- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Сценарий Внеклассное открытое мероприятие для 8-11 классов Литературный бал
Сценарий Внеклассное открытое мероприятие для 8-11 классов Литературный бал
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исмаилова Э.М. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий бала литературных героев для учащихся
8-11классов
Цель: показать историю возникновения Бала на Руси, используя лучшие произведения русской классической литературы и музыки.
Задачи:
- показать красоту и многообразие танцев исполняемых на балах и долговечность вальса, описанного в русской классической литературе;
привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы;
- приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской музыкальной культуры;
- повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане.
Оформление зала: занавес сцены украшен большими бантами и заголовком: «Бал…Бал…Бал…». На сцене 3 канделябра с зажжёнными свечами (в начале Бала их зажигает камергер).
Звучит музыкальное сопровождение вальса. Показ слайдов об истории вальса.
001
Ведущий 1: Милостивые государи и государыни!
Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас в этом прекрасном зале. Сегодня мы окунемся в минувшую жизнь.
Ведущий 1: Одна из примет 19 века - бал, как элемент дворянского быта, дворянской культуры. Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов.
Ведущий 2: Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.
Ведущий 1:
Век сегодняшний очень уж сложен.
Но сегодня грустить не годится,
Разве бал в наше время возможен?
Или нам это просто снится?
Распахнём же настежь двери!
И достигнет предела волненье!
Давайте все вместе в сказку поверим!
Начинается бал! Прочь сомненья!!!
002
Ученик читает стихотворение А.Толстого «Средь шумного бала».
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
003
Ведущий 1: Мы приглашаем всех участников бала в танцевально-музыкальный салон.
Милостивые государыни и милостивые государи!
- Позвольте пригласить вас на бал литературных героев!
- Его превосходительство герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин с Татьяной Лариной (Яценко Елена и Асанов Ильяс)
- Его сиятельство князь Андрей Болконский с графиней Натальей Ростовой - герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (Рашидова Эльмаз и Аблякимов Ислям)
- Его превосходительство Григорий Печорин с княжной Мери - герои романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»! (Никищенко Татьяна и Сидоренко Николай)
Ведущий 2: Под звуки Вальса вспоминаются сюжеты, ставшие достоянием русской драматургии Х1Х века.
Ведущий 1: Особая судьба первых прижизненных книг Михаила Лермонтова. Первое издание «Героя нашего времени» появилось в 1840 году в 2-х частях, которое почти не раскупалось, и только после появления статьи Булгакина в 1841 году потребовалось второе издание.
/Инсценировка сцены Печорин и Мери/.
ПЕЧОРИН: Я подошел к княжне, приглашая ее вальсировать, пользуясь свободой здешних обычаев, позволяющих танцевать с незнакомыми дамами.
Она едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество; ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид...
МЕРИ: "Merci, monsieur".
ПЕЧОРИН: Я слышал, княжна, что, будучи вам вовсе незнаком, я имел уже несчастье заслужить вашу немилость... что вы меня нашли дерзким... неужели это правда?
МЕРИ: И вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?
ПЕЧОРИН: Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь еще большую дерзость просить у вас прощения... И, право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчет меня ошибались...
МЕРИ: Вам это будет довольно трудно...
ПЕЧОРИН: Отчего же?
МЕРИ: Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.
ПЕЧОРИН: "Это значит, что их двери для меня навеки закрыты". Знаете, княжна, никогда не нужно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее... и тогда...
Ведущий: Хохот и шушуканье их окружающих заставили их обернуться и прервать фразу. В нескольких шагах от них стояла группа мужчин, и в их числе драгунский капитан, изъявивший враждебные намерения против милой княжны..
МЕРИ: Что вам угодно?
ПЕЧОРИН: Я видел, что она готова упасть в обморок от страху и негодования.
Я подошел к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться, - потому, что княжна давно уж обещалась танцевать мазурку со мною. Я был вознагражден глубоким, чудесным взглядом.
МЕРИ: Я не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы, но признайтесь, вы этому одни виною: вы дичитесь всех так, что ни на что не похоже. Я надеюсь, что воздух моей гостиной разгонит ваш сплин... не правда ли?
ПЕЧОРИН: Я сказал ей одну из тех фраз, которые у всякого должны быть заготовлены на подобный случай.
Ведущий: Кадрили тянулись ужасно долго. Наконец с хор загремела мазурка; Печорин с княжной уселись.
004
Звучит Вальс-мазурка Иоганна Штрауса.
Ведущий 1. Вспомним одну из пленительных страниц романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
/Занавес открывается. Оформление сцены: кресло, стол, скатерти, свечи, веера, длинные платья, цветы…/.
Диалог Наташи и Андрея
Наташа Ростова: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: "А! это не она, так и нечего смотреть!" Нет, это не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».
Ведущий: Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно - воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни, как в лесу, в этой чуждой толпе, никому не интересные и не нужные. Князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что-то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стены…
Андрей: Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня
Наташа: «Давно я ждала тебя».
Ведущий: И они унеслись под звуки вальса.
005
/Звучит «Вальс Наташ» из к/ф «Война и мир»/.
/Андрей и Наташа танцуют под звуки вальса, стихающего во время монолога ведущих/.
Ведущий 1. Милый, милый, такой простой и такой выразительный вальс. Переживший и худшие и лучшие времена, и всё такой же притягательный и популярный.
Ведущий 2:
Бал - настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать.
Именно на балу происходят важные события в жизни героев романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин»
006
Звучит отрывок из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Герои танцуют.
Диалог Онегина и Татьяны
Онегин:
Предвижу всё: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленской пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе.
Татьяна:
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче - боже - стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь... Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно.
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой...
«А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, встретила я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...
«А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»
Ведущий 2. Во все времена книга сопровождала человека. Как и люди, книги живут своей жизнью и имеют свою судьбу. Скромно или шумно отмечают их появление на свет. Одни из них продолжают свой долгий век, обласканные людским вниманием, другие - коротают время, дряхлея на книжной полке. Многие, на первый взгляд хорошо известные нам книги, имеют интересную судьбу.
Ведущий 1: Как ни грустно, но время прошло, и мы расстаёмся с нашими любимыми героями. Всегда будем восхищаться их благородством и высокими порывами их душ.
Ведущий 2: В последнем раз они сейчас предстанут перед нами, и пусть такими навсегда останутся в нашей памяти.
Все герои литературного бала выходят на сцену под музыку
007
Ведущий 1: Спасибо вам, друзья, вы обогатили наши представления о жизни.
Ведущий 2: Главное, мы учились у вас думать, искать истину, жить по совести.
008
(Все «герои книг» под звучание музыки кланяются и уходят из зала).