребятки , все русские дети грамотными духовными были.
Крестьянин: Это не просто азбука - это энциклопедия в четырех томах. Азбука - главный труд его жизни. Огромную работу проделал писатель, добиваясь, чтобы, как он сам говорил, все было "красиво, коротко, просто и, главное, ясно". И в этом убеждаются ребята даже по прошествии веков.
Крестьянка 1:Все вам понятно, учащиеся 21 века?
Крестьянка 2: Ну , и хорошо.
Хозяин и работник.
Гуляют, отмечают праздник.
Сосед: - Поди посмотри, сколько людей там на гулянке у Соседа моего, Прохора. Мне самому неудобно, скажет завидую.
Работник: (пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку,) дождусь, пока народ будет выходить из избы.
Пока в солдатушках служил,
Тятька землю заложил.
Из солдатушек пришел,
В батраки сразу пошел.
У моей милушки
Изба, как гнилушка, -
Она в землю врыта,
Камышом закрыта.
Не гордись, миленочек,
Не богатый домичек.
Ты обедал - я была, -
На столе одна вода.
Каменистая поляна,
Не родятся семена.
Посеял тятенька горошек,
Одна выросла трава.
Пойду плясать,
Дома нечего кусать -
Сухари да корки,
На ногах опорки.
Соловей мой, соловей,
Какой голосистый.
Не богатый мой милой,
Но хорош, форсистый!
Я работал и потел,
Без нужды зажить хотел.
Глядишь: подать, недород...
Нужда в двери так и прёт.
Ты гуляй, гуляй, онуча,
Гуляй, лаптева сестра,
Ты гуляй, онуча с лаптем,
Хоть до самого утра.
Стали расходиться.
Гости: Прощайте, хозяева дорогие, Так хорошо, весело погуляли у вас. Теперь к нам приходите на блины - масленица скоро… А Иван -то на гармошке как залихвасто играл, аж сердце радовалось… Кто ни выйдет, спотыкнётся о чурбан, обругается и пойдёт дальше.
Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.
Работник вернулся к хозяину.
Сосед: Много там было людей?
Работник : Всего один был и та старуха.
Сосед: Отчего так? Вроде я столько человек видел И Маруся И Иван, и Богдан и Прохор шли, а ты говоришь -один.
Работник : А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек.
Крестьянин: Книги Льва Николаевича Толстого оказали огромное влияние на эволюцию и развитие не только русской , но и мировой литературы;
Крестьянка 1: Следы этого влияния носит творчество таких писателей, как Ромэн Роллан, Франсуа Шарль Мориак, Эрнэст Хемингуэй, Джон Голсуорси, Бернард Шоу, Томас Манн, Райнер Мария Рильке .
Крестьянин: Мы вспомнили творчество Толстого, и литературная часть подошла к концу.
Крестьянка 1: И начинается праздник.
Крестьянка 2: А отмечали в Ясной поляне все праздники , и церковные и светские.
Крестьянка 3: И конечно, один из основных праздников - Широкая Масленица.
Крестьянка 1: А какая масленица без блинов.
Русская народная песня «Ой, блины.»
Получение классами маршрутных листов.
Проведение народного гуляния. 1 этап.
-
С какой книгой Льва Николаевича Толстого мы познакомились?
-
Для чего писатель создал эту книгу?
-
Кого и где Толстой обучал?
-
Чем его школа отличалась от других школ того времени?
-
Произведения каких жанров встречаются в "Азбуке"?
-
Вспомните рассказы и сказки льва Николаевича Толстого. « Липунюшка», « 3 медведя» , « лиса и журавль», « Филлипок» « Птичка».
Прочитайте тексты Азбуки и Новой Азбуки , изданной в 1872 и 1875 годах.
2 этап.
Загадки, из азбуки Льва Николаевича Толстого.
-
На дворе горой, а в избе водой? ( снег)
-
Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый. (бочонок)
-
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. ( гриб)
-
Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько, по полу скок-скок, по лавкам скок- скок, а сел в уголок? ( веник)
-
Брат брата трет, белая кровь идет. ( жернова и мука)
-
Вокруг поля достанут, а вокруг головы не достанут ( глаза).
-
Без крыльев летит, без ног бежит, без огня горит, без ран болит? ( ветер, тучи, солнце, сердце.)
-
У двух матерей по пяти сыновей. ( руки)
-
Всякому мальчику по чуланчику ( перчатки)
-
В тесной избушке ткут холсты старушки. ( пчелы)
-
Два брюшка, четыре рожка. (подушка)
-
Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( замок)
-
Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. ( топор)
-
Два брата глядятся, а вместе не сойдутся . (пол и протолок)
-
Без рук, без ног под окном стучится ,- в дом просится. ( ветер)
-
Маленький . кругленький, а за хвост не поймаешь. ( клубок)
-
Маленький Данилка в петельке удавился. ( пуговица)
-
Один говорит: « Побежим, побежим;», другой говорит « постоим, постоим», третий говорит: « пошатаемся, пошатаемся». (река, берега, трава)
-
Не живой, а дышет? ( Квашня ( тесто))
-
Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто взглянет, тот заплачет ( луковица)
-
Семьдесят одежек, все без застежек. ( Капуста)
-
Дедушка без топора мосты мостит. ( Мороз)
-
Катились каточки по ясному мосточку, увидали зарю - пали в воду. ( звезды)
3 Этап.
Городки.
4 этап.
Перетягивание каната.
5 этап.
Перебрасывание Блинов.
6 этап.
Бег с препятствиями.
-
этап.
Игры- «Селезень утицу догонял. Селезень утицу так и не поймал.»
«Золотые ворота».
-
этап.
Ручеек.
Маршрутный лист __________ класса
Порядок прохождения этапов
Название этапа
Место нахождения этапа
Оценка
Примечания
Теория
На крыльце
Загадки
На крыльце
Городки
У входа в школу
Перетягивание каната
Футбольное поле
Перебрасывание блинов
У входа в школу
Спортивная эстафета
Баскетбольное поле
Народные игры
У входа в школу
Ручеек
Дорога между школой и спорт. площадкой