- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Конспект занятия по трудовому воспитанию Город профессий
Конспект занятия по трудовому воспитанию Город профессий
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карепина Т.В. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида №9
Конспект открытого занятия
«Город профессий»
(Средний школьный возраст)
Выполнила:
Карепина
Тамара Валерьевна
2014 год
Тема занятия: «Город профессий».
Тип занятия: комбинированное
Цель: продолжить знакомить воспитанников с миром профессий, обобщить и систематизировать уже имеющиеся знания по теме.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Расширить представления детей о категориях профессий, информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
Коррекционно-развивающая:
Обогащать словарный запас.
Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать осознанное отношение к выбору профессии.
Формы и методы обучения: демонстрация, упражнение, применение технических средств обучения, объяснение, рассказ.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Словарная работа: ветеринар, лесничий, профессия, официант, диспетчер, гончар, стеклодув.
Ход.
№ слайда
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный этап.
Цель - подготовка учащихся к работе на занятии. Настрой учащихся на работу, организация внимания.
Добрый день! Сегодня у нас открытое занятие. Но сначала, давайте определим, о чем пойдет речь. Посмотрите на экран и попробуйте по картинкам определить, о чем мы будем разговаривать.
Д: - Сегодня мы будем говорить о профессиях.
2
Совершенно верно. Наше занятие посвящено профессиям. И мы сегодня побываем в удивительном городе - Городе Профессий.
3
Вот так выглядит этот удивительный город. В нем живут представители самых разнообразных профессий.
4
Подготовка учащихся к усвоению нового материала, обобщение имеющихся знаний.
Цель - организовать познавательную деятельность учащихся.
Но сначала давайте подумаем, что означает слово «профессия».
(ПРОФЕССИЯ - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.)
А как вы думаете, сколько всего существует профессий?
(на самом деле их больше 7 тысяч).
Д: - Это то, чем занимается человек.
-Нужно учиться, чтобы получить профессию.
- С помощью профессии человек зарабатывает деньги.
Д: - Профессий много.
- Около 500.
5
6.
Поэтому так сложно ориентироваться в нашем городе. Но чтобы новичкам было легче, весь город разделен на 5 микрорайонов, потому что все профессии принято делить на 5 категорий. Вот и получилось, что в каждом микрорайоне проживают представители определенной категории профессий. Давайте с ними познакомимся. А для начала вспомним какими качествами должен обладать человек той или иной профессии.
(Карточки с качествами)
7
Сообщение нового материала.
Цель - дать учащимся конкретное представление о профессиях.
Первая категория - «Человек - человек». В этом микрорайоне проживают люди, который имеют профессию Няни, Официанта, Продавца, Проводника, Парикмахера. Эти люди работают с людьми. Они должны обладать такими качествами, как Интерес к людям, Доброжелательность, Взаимопонимание, Вежливость, Выдержка, Общительность.
8
Мы продолжаем путешествовать по городу, впереди у нас следующий микрорайон «Человек-техника».
Попробуйте определить, с чем имеют дело представители этой категории?
Здесь живут Столяры, Строители, Каменщики, Монтажники, Кочегары, Токари, Швеи.
А теперь скажите, какими качествами должны обладать представители этих профессий. Вы можете пользоваться подсказкой, которая лежит перед вами.
Д: - Эти люди работают с техникой.
Д: - Точность, Аккуратность, Организованность, Исполнительность, Интерес к технике, Выносливость
9
Мы идем в самый зеленый микрорайон нашего города «Человек - природа». Как вы думаете с чем приходится работать людям этих профессий?
Лесовод, Телятница, Овощевод, Ветеринар, Лесничий, Садовод, Доярка.
Какими качествами личности они должны обладать?
Д: - Эти люди работают с землей, растениями, животными.
Д: - Интерес к природе, Наблюдательность, Доброта, Терпение, Смелость, Выносливость.
10
Мы идем дальше, перед нами микрорайон «Человек - знак»
Здесь живут люди, которые работают Машинистками, Библиотекарями, Программистами, Диспетчеры, Телефонисты. С чем работают люди этих профессий?
А какими качествами обладают эти люди?
Д: - Эти люди работают со знаками, системами, различными программами.
Д: - Усидчивость, Терпение, Аккуратность, Организованность, Наблюдательность, Внимание
11
Последний микрорайон нашего города «Человек - художественный образ»
Посмотрите, здесь живут профессии Художник, Портной, Гончар, Паркетчик, Стеклодув, Фотограф.
Какими качествами должны обладать эти люди?
Мы познакомились с категориями профессий, определили основные качества личности, которыми должны обладать представители той или иной профессии.
Д: - Художественный вкус, Оригинальность, Наблюдательность, Терпение, Упорство, Творческий подход
12
Закрепление полученных знаний.
Цель - закрепить знания и умения по теме.
А теперь давайте отгадаем загадки о профессиях, но при этом еще определим, какими качествами должны обладать эти люди и в каком микрорайоне они живут.
Высока, стройна, как ель,
В платье модном топ - …
Д: - (модель) - Она должна быть аккуратной, опрятной, уметь одеваться со вкусом.
- Живет в микрорайоне «Человек - художественный образ»
13
Слезо-носо-вытиратель
В группе вашей …
Д: - (воспитатель) - доброта, любовь к детям.
- Живет в микрорайоне «Человек - человек»
14
Шьет прекрасно, порет лихо
Рукодельница - …
Д: - (портниха) - точность, усидчивость, аккуратность.
- Живет в микрорайоне «Человек - техника»
15
Письма в дом приносит он,
Долгожданный …
Д: - (почтальон) - аккуратность, точность, вежливость
- Живет в микрорайоне «Человек - знак»
16
Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос?
Д: - (пастух) - любовь к природе, терпеливость
- Живет в микрорайоне «Человек - природа»
17
Молодцы, со всем справились. Но у людей, которые живут и работают в нашем Городе Профессий, есть специальные орудия труда. Давайте попробуем определить, кому они принадлежат.
В каком микрорайоне нашего города живут люди этих профессий?
- Книга, фонд, знания, тишина, каталоги, читатели-пользователи.
- Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент.
- Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, стена, кладка.
- Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, удобрения, урожай.
- Кадр, снимок, пленка, негатив, фотоаппарат.
Д: - (библиотекарь - «человек - знак»)
Д: - (парикмахер - «человек - человек»)
Д: - (строитель - «человек - техника»)
Д: - (садовод - «человек - природа»)
Д: - (фотограф - «человек - художественный образ»)
18
Мы познакомились с городом и его жителями. А есть ли в нашем городе профессии, которые вам нравятся? Почему ты выбрал именно эту профессию?
Ответы детей.
19
20
В нашем городе труд всегда был в почете. Народ сложил о нем немало песен и стихов. Существует множество пословиц и поговорок о труде и профессиях. Какие из них вы знаете?
Д: - Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
- Делу время, потехе час.
- Под лежачий камень и вода не течет.
- Волка ноги кормят.
- Куй железо пока горячо.
- Труд кормит, лень портит.
- Всякий человек на деле познаётся.
- Сломить дерево - секунда, вырастить - года.
- Труд человека кормит.
21
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай -
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
Стихотворение читает наизусть один из детей.
22
Подведение итогов.
Цель - сделать вывод и подвести итог, отметить работу детей, выяснить, что нового узнали учащиеся на занятии.
Мы с вами поселились в удивительном и очень интересном Городе Профессий. Жители этого города живут очень дружно, они всегда помогают и поддерживают друг друга. Давайте и мы с вами поддержим друг друга. У меня есть волшебное дерево из этого города. Вы его должны передавать друг другу с пожеланиями. «Я думаю, что ты будешь хорошим (…), потому что (…).
Д: - Саша, я думаю, что ты будешь хорошим строителем, потому что ты аккуратный и ответственный.
- Юра, я думаю, что ты будешь хорошим столяром, потому что ты очень хорошо работаешь с деревом.
- Ирина, я думаю, что ты будешь хорошим цветоводом, потому что ты любишь природу и всегда заботишься о цветах в нашем классе.
И т.д.
23
Наше занятие подходит к концу. Пришло время подводить итоги. Перед вами лежат квадратики синего, желтого и красного цвета. Посмотрите, что они обозначают, и выберите тот, который вам больше всего подходит.
(дети выбирают квадрат того цвета, который им больше всего подходит)
24
А у нас получился замечательный город, я вам желаю найти в нем свое место, определиться с профессией, которая будет вам подходить, приносить радость и удовольствие.
Чтобы вы лучше узнали свои профессиональные предпочтения. Я вам даю домашнее задание пройти тест и определить к какой категории профессий вы относитесь.
Спасибо за работу!
Приложения:
-
Презентация
-
Таблица №1.
Категории профессий
Категория
Требования к профессии
Профессии
Человек - человек
-
-умение устанавливать и поддерживать деловые контакты,
- понимать состояние людей,
- оказывать влияние на других,
- проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность,
- общительность,
- вежливость.
-
Няня
-
Официант
-
Продавец
-
Проводник
-
Парикмахер
Человек - художественный образ
- развитый художественный вкус,
- богатое и яркое воображение,
- наблюдательность,
- терпение,
- упорство
-
Художник
-
Портной
-
Гончар
-
Паркетчик
-
Стеклодув
-
Фотограф
Человек - техника
- технической осведомленности и сообразительности,
- хороших двигательных навыков,
- ловкости,
- точность
- аккуратность
- организованность
- исполнительность
- интерес к технике
- выносливость.
-
Столяр
-
Строитель
-
Каменщик
-
Монтажник
-
Кочегар
-
Токарь
-
Швея
Человек - природа
- Интерес к природе
- Наблюдательность
- Доброта
- Терпение
- Смелость
- Выносливость
-
Лесовод
-
Фермер
-
Овощевод
-
Ветеринар
-
Лесничий
-
Садовод
-
Доярка
Человек - знаковая система
- Усидчивость
- Терпение
- Аккуратность
- Организованность
- Наблюдательность
- Внимание
-
Машинистка
-
Библиотекарь
-
Программист
-
Диспетчер
-
Телефонист
Тест «Профессиональные предпочтения»
1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
А) выспаться (2балла)
Б) посмотреть телевизор вместе с семьей (1балл)
В) оказаться в кругу друзей. (3балла)
2. Из трех подарков ты предпочел бы:
А) удочку, набор для вышивания (1балл)
Б) коньки или лыжи (2 балла)
В) туристическую путевку, билет в кино (3балла)
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
А) в одиночку (1балл)
Б) с семьей или друзьями
В) с незнакомой группой, чтобы найти больше друзей (3балла)
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
А) почувствовал бы полную свободу (1балл)
Б) занялся бы поиском выхода или каким - нибудь делом (2 балла)
В) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх (3балла)
5. В свободное время ты любишь:
А) читать, посещать библиотеку, зоопарк, ходить в лес, ловить рыбу, мечтать (1балл)
Б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор (2 балла)
В) заниматься спортом, танцами, петь, участвовать в концертах, путешествовать, ходить в кино с друзьями (3балла)
5-8 баллов
«Человек - природа»,
«Человек - знак»
8 - 12 баллов
«Человек - техника»,
«Человек - художественный образ»
12 - 15 баллов
«Человек - человек»
Список используемой литературы:
-
Жук Л.И. На крыльях мечты. - Минск: Красико-Принт, 2007.
-
Иллюстрации из интернет ресурсов.