Cемья и школа: сотрудничество в условиях ФГОС

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Cемья и школа: сотрудничество в условиях ФГОС

Слайд 1

В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы.

В. Сухомлинский.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.

Слайды 2, 3

Характеристика изменений работы учителя с родителями учащихся начальных классов в связи с ведением ФГОС представлена в таблице. Давайте проанализируем её.

Предмет изменений

Особенности работы с родителями до введения ФГОС

Особенности работы с родителями после введения ФГОС

Технология проведения родительского собрания

Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)

Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой

Адаптационный период

Родители не участвуют в организации адаптационного периода

Родители выступают в роли тьюторов:

• присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;

• активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;

• помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.

Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся

Отсутствует

Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями

Участие родителей в проведении уроков

Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)

Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся

Совместная проектная деятельность

Отсутствует

Осуществляется партнерство "учитель - родитель - ребенок"

Участие в праздниках

Родители выступают в роли зрителей

Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника

Информационное взаимодействие "родитель - учитель - ребенок"

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече.

Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).

Как видно из таблицы основным изменением является то, что родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в её организации, при необходимости выполнять роль тьютеров и присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий, тренингов. Появились новые формы работы: внеурочная деятельность и совместная проектная деятельность.

Слайд 4

В работе с родителями существуют следующие направления работы:

- информационное сопровождение и просвещение;

- вовлечение в совместную деятельность.

Слайд 5

Важным аспектом работы с родителями в рамках ведения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации для родителей является классный руководитель и администрация школы. Основными методами работы по просвещению родителей являются родительские собрания, тематические лекции, консультации, деловые игры, круглые столы и Интернет - сайт школы.

Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству, если между ними возникает взаимопонимание. Учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы и сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.

Слайд 6

Для вовлечения родителей в совместную деятельность я использую следующие формы и методы работы:

- внеурочная деятельность;

- проектная деятельность;

- конкурсы;

- праздники

Слайды 7, 8.

Хотелось подробнее остановиться на внеурочной деятельности. Родители заранее были проинформированы о направлениях внеурочной деятельности. Анализ анкет показал, что большинство родителей отдают предпочтение общеинтеллектуальному и спортивно - оздоровительному направлениям. Так по инициативе родителей моего класса был организован курс «Ступеньки к красивой речи», который носит ещё и коррекционное направление.

Слайды 9-12

Занятия внеурочной деятельности, совместные проекты «Мы разные, но мы вместе», «Живая азбука», «Круглый год», общешкольный праздник «Битва хоров» вызвали огромный интерес у родителей и педагогов. Родители увидели как раскрываются творческие способности их детей.

Слайд 13

Таким образом такие формы работы как школьные праздники, проекты, конкурсы, создание «Портфолио» помогают осуществлять партнёрство «учитель - родители - ребёнок» и сделать всех активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Слайд 14

Мы все с вами понимаем, что родители доверяют самое дорогое - своих детей и наша обязанность оправдать их доверие. А это возможно только при тесном сотрудничестве и взаимопонимании. Мне хотелось бы напомнить правила эффективного сотрудничества. Я думаю, что они нам пригодятся в работе с родителями и коллегами:

Спрашивайте

Благодарите

Учите

Уважайте

Помогайте

Объясняйте

Доверяйте


© 2010-2022