Внеклассное мероприятие Мы не хотим вреда нашим детям

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мы не хотим вреда нашим детям -

Почему же мы их травим наркотиками?

Мы не хотим вреда нашим детям -

Так почему же мы истребляем окружающую среду?

Мы не хотим вреда нашим детям -

И все же убиваем их на войне.

Пожалуйста, спасите наших детей!

Цель: знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

познакомить учащихся с историей создания документа;

познакомить с основными правами ребенка, закрепленными в Конвенции;

закрепить полученные знания с помощью заданий викторины;

дать основные сведения о соблюдении прав ребенка в нашей стране.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1. Добрый день, друзья. Сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших правах. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.

Ведущий 2. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная Организация - ООН.

Ведущий 1. Организация Объединенных Наций - международная организация, основанная в 1945 г., со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй Мировой войны. Основные цели этой организации - мир, прогресс, демократия. Она заботится о правах каждого отдельного человека.

Ведущий 2. Декларация включает 30 статей, устанавливающих основные права и свободы человека, которыми должны обладать все мужчины и женщины без исключения. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась много лет. Наконец, 20 ноября 1989 г., Конвенция о правах ребенка вступила в силу.

Ведущий 1. О каких же правах идет речь в конвенции? Прежде всего, признано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Каждый ребенок от рождения имеет право на жизнь. Это естественно, но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами ценности любой жизни. Нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Было в древности государство Спарта, которое славилось сильными, выносливыми воинами. Но как государство относилось к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый, то пусть

живет, если слабый - сбросить его со скалы. Но ведь и слабый может вырасти сильным, может стать талантливым художником, врачом, изобретателем.Ребенок с рождения имеет право на имя, гражданство, право знать своих родителей, право на их заботу и неразлучение с родителями, на их ответственность и обязанность заботиться о детях.

Ведущий. В документе записано, что неполноценный в физическом или умственном отношении ребенок также имеет право на заботу и внимание государства. Все дети имеют право на полноценную медицинскую помощь, а нуждающиеся - на социальную помощь.

Ребенок имеет право на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и

психотропных веществ, от похищения и торговли детьми.

Установлен минимальный возраст приема на работу, есть требования по продолжительности рабочего дня. Ребенок защищен от выполнения любой работы, которая опасна для здоровья или служит препятствием в получении им образования

Ведущий. У ребенка есть определенные права при совершении им правонарушения или преступления. Лицам моложе 18 лет не назначается смертная казнь или пожизненное заключение.Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным путем. Арест или тюремное заключение используется только в качестве крайней меры. Каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых. Ребенок имеет право на особую охрану во время боевых действий и вооруженных конфликтов.

Принимаются все меры, чтобы в военных действиях не участвовали лица, не достигшие 15-летнего возраста.

Ведущий. Ребенок имеет право на бесплатное и обязательное начальное образование, в нашей стране - на получение бесплатного среднего образования, на обеспечение школьной

дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Необходимо воспитывать уважение к национальному языку страны, в которой проживает ребенок, готовить его в духе понимания, терпимости, равноправия мужчин и женщин,

дружбы между народами. Каждый ребенок имеет право исповедовать свою религию, пользоваться своей культурой, своим родным языком.

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

Ведущий. Ребенок имеет право на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, на доступ к сбору и распространению информации.

Ребенок может быть заслушан в ходе судебного заседания с 10 лет.

Усыновление только с согласия ребенка - с 10 лет.

Изменение гражданства только с согласия ребенка - с 14 лет.

Изменение фамилии - с 16 лет.

Ведущий. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме. Но есть определенны ограничения: нужно уважать права других лиц,

не должно быть опасности для общественного порядка.

Ребенок свободен исповедовать свою религию. Ограничения только в том случае, если это противозаконно, против прав и свобод других лиц.

Ребенок имеет право на свободу собраний, организаций, если они не фашистского, расистского, мафиозного направления.

У ребенка есть право на неприкосновенность жилища, право на личную жизнь, тайну переписки

Ведущий. Мы познакомились с основным содержанием документа. Сейчас постараемся применить их к ситуациям в нашей повседневной жизни.

Ведущий. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, стремления получать, а не отдавать.

Сейчас перед вами ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах. Вам нужно составить грамотный ответ взрослого или подискутировать на затронутую тему.

(Ситуации раздаются по группам и разыгрываются учениками, затем идет обсуждение, ответы на вопросы)

Ситуация 1.

Мать. Сколько раз тебе говорить - после 11 вечера ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын. Но мам, ты все равно не спишь еще в 11. Кроме того, я имею право на свободу мирных собраний.

Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить непослушному сыну.

Ситуация 2.

Ученик. Марья Иванна, я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы историю не знаете. Пусть нам другого учителя найдут.

Учитель. Да как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик. Смею. У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал

- меня за вашу двойку знаете как наказали?.

Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителей. Но чего нельзя допускать, заявляя о своих правах.

Ситуация 3.

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой посуду, сходи в магазин.

Сын. Мама, некогда мне. У меня дел много.

Мама. Успеешь. Нельзя же оставлять в доме бардак.

Сын. По правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий. Как вы разрешите данную ситуацию?

Ведущий. Сейчас, чтобы закрепить все полученные сведения, мы проведем небольшую викторину.

Викторина

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни. (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.)

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)

Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним как с животным. (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.)

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из «Ледяной избушки»)

В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)

«Обязанность без права есть рабство, право без обязанности - анархия»

Ведущий. Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями.

(Группа получает по несколько карточек с правами и обязанностями, приобретаемыми в зависимости от возраста. На доске записаны основные возрастные вехи в жизни ребенка. Затем проверяем все вместе полученные результаты)

Запись на доске.

Основные возрастные вехи в жизни ребенка:

- с рождения

- с 6 лет;

- с 10 лет;

- с 14 лет;

- с 15 лет;

- с 16 лет;

- с 17 лет;

- с 18 лет

Карточки:

Становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права.

Подлежит первоначальной постановке на воинский учет.

Несет уголовную ответственность за любые преступления.

Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке через комиссию по делам несовершеннолетних за некоторые правонарушения (например, за мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.

Имеет право самостоятельного заключения трудового договора, сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - 38 часов)

Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

Имеет право управлять мопедом при езде по дороге.

Может быть членом кооперативного акционерного общества.

Может быть объявлен в установленном порядке, полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.

Имеет право на получение паспорта.

Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Имеет право поступить на работу при сокращенной рабочей неделе в 24 часа.

Может быть исключен из школы за нарушения.

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).

Может вступать в молодежные общественные объединения.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

Допускается поступление на работу на легкий труд не более 4 часов в день с согласия одного из родителей.

Может вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами

Может выбирать себе место жительства с согласия родителей

Может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств.

Может вступать в детские общественные объединения.

Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью.

Дает согласие на изменение своего имени или фамилии.

Вправе посещать школу.

Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

Имеет право на имя, отчество, фамилию.

Приобретает право на гражданство.

Ведущий. Сегодня мы познакомились с основными правами детей. Теперь предлагаем вам написать, какие права вы бы еще дополнили к уже существующим, в чем, по вашему мнению, причина невыполнения прав некоторыми людьми.Данные ответы обрабатываются и используются













Цели и задачи мероприятия:

познакомить учащихся с основным документом "Всеобщей декларацией прав человека", отражающей права ребенка в обществе;

научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;

воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;

определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;

развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Ход мероприятия:

Ведущий: Однажды Маленький Человечек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась "Всеобщая декларация прав человека", она была принята ещё 20 ноября 1959 года. В ней говорилось о том, что все люди должны относиться друг к другу с уважением. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека. Давайте позовем к нам этого Маленького Человечка и познакомимся с ним.

Маленький Человек: Здравствуйте, друзья, я убедился, что даже большие люди удивительно безграмотны. И это надо исправлять. Вот, что я прочитал в Декларации и что хочу вам рассказать в первую очередь.

Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры.

(Данный текст выносится на плакат или проецируется при помощи мультимедийного проектора на доску)

Ученик: Что здесь написано?

К плакату подходят учащиеся, участвующие в диалоге с Маленьким Человеком.

Маленький Человек: Это слова из "Всеобщей Декларации прав человека". Она написана для того, чтобы люди знали свои права.

Ученик: Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4кг 500г, а мой сосед всего 3кг 100г.

Маленький Человек: Послушайте! Рождаться равными - значит рождаться людьми. Ведь никто ещё не появлялся на свет Министром с портфелем или генералом с погонами.

Ученик: Допустим, но почему это я должен относиться ко всем как к братьям и сестрам. Я в семье единственный ребенок, и никаких братьев и сестер у меня никогда не было!

Маленький Человек: У меня, их тоже не было. Но все мы - люди, и значит братья по разуму и происхождению… А ещё в "Конвенции ООН о правах ребенка" сказано:

Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы.

Ученик: Подождите, подождите, кажется, я знаю такие группы - это же наши классы. Наши родители привели нас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию. А совсем недавно нас приняли в детскую организацию "Алые паруса".

Ведущий: Наверное, ребята, у вас возник вопрос, почему же Декларация называется всеобщей?

Маленький Человек: Позвольте, я скажу почему. Она называется "всеобщей, так как написана для всех.

Ведущий: Давайте вспомним, знакомые с детства произведения и рассмотрим на примерах ваши права приближенные к жизни современного школьника.

Ученик: В старые годы считали, что ребёнок без битья не выучится и что хорошие манеры и воспитанность надо вколачивать розгой, силой. Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать детей добром.

Ведущий: Я приведу вам сказочный пример:

"Ничего-ничего,- сказала фрёкен Бок, - у меня и дети и собаки быстро становятся шёлковыми".

- Вспомните, какое имя придумал Малыш для этой Фрёкен Бок?

Учащиеся: Домомучительница.

Ведущий: Учитель, воспитатель должны уважать детей, быть добрыми и терпеливыми. Если ребенок плохо учится или шалит, его нельзя оскорблять, а тем более - бить.

(На доске появляется новое положение.)

Нельзя учить и поддерживать дисциплину в школе жестокостью и унижениями.

Ученик: Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его, заставлять, требовать, чтобы он был как все. Если ребенок особенный, пусть таким и останется.

Маленький человек: Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий и длинный и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая. Что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.

Ведущий: Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще - чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все. Зато когда он вырос, он стал…кем?

Учащиеся: Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.

(На доске появляется надпись)

Ребенок не обязан быть "как все".

Маленький человек: Я точно знаю, что каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

Ведущий: Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос. Папа Карло купил "Азбуку" с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот Буратино куда пошел?

Учащиеся: Эта сказка называется "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Её автор А. Толстой.

Маленький человек: Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:

Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.

Ученик: А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.

- Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а не то я её выломаю!

- Дом поросенка - это его крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Учащиеся: Это сказка "Три поросенка".

Ведущий: Кто в этой сказке нарушил Конвенцию?

Учащиеся: Конечно, волк!

Ведущий: Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:

Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

Маленький человек: Бывает, что детей приходиться спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.

Ведущий: Послушайте следующий сказочный пример: "Из бедного, скромного домика бабушки снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает. Может быть, она хотела мальчику добра?" Как вы думаете, имела ли она право увозить Кая из родного дома? Что это за сказка и кто её автор?

Учащиеся: Это сказка "Снежная Королева", её автор Ганс Христиан Андерсен.

Ученик: А вот что говориться об это в Конвенции:

Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.

Ведущий: Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и всё, что думает, - высказать и даже напечатать. И не надо ему говорить: "Мал ещё, помалкивай!" Ну и что, что мал, ведь бывает, и взрослые ошибаются! А в Конвенции так записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.

Маленький человек: Видите, не любят все страны - Члены Организации Объединенных Наций, когда дети грубят и ругаются!

Ученик: И на этот случай у вас есть пример?

Ведущий: Конечно. Кто в сказке Г.Х. Андерсена "Голый король" не боялся сказать королю правду?

Учащийся: Это был ребенок.

Маленький Человек: А более точно это сформулировано так:

Ребенок имеет право на свое собственное мнение.

Ученик: И может быть, у людей, которые знают свои права и чувствуют себя свободными, распрямляются плечи, появляется красивая осанка… И маленькие люди постепенно превращаются в Больших. Может кто-то скажет, что это невозможно.

Маленький Человек: А я ещё раз повторю, что каждый может иметь собственное мнение.

Ведущий: Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора. Накануне каждому классу было дано задание самостоятельно придумать памятку: "Как должен вести себя ученик с учеником" и "Как должен относиться учитель к ученику". Посмотрим, что же у нас получилось.

Ученики: 1. В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг к другу.

2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.

3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.

4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.

6. Главное учитель не должен унижать достоинства ученика.

Ведущий: Вы молодцы, и составленные вами правила поведения еще раз доказывают - вы правильно понимаете, что можно отнести к правам и обязанностям человека. Я уверена, что сегодняшний разговор не прошёл даром, и каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.



© 2010-2022