Разработка внеклассного мероприятия Город прав

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ушьинская общеобразовательная школа»



ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ

«ГОРОД ПРАВ»

Разработка внеклассного мероприятия Город прав





Автор: учитель истории, обществознания

Шандра Татьяна Викторовна





Ушья, 2015 год

Игра-путешествие «Город Прав»

Игра проводится как обобщающее внеклассное мероприятие после месячника правовых знаний «Я и Закон».

Цель: Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних, формирование навыков законопослушного поведения подростков.

Задачи:

  • Проверить и углубить знания учащихся об их правах и обязанностях, изложенных в Конвенции о правах ребенка, российских законах.

  • Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

  • Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

  • Воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.

  • Повышение правовой грамотности учащихся.

Участники: разновозрастные команды 5 - 7 классов. Дети заранее делятся на команды, придумывают название.

Оформление и оборудование:
1. Маршрутные листы с названиями остановок.

2. Презентация PowerPoint.

3. Фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце».
4. Выставка литературы «Права и обязанности детей».
5. Конвенция о правах ребенка.

6. Раздаточный материал (тесты, картинки из книги Г.Остера «Права детенышей», карточки с ситуациями, выдержки из текста Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Правил дорожного движения РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Семейного кодекса РФ).

Ход игры:

Учитель:

Ребята, скажите, что нужно человеку для того, чтобы он был счастлив? Ответы детей. Действительно, для счастья нам всем нужна любовь родителей, нужны дом и мирное небо над головой. Но ни один человек не сможет быть счастливым, если не будут соблюдаться его права. Вы знаете, что такое права? Ответы детей. Словарь Ожегова говорит нам: «Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Слайд 1. Какими правами вы обладаете? Ответы детей. Вы знаете много прав. И это правильно. Ведь жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Но не забывайте, что не бывает прав без обязанностей! Что такое обязанности? Ответы детей. В том же словаре дается такое определение обязанностей: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Слайд 1. Цель нашей игры сегодня - проверить и закрепить ваши знания о своих правах и обязанностях, а также расширить их. А сделаем мы это, отправившись в путешествие по городу, которого нет на карте, но знать о котором необходимо всем - это город Прав. Выдача маршрутных листов командам (приложение 1). Представление команд. Знакомство с остановками игры. Слайд 2.


1 остановка «Улица Документальная»

Учитель: Первая остановка «Улица Документальная». В нашей школе проходил месячник правовых знаний. На классных часах и внеклассных мероприятиях вы много узнали о правах детей. На этой остановке мы проверим: а знаете ли вы документы, в которых записаны ваши права и обязанности? Командам предлагается выполнить тестовые задания (приложение 2), время на работу - 5 минут. Максимальное количество баллов, которые вы можете получить - 5. Приступайте к работе! Всем удачи!

Вопросы

  1. Назовите Международный документ, в котором закреплены права детей:

А) Семейный кодекс Российской Федерации

Б) Декларация прав человека и гражданина

В) Конституция Российской Федерации

Г) Конвенция о правах ребенка

2. Кто признаётся ребёнком в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка?
А) Лицо до достижения 18 лет
Б) Лицо до достижения 14 лет
В) Лицо до достижения 16 лет

Г) Лицо до достижения 21 года

3. Когда была принята Конвенция о правах ребёнка?
А) 10 декабря 1948 года
Б) 20 ноября 1989 года
В) 12 декабря 1993 года

Г) 15 июня 2000года
4. Кем была принята Конвенция о правах ребёнка?
А) Президентом Российской Федерации
Б) Директором школы
В) Генеральной Ассамблеей ООН

Г) Комиссией по правам человека ООН

5. Когда была принята Конституция Российской Федерации?

А) 30 декабря 1995 года

Б) 12 декабря 1993 года

В) 14 мая 1995года

Г) 22 июня 1945 года

По истечении 5 минут проводится взаимопроверка командами правильных ответов. Правильные ответы выводятся на экран. Слайд 3. Обсуждение ошибок. Занесение результатов в маршрутные листы.

2 остановка «Площадь Прав»

Учитель: Мы с вами прибыли на остановку «Площадь прав». На этой остановке мы проверим, насколько хорошо вы знаете свои права. У вас на столах - картинки из книги замечательного детского писателя Григория Остера (приложение 3). В своей книге «Права детенышей» автор перевел сложный текст «Конвенции о правах ребенка» на детский язык. Ваша задача - соотнести картинки со статьями Конвенции и назвать номер этой статьи. Текст Конвенции также у вас на столах. Каждая команда через 10 минут расскажет нам о пяти правах ребенка. Задания у всех команд разные. Максимальное количество баллов, которые вы можете получить - 5. Желаю удачи!

По истечении 10 минут команды демонстрируют картинку и рассказывают о связанном с ней правом ребенка. Картинки с названиями статей выводятся на экран. Слайд 4 - 6. Обсуждение ошибок. Занесение результатов в маршрутные листы.


3 остановка «Переулок обязанностей»

Учитель: Мы прибыли в «Переулок обязанностей». Вы уже знаете, что у вас есть не только права, но и обязанности. Это две стороны одной медали. За свои поступки вы сами несете ответственность. Мы убедились, что свои права вы знаете отлично. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете свои обязанности? У вас на столах задания - ситуации (приложение 4). Ваша задача: прокомментировать ситуацию, подтвердив это статьями из законов РФ, выдержки из которых у вас на столах (приложение 5). На обсуждение ситуации, работу с документами - 7 минут. Приступайте к работе. Максимальное количество баллов, которые вы можете получить - 3.

Ситуация 1:

15-летний подросток был остановлен инспектором ГИБДД, мотоцикл был поставлен на специализированную стоянку. Прав ли инспектор? Нарушил ли подросток закон? Грозит ли ему ответственность?

Комментарий: Подросток нарушил п. 21.4. Правил дорожного движения, где сказано, что ездить на мотоцикле можно с 16 лет. То есть прав на управление мотоциклом у него нет. Закон нарушен. Ответственность, предусмотренная в Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 12.7. «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством») - задержание транспортного средства, помещение на специализированную стоянку, наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Т.к. ребенок несовершеннолетний, штраф будут платить родители.

Ситуация 2:

30-летний молодой человек, успешный юрист крупной фирмы, отказался поддерживать материально заболевшую мать, прекратил с ней общение, на ее просьбы о помощи не отвечает. Мать по состоянию здоровья вынуждена уйти с работы, а на сына подала в суд на алименты. Нарушает ли сын закон? Имеет ли право мать требовать алименты? Какое решение примет суд?

Комментарий:

В статье 87 Семейного кодекса РФ «Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей» говорится, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Мать вправе требовать уплаты алиментов, если она нетрудоспособна и не была лишена родительских прав. В ст. 38 Конституции также говорится, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Скорее всего, суд примет решение о выплате алиментов матери трудоспособным сыном.

Ситуация 3:

14-летний подросток попросил на несколько дней у своего одноклассника телефон. Одноклассник отказал. Произошла ссора. Вечером этого же дня обиженный отказом подросток подкараулил одноклассника и сильно избил его. Из-за полученных травм избитый подросток потерял слух. Предусмотрена ли ответственность за подобные действия для 14-летних подростков, ведь они несовершеннолетние?

Комментарий:

В статье 20 Уголовного кодекса РФ говорится, что лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за некоторые преступления, например за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. В статье 111 Уголовного кодекса РФ также говорится, что умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее за собой потерю слуха наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

По истечении 7 минут команды зачитывают ситуации, комментируют их, подтверждая свои выводы статьями из законов. Обсуждение ошибок. Занесение результатов в маршрутные листы.

4 остановка «Проспект Толерантности»

Учитель: Мы поговорили о правах и обязанностях, а сейчас у нас следующая остановка, это Проспект, но как он называется, вы скажете сами, когда послушаете притчу.

Два друга целый год искали золото и нашли золотой самородок. По дороге в город друзья заночевали в кустах возле дороги. Старший быстро уснул, а младшему не давала уснуть лихорадка. Вдруг он тихонько вынул из сумки самородок и бросился бежать по дороге. Когда старший друг обнаружил, что самородок украден, он проклял своего товарища и решил никогда больше не заводить друзей. Старший друг вернулся на прииск и через неделю снова нашел самородок. При виде золота обида на друга еще сильнее вспыхнула в нем, и лицо его стало еще угрюмее. Угрюмец - так прозвали его люди. Прошли годы. Угрюмец стал нищим стариком. Богатство он истратил. Семьи и друзей у него не было, и он никому не верил. Угрюмец жил в старой избушке, а днем просил милостыню. Однажды какой-то прохожий положил перед ним кошелек с монетами. «Видно, обокрал кого-то, а хочет, чтобы обвинили меня», - в страхе подумал Угрюмец и выкинул кошелек в канаву.
В другой раз прохожий поставил перед Угрюмцем корзину с едой.
«Видно, отравить меня хочет», - злобно подумал Угрюмец и кинул еду собакам.
Вскоре тот же прохожий остановился перед Угрюмцем и воскликнул:
- Друг, когда-то я украл твою долю золота. Совесть замучила меня. Я вернулся тайно и ночью подбросил золотой самородок, чтобы ты снова нашел его. Позже я разбогател, но никогда не забывал о тебе. Много раз я пытался помочь тебе, но ты всегда отвергал мою помощь. Почему?
- Я никогда не прощу тебя, - злобно пробормотал Угрюмец.
- Обиды записывай на песке, а не на мраморе , - горько проговорил бывший друг и ушел.

В чем мораль этой притчи? Ответы детей. Действительно, притча учит нас прощать обиды, писать их на песке, чтобы ветер мог их сдуть, а хорошие дела забывать нельзя. Их нужно гравировать на камне, чтобы память о них оставалась. Умейте прощать. Не давайте своим обидам толкать вас на совершение дурных поступков, тем более преступлений. Помните, что права есть не только у вас, но и у других людей. Будьте терпимыми к недостаткам других, тогда и ваши недостатки будут ими прощаться. Как называется терпимость к отличным от ваших взглядам, нравам? Ответы детей. Подвести к понятию «толерантность». Как мы назовем наш Проспект? Проспект Толерантности. Толерантность - это путь к миру между людьми. Слайд 7.

Оценивания на этом этапе нет.

5 остановка «Бульвар Свободы»

Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы на последней остановке - «Бульваре Свободы». Бульвар - место для прогулок, и я предлагаю вам прогуляться и осмотреть достопримечательности. У вас на столах - фотографии с памятником (приложение 6). Все они связаны с темой нашего путешествия. Каждая команда знает название своего памятника, но остальным они неизвестны. Задача команды - с помощью жестов и мимики объяснить, как называется памятник. Если название памятника будет угадано, команда получает 3 балла. Разработка внеклассного мероприятия Город прав

Задание 1.

Памятник Толерантности - скульптура в парке возле Променада Голдман в Иерусалиме. На камне у входа в парк выгравированы следующие слова: «Памятник в виде двух половин расколотой колонны, которые стоят разделённые, но все еще связанные, на развалинах безымянного и вечного храма. Между расколотыми частями колонны растёт оливковое дерево с листьями, стремящимися охватить и закрыть обе половинки. Дерево связывает вместе две части колонны в символическом сосуществовании. Неизвестно, когда заживет рана, когда обе части срастутся снова, но видно, что между ветвями оливкового дерева прорастает новое семя, золотое зерно терпимости».

Задание 2.Разработка внеклассного мероприятия Город прав

Памятник защите прав человека. В городе Страсбурге (Франция) располагаются важные административные здания Европейского союза: здания Европарламента, Совета Европы и Европейского суда по правам человека. Перед зданием - большой светлый травяной газон, на границе которого установлен памятник, посвященный защите прав человека.

Задание 3.Разработка внеклассного мероприятия Город прав

Памятник Счастью. Бронзовый памятник волку из мультфильма «Жил-был пёс» был открыт 5 октября 2005 года в г.Томске. Персонаж из мультфильма был выбран как наиболее полно выражающий состояние счастья.

Подведение итогов этапа (слайд 8 - 10), занесение оценок в маршрутные листы.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по городу Прав. Понравилось ли оно вам? Вы узнали что-то новое? Ответы детей. Я надеюсь, вы хорошо усвоили, что необходимо знать свои права и разумно ими пользоваться, уважать права других людей, выполнять свои обязанности. Сейчас ваша главная обязанность - пользуясь одним из важнейших прав, получить образование. Будьте толерантны к окружающим, и тогда на Земле не будет конфликтов, и мир будет во всем мире! А сейчас давайте подведем итоги игры.

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Учитель: Спасибо всем за работу! До свидания! Слайд 11.

Включается фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце»

Приложение 2

Остановка «Улица Документальная»

1. Назовите Международный документ, в котором закреплены права детей:

А) Семейный кодекс Российской Федерации

Б) Декларация прав человека и гражданина

В) Конституция Российской Федерации

Г) Конвенция о правах ребенка

2. Кто признаётся ребёнком в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка?
А) Лицо до достижения 18 лет
Б) Лицо до достижения 14 лет
В) Лицо до достижения 16 лет

Г) Лицо до достижения 21 года

3. Когда была принята Конвенция о правах ребёнка?
А) 10 декабря 1948 года
Б) 20 ноября 1989 года
В) 12 декабря 1993 года

Г) 15 июня 2000года
4. Кем была принята Конвенция о правах ребёнка?
А) Президентом Российской Федерации
Б) Директором школы
В) Генеральной Ассамблеей ООН

Г) Комиссией по правам человека ООН

5. Когда была принята Конституция Российской Федерации?

А) 30 декабря 1995 года

Б) 12 декабря 1993 года

В) 14 мая 1995года

Г) 22 июня 1945 года

Приложение 3

Задание команде 1

Разработка внеклассного мероприятия Город правРазработка внеклассного мероприятия Город правРазработка внеклассного мероприятия Город прав



Приложение 3

Задания команде 2.

Разработка внеклассного мероприятия Город правРазработка внеклассного мероприятия Город правРазработка внеклассного мероприятия Город прав



Приложение 3

Задания команде 3.

Разработка внеклассного мероприятия Город правРазработка внеклассного мероприятия Город правРазработка внеклассного мероприятия Город прав






Приложение 4

Ситуация 1:

15-летний подросток был остановлен инспектором ГИБДД, мотоцикл был поставлен на специализированную стоянку. Прав ли инспектор? Нарушил ли подросток закон? Грозит ли ему ответственность?


Ситуация 2:

30-летний молодой человек, успешный юрист крупной фирмы, отказался поддерживать материально заболевшую мать, прекратил с ней общение, на ее просьбы о помощи не отвечает. Мать по состоянию здоровья вынуждена уйти с работы, а на сына подала в суд на алименты. Нарушает ли сын закон? Имеет ли право мать требовать алименты? Какое решение примет суд?


Ситуация 3:

14-летний подросток попросил на несколько дней у своего одноклассника телефон. Одноклассник отказал. Произошла ссора. Вечером этого же дня обиженный отказом подросток подкараулил одноклассника и сильно избил его. Из-за полученных травм избитый подросток потерял слух. Предусмотрена ли ответственность за подобные действия для 14-летних подростков, ведь они несовершеннолетние?

Приложение 5

К ситуации 1

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

За совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, в соответствии со статьей 27.13 настоящего Кодекса применяется задержание транспортного средства, помещение на специализированную стоянку, а лицо, управляющее транспортным средством, в соответствии со статьей 27.12 настоящего Кодекса подлежит отстранению от управления.

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Правила дорожного движения РФ

21. Учебная езда

21.1. Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

21.4. Обучаемому на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет.

21.5. Механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 Основных положений и иметь опознавательные знаки "Учебное транспортное средство".

21.6. Запрещается учебная езда на дорогах, перечень которых объявляется в установленном порядке.



Приложение 5

К ситуации 2

Семейный кодекс РФ

Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. 4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

Конституция РФ

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.



Приложение 5

К ситуации 3

Уголовный кодекс РФ

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью


1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

Задание команде 1

Разработка внеклассного мероприятия Город прав













Памятник толерантности



Задание команде 2Разработка внеклассного мероприятия Город прав





Памятник защите прав человека





Задание команде 3

Разработка внеклассного мероприятия Город прав

Памятник Счастью


© 2010-2022