Консультация для родителей: речевое развитие

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №10 « Берёзка»

Консультация на тему:

«Речевое развитие»

Бекмурзаева А. М.

г.Радужный.


Если ребёнок в 2-2,5года совсем не говорит или говорит мало слов - это вызывает тревогу у родителей. Они обращаются к врачу. Однако, воспитатели из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребёнка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи ещё большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растёт запас активно употребляемых слов. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно, пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и, понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребёнок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.Консультация для родителей:речевое развитие

1.Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: » Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьёт молоко».Консультация для родителей:речевое развитиеКонсультация для родителей:речевое развитие

2.Паралельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.

3.Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот приём состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится »глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же, он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Консультация для родителей:речевое развитие

4.Распространение. Продолжайте и дополняйте всё высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: »Суп»,- вы же продолжаете; »Овощной суп очень вкусный», »Суп едят ложкой». Этим приёмом вы постепенно подводите ребёнка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

5.Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм и постепенно проникать в её смысл.

6.Выбор. Предоставляйте ребёнку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: »Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?» »Тебе целое яблоко или половинку?»

7.Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребёнок не находит подходящих слов и выражает их другими способами - через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности отличной погоды развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С. Выгодский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача - облечь мысль ребёнка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям. Ребенок понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление, надёжно овладевает родным языком.

8.Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребёнок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте - вскоре он начнёт пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте её правильно.

9.Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей, первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети.… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6- месячного возраста. Простейший метод - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

  • Запускать пальцами мелкие волчки;

  • Разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку ;

  • Рвать на мелкие куски бумагу;

  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка;

  • Делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;

  • « ходить « по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки ( по очереди ) сначала медленно, потом быстро;

  • Показать отдельно только один большой палец;

  • Махать в воздухе только пальцами;

  • Кистями рук делать « фонарики « ;

  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

  • Собирать все пальцы в щепотку ( пальчики собрались вместе - разбежались);

  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль ) ;

  • Закручивать шурупы, гайки ;

  • Играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

  • Складывать матрёшек, играть с вкладышами;

  • Рисовать рукой и пальцами в воздухе ;

  • Играть с песком , водой;

  • Рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.

Т.В. Савастина

© 2010-2022