- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Cемья и школа: сотрудничество в условиях ФГОС
Cемья и школа: сотрудничество в условиях ФГОС
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козлова С.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Cемья и школа: сотрудничество в условиях ФГОС
Слайд 1
В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы.
В. Сухомлинский.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.
Слайды 2, 3
Характеристика изменений работы учителя с родителями учащихся начальных классов в связи с ведением ФГОС представлена в таблице. Давайте проанализируем её.
Предмет изменений
Особенности работы с родителями до введения ФГОС
Особенности работы с родителями после введения ФГОС
Технология проведения родительского собрания
Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)
Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой
Адаптационный период
Родители не участвуют в организации адаптационного периода
Родители выступают в роли тьюторов:
• присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;
• активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;
• помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся
Отсутствует
Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями
Участие родителей в проведении уроков
Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)
Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся
Совместная проектная деятельность
Отсутствует
Осуществляется партнерство "учитель - родитель - ребенок"
Участие в праздниках
Родители выступают в роли зрителей
Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника
Информационное взаимодействие "родитель - учитель - ребенок"
Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече
Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече.
Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).
Как видно из таблицы основным изменением является то, что родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в её организации, при необходимости выполнять роль тьютеров и присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий, тренингов. Появились новые формы работы: внеурочная деятельность и совместная проектная деятельность.
Слайд 4
В работе с родителями существуют следующие направления работы:
- информационное сопровождение и просвещение;
- вовлечение в совместную деятельность.
Слайд 5
Важным аспектом работы с родителями в рамках ведения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации для родителей является классный руководитель и администрация школы. Основными методами работы по просвещению родителей являются родительские собрания, тематические лекции, консультации, деловые игры, круглые столы и Интернет - сайт школы.
Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству, если между ними возникает взаимопонимание. Учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы и сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.
Слайд 6
Для вовлечения родителей в совместную деятельность я использую следующие формы и методы работы:
- внеурочная деятельность;
- проектная деятельность;
- конкурсы;
- праздники
Слайды 7, 8.
Хотелось подробнее остановиться на внеурочной деятельности. Родители заранее были проинформированы о направлениях внеурочной деятельности. Анализ анкет показал, что большинство родителей отдают предпочтение общеинтеллектуальному и спортивно - оздоровительному направлениям. Так по инициативе родителей моего класса был организован курс «Ступеньки к красивой речи», который носит ещё и коррекционное направление.
Слайды 9-12
Занятия внеурочной деятельности, совместные проекты «Мы разные, но мы вместе», «Живая азбука», «Круглый год», общешкольный праздник «Битва хоров» вызвали огромный интерес у родителей и педагогов. Родители увидели как раскрываются творческие способности их детей.
Слайд 13
Таким образом такие формы работы как школьные праздники, проекты, конкурсы, создание «Портфолио» помогают осуществлять партнёрство «учитель - родители - ребёнок» и сделать всех активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Слайд 14
Мы все с вами понимаем, что родители доверяют самое дорогое - своих детей и наша обязанность оправдать их доверие. А это возможно только при тесном сотрудничестве и взаимопонимании. Мне хотелось бы напомнить правила эффективного сотрудничества. Я думаю, что они нам пригодятся в работе с родителями и коллегами:
Спрашивайте
Благодарите
Учите
Уважайте
Помогайте
Объясняйте
Доверяйте