Воспитательная система Школа гражданина

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42»







Воспитательная система школы «Школа гражданина»





















Воспитывать - значит организовывать

жизнь, в правильной жизни правильно растут дети.




Актуальность:

С целью усиления эффективности воспитания ребенка современная школа стремится создать воспитательную систему. Воспитательная система - педагогическая концепция воспитания, охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

Содержание воспитания и его организационные формы разрабаты­ваются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обуче­ния и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологиче­ский фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических ка­нонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях чело­века с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативно­го, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.

Четвертый принцип - самосоздание личности или отношение лично­сти к самой себе.

Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим услови­ям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравст­венного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культур­ных и национальных традиций.

Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной .реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, кото­рые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

  • развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовы­ражению, самореализации;

  • интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

  • защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ре­бенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, со­переживание, взаимопонимание;

  • корректирующую, направленную на коррекцию поведения и обще­ния ребенка с целью предупреждения негативного влияния на фор­мирование личности;

  • компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;

  • управленческую, ориентированную на оптимизацию функциониро­вания и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.

Воспитательная система в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» существует на протяжении 5 лет. Главной ее целью является создание условий для развития творческой личности обучающихся. В развитии и совершенствовании воспитательной системы накоплен определенный положительный опыт:

  • в 16 школьных кружках, студиях, секциях, клубах различной направленности занимается 79% обучающихся;

  • достигнут значительный уровень сотрудничества школы и внешкольных организаций, максимально полно используются воспитательные возможности социума;

  • осуществляется целенаправленная интеграция процессов обучения и воспитания, что позволяет достигать успеха в развитии творческой личности ученика, способной к адаптации в быстро меняющихся условиях;

  • успешно формируется современная информационная и коммуникативная культура личности, достойной жизни в современных условиях;

  • большинство выпускников школы показали способность к успешной самореализации в самостоятельной жизни.

Тем не менее, серьезной проблемой продолжает оставаться достаточно невысокий уровень нравственной культуры, гражданской и социальной ответственности. Результаты анкетирования показывают, что служение народу, обществу не является социально-значимой ценностью для обучающихся школы. В то же время честность, принципиальность, умение быть достойным гражданином не являются столь важными, по мнению детей, качествами, необходимыми им в будущей самостоятельной жизни.



Анализ данных анкетирования обучающихся 7-11 классов.


Жизненные ценности


  1. Какие из перечисленных ниже ценностей наиболее значимы для вас? (в %)

№ п/п

Ценности

7 классы

8 классы

9 классы

10 классы

11 классы

1.

Высокий уровень культуры

32

20

23

41

24

2.

Высокий материальный достаток

50

22

27

14

36

3.

Хорошее образование

73

76

64

68

64

4.

Хорошая семья, любовь детей, близких

64

54

50

55

56

5.

Успехи в работе

14

30

18

27

12

6.

Уважение в обществе

59

57

55

45

52

7.

Служение народу, обществу

0

7

9

0

4

8.

Другое

5

0

5

0

4

  1. Кем бы Вы хотели стать в жизни? (в %)


№ п/п

Варианты ответов

7 классы

8 классы

9 классы

10 классы

11 классы

1.

Культурным, образованным человеком

45

63

32

50

36

2.

Материально обеспеченным

64

50

32

45

56

3.

Хорошим семьянином

45

52

32

59

28

4.

Профессионалом, хорошим работником

32

41

55

50

56

5.

Достойным гражданином

36

30

23

36

28

6.

Известным, знаменитым

14

4

5

9

8

7.

Честным, принципиальным

27

35

45

23

24

8.

Другое

5

0

9

0

0


Также школьники считают, что положение человека в обществе определяется в значительной степени отношением к другим людям. В то же время бескорыстие и отношение к государству и обществу в меньшей степени, по их мнению, влияет на это положение.

3.Как вы думаете, чем определяется положение человека в обществе? (в %)


№ п/п

Варианты ответов

7 классы

8 классы

9 классы

10 классы

11 классы

1.

Отношением к работе

18

13

18

18

4

2.

Знаниями, умениями

64

22

36

36

16

3.

Отношением к людям

73

78

50

77

68

4.

Материальным благополучием

9

2

23

5

8

5.

Принципиальностью, честностью

18

7

23

14

28

6.

Умением не упустить свое

0

7

9

18

4

7.

Бескорыстием

5

0

14

0

16

8.

Отношением к государству, обществу

9

7

18

9

20

9.

Другое

0

0

0

5

4


В практической деятельности обучающиеся проявляют недостаточный уровень общей культуры, сознательной социальной активности и дисциплины. Кроме того, недостаточен уровень состояния здоровья обучающихся, сформированности навыков здорового образа жизни.

В целом, воспитательная система школы нуждается в корректировке. Необходима ее направленность на формирование свободной и ответственной личности.

Концепция системы

Цель системы: создание оптимальных условий для формирования свободной, социально зрелой и ответственной личности, ориентированной на гуманистические ценности в выборе решений, готовой к самореализации.

С учетом преемственности в развитии воспитательной системы школы мы можем определить следующие задачи и направления ее развития и совершенствования:

Основные задачи воспитательной системы школы:

  • создать образовательную среду, способствующую воспитанию социально адаптированной личности;

  • создать условия для самореализации личности учащегося и подготовки к будущей жизни в обществе;

  • совершенствовать ученическое самоуправление;

  • развивать и создавать условия для упрочения детской организации как основы для межвоз­растного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика;

  • воспитать гражданина - патриота своей страны;

  • формировать устойчивые навыки по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, основы здорового образа жизни;

  • формировать ценности свободы и ответственности личности как важнейших социально-нравственных категорий, социальную компетенцию.

Основные направления деятельности воспитательной системы школы.

воспитание гражданина-патриота

воспитание творческой личности

воспитание экологически грамотного человека

самовоспитание

воспитание здорового

человека

воспитание

правовой культуры

Первое направление:

Перед школой стоит задача воспитания гражданина России и гражданина своего края, знающего историю страны и особенности своего региона, способного жить в демократическом обществе и брать на себя ответственность за решение судьбы Родины.

Целью деятельности школы определяются два подхода к нравственно-патриотическому воспитанию школьников: во-первых, социально-ориентированный, который предполагает интеграцию управляемого процесса воспитания и стихийного влияния окружающей среды, и, во-вторых, личностно-ориентированный, при котором высшей и единственной целью воспитательной деятельности является ребенок с его интересами, потребностями, мотивами. Личность стоит в центре воспитательной системы школы. Личность педагога и личность воспитанника в их повседневном взаимодействии, взаимовлиянии и взаиморазвитии. От того, какой будет эта личность, зависит будущее школы, поселка, страны, общества. Следовательно, нравственно - патриотическое воспитание является доминирующим направлением воспитательной системы школы.

Данное направление воспитательной работы реализуется как в учебной, так и во внеурочной деятельности: на уроках общегуманитарной направленности, в системе работы по воспитанию гражданина и патриота на уроках других дисциплин, в деятельности научного общества учащихся, в работе коллективов дополнительного образования, при участии в городских мероприятиях.

В основе содержания воспитания лежит культура, и мировая, и национальная без их противопоставления. Освоение культурных ценностей, созданных российской и мировой культурой, определяет нравственно и интеллектуально развитую личность. Отсюда задача формирования мультиккультурной позиции ребенка, умения личности удерживать вместе различные культурные установки и учитывать их в своем поведении. Развитие толерантности - это не только воспитание терпимости к чужому мнению, но и возможность восприятия чужой среды, обычаев, традиций, культуры.

Второе направление:

Воспитание творческой личности должно осуществляться в условиях выбора формы и организации, способа и направления деятельности, поощрения ее успехов и достижений, формирования установки на постоянное саморазвитие и самосовершенствование.

Третье направление:

Оно предполагает формирование человека, способного нести ответственность за свои поступки перед другими людьми и природой, осознающего значимость бережного отношения к окружающему миру. Для формирования навыков нравственного отношения к окружающей среде необходима не только система экологических знаний. Нужно вовлекать обучающихся в социально-значимую, практическую деятельность.

Четвертое направление:

Связано с формированием у воспитанников культуры собственной деятельности, культуры общения с другими людьми, умения определить свое место в окружающем мире и в соответствии с этим выстраивать парадигму своего развития. Данное направление предполагает предоставление широкого спектра возможностей для самореализации через систему дополнительного образования. Кроме того, предполагается разработка и реализация индивидуальных программ развития личности обучающихся.

Пятое направление:

Здоровая личность - залог успешного общественного развития. При этом мы рассматриваем понятие «здоровье» в самом широком смысле этого слова, учитывая, что являясь важнейшей социальной категорией «здоровье» состоит из взаимосвязи физической, психологической и нравственной составляющих. Без каждой из этих основ достижение здоровья личности не представляется возможным.

Шестое направление:

Правовая культура - осознание ценности и значимости права, как важнейшего регулятора общественных отношений, неотъемлемых прав и свобод личности как необходимого условия развития современного свободного человека. Это также умение соотносить свое поведение и поведение других людей с действующими правовыми нормами, регулировать свои действия и поступки в соответствии с ними.

Правовая культура личности выпускника связана с минимальной системой знаний, приобретаемых при изучении социальных дисциплин, элективных курсов, реализации программ воспитания классных руководителей. Формирование навыков правовой культуры возможно через деятельность клуба старшеклассников, активное вовлечение обучающихся в работу органов школьного самоуправления.

Эффективность воспитательной системы школы зависит от четырех факторов, которые есть в школе:

  • педагогические кадры - генератор и организатор воспитательных идей школы;

  • сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания, открытые всему новому, творческие и стремящиеся к познанию;

  • родители, действующие заодно со школой;

  • окружающая среда, социум, социальные партнёры школы.

Этапы реализации системы:

1. 2009-2010 учебный год - Моделирование воспитательной системы.


  1. 2010-2011 учебный год - Создание воспитательной системы «Школа гражданина, ее интеграция в единое информационно-образовательное пространство школы.


  1. 2011- 2012 г.г. - Стабильное функционирование и развитие системы, внесение корректив с учетом материальных и кадровых ресурсов, особенностей и результатов работы школы.


  1. 2012-2013 г.г. - Подведение итогов работы, определение дальнейших перспектив развития воспитательной системы.






































Модель структуры воспитательной системы «Школа гражданина»



Воспитательная система Школа гражданинаВоспитательная система Школа гражданина

Воспитательные системы классов на основе программ воспитательной работы и их интеграция в воспитательную систему школы




Система самоуправления







Школа гражданинаВоспитательная система Школа гражданинаВоспитательная система Школа гражданинаВоспитательная система Школа гражданинаВоспитательная система Школа гражданинаВоспитательная система Школа гражданинаВоспитательная система Школа гражданина

Деятельность детских творческих и общественных объединений.

Система внеурочной занятости, обеспечивающая целостность процессов обучения и воспитания



Единое информационно-образовательное пространство.

Координация межведомственного взаимодействия и активизация сотрудничества с семьями обучающихся в рамках культурно-образовательного центра




© 2010-2022