Рабочая программа кружка Юный краевед

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Согласовано Утверждено

На педагогическом совете приказ

Протокол№ Директор школы_____________



























КРУЖОК



«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»



Руководитель Хохлова Анастасия Викторовна

МКОУ «Бахмутовская основная общеобразовательная школа»

2015-16 учебный год













































д. Бахмутово

2015







Пояснительная записка

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования, стратегией развития воспитания до 2025 года.

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…

История- это история людей, корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

Занятие краеведением помогает глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юный краевед».

Цель:

  • Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.

Задачи:

  • Знакомить учащихся с историей деревни, школы.

  • Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.

  • Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.

  • Воспитывать любовь к родному краю.

Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Данная программа рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю)

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны:

- Знать историю своей деревни, школы, свою родословную.

-Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию. Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана.

- Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.





Структура курса



Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

ВВЕДЕНИЕ

1

1


2

МОЙ ДОМ. РОДОСЛОВНАЯ

5

3

2

3

РОДНАЯ ШКОЛА. ЕЕ ИСТОРИЯ ТРАДИЦИИ

3

1

2

4

БАРЯТИНСКИЙ РАЙОН: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ.

13

7

6

5

В ГОДЫ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ

12

8

4

6

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1


1

Основное содержание курса

Введение.

Знакомство с планом работы краеведческого кружка.

Мой дом. Родословная семьи.


Родословие, или по-научному "генеалогия", изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.
Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди - персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.

Родная школа. Ее история и традиции.

Знакомство с историей родной школы. Изучение истории школы на основе краеведческой литературы, имеющейся в библиотечном фонде школы.

Барятинский район: прошлое, настоящее.

История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления "по горячим следам", то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы.
В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру родного края как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.
Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры юные краеведы овладевают его элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выявленные литературные, музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства, проводить творческие вечера, публиковать очерки, готовить тематические краеведческие словари, летописи и т.п.

В годы суровых испытаний.

История Барятинского района в 1941-1945 годы. Военные подвиги барятинцев на фронтах Великой Отечественной войны. Памятники павшим войнам во время Великой Отечественной войны в Барятинском районе. Труженики тыла.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

по п/п

№ урока

в теме

дата урока по плану

Тема

1

1

ВВЕДЕНИЕ

МОЙ ДОМ. РОДОСЛОВНАЯ - 7 часов.

2

1

Дом в котором я живу. Практическое занятие.

3

2

Я и мое имя. Имя и ангел хранитель.

4

3

Генеалогия.

5

4

Способы оформления родословных.

6

5

Защита творческих проектов. «Моя родословная»

РОДНАЯ ШКОЛА. ЕЕ ИСТОРИЯ ТРАДИЦИИ - 5 часов.

7

1

Листая школьные страницы, выпускники, учителя и директора нашей школы.

8

2

Сбор материала по истории школы (фото, воспоминания).

9

3

Оформление буклета по истории школы.

СОБЫТИЯ И ЛЮДИ ЗЕМЛИ БАРЯТИНСКОЙ 13 ч

10

1

Географическое описание Барятинского района. Работа с географическими картами калужской области

11

2

«Преданья старины глубокой…»

12

3

По следам «дворянских гнезд» Творческая работа - проект барского дома.

13

4

В суровом 1812 году

14

5

Генерал И.Т. Потулов

15

6

Промышленность нашего края

16

7

Лен - культура барятинская

17

8

История народного образования в Барятинском районе.

18

9

Новый путь деревни. Практическое занятие записать воспоминания родственников об образовании колхозов.

19

10

Неожиданное соседство. Практическая работа.

20

11

Практическая работа «Новости районные»

21

12

Лучшие по профессии

22

13

Защита проектов: «Наши земляки, известные люди нашего края».

В годы суровых испытаний - 12 ч

23

1

В первые месяцы войны

24

2

Злодеяния фашистов

25

3

Сопротивление врагу

26

4

В боях за Зайцеву Гору

27

5

Проект «Зайцева Гора»

28

6

Начало освобождения

29

7

Они освобождали наш район (практическая работа)

30

8

Боевые действия 58-й стрелковой дивизии

31

9

Боевые действия 146-й дивизии в апреле 1942г.

32

10

Трудовые подвиги

33

11

Барятинцы на фронтах Великой Отечественной войны (практическая работа)

34

12

Защита проекта «Никто не забыт, ничто не забыто»

35

Итоговое занятие - 1 ч.


Список литературы

  1. События и люди земли Барятинской. Сборник краеведческих работ.-Калуга ООО «Полиграф-Информ» 2008г.

  2. Тимошин В.С. Барятинская земля .-Калуга ООО «Полиграф-Информ» 2005г.

  3. Тимошин В.С. В годы суровых испытаний .-Калуга ООО «Полиграф-Информ» 2004г.

  4. Тимошин В.С. Наш край - родины частица. Учебно-методическое пособие по краеведению.- Калуга: институт повышения квалификации работников образования, 2004 г.

  5. Родники или о чем рассказали калужские дали. Калуга , Издательский педагогический центр «Гриф» 2003 г.

  6. Калуга и её окрестности. Общегеографическая карта

  7. Калужская область. Общегеографическая карта

  8. Калужская область. Туристическая схема.



© 2010-2022