ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ ИМЕЮЩИМ НИЗКУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДСОВЕТ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ ИМЕЮЩИМ НИЗКУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вступительное слово

Уважаемые коллеги! Начиная сегодняшнюю работу нашего педагогического совета, мы хотели бы, чтобы по его окончании каждый из вас решил для себя, что же делать, если в его классе есть дети, которые имеют низкую мотивацию обучения.

Такие ученики есть в каждом классе, у каждого учителя, они были всегда и во все времена. Вот только работа с ними у всех строится по-разному.

Многие из вас говорят, что «он или она не хочет учиться», «он или она ничего не делает». Некоторые идут дальше и привлекают на свою сторону выразительные возможности языка, указывая довольно меткое сравнение: коня можно не только подвести к реке, но и втолкнуть в нее, а вот заставить пить уже не получится. Мы часто жалуемся: «Как я буду его или ее учить, если он даже не слушает меня на уроке, не говоря уже о том, чтобы что-то записать или сделать?».

Мы предлагаем вам мнение одного из учителя, который, избегая гнева и обвинений в непрофессионализме, ставит таким ребятам просто за приход в класс «тройку». А подкрепляют это тем, что «зачем я буду учить троечника, тратить на него время, если он ничего не хочет делать сам, он вырастет и устроится в жизни без моей помощи, уж, по крайней мере, не пропадет точно, а учить я буду отличника, потому что он сможет найти лекарство против рака, изобретет технологию, препятствующую глобальному потеплению на планете».

Выскажите свое мнение по этому поводу.

ВЫВОД Истина в этих словах есть, и не малая, но давайте все же подумаем, а что произойдет, если мы действительно сосредоточимся на работе только с отличниками, а всех остальных, как нежелающих учиться, оставим без внимания, будем к ним равнодушны. И детям на уроке становится не интересно.

Слайд №1. "Как преодолеть равнодушное отношение?"

Мотивация одна - из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию "Не хочу!" Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника

"В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично", "Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации"... Действительно, отсутствие мотивации - основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Учителю можно и нужно создать оптимальную образовательную среду, мотивирующую учащегося на учебную деятельность. Повышение учебной мотивации ( учить детей так чтобы им захотелось учиться) Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.

Слайд №2. "Мотив и компоненты мотивационной сферы"

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему . Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Используя наш с вами опыт, попробуем разобраться с вопросом "Формирование мотивации учения"

Перед началом работы коротко вспомним, что же такое "мотив учения", и его составляющие компоненты : "смысл учения", "постановка целей", "эмоции","интерес".

Мотив учения - побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Смысл учения - внутреннее отношение школьника к учению. (Психологи отмечают, что смысл учения - это сложное личностное образование, которое включает два момента: осознание ребенком объективной значимости учения; понимание ребенком субъективной значимости учения.)

Постановка целей - это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. (Через постановку целей воплощаются мотивы учения )

Эмоции - реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. (Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка ).

Интересы - познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. (Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.)

  1. лицом;

для того, чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих; Теперь мы знаем что такое мотивация обучения, мы попросим вас рассказать как вы работаете с учащимися, имеющую низкую мотивацию обучения.

(выступление учителей) учителей русского языка и литературы

Для таких ребят предлагают весьма интересную для них работу с произведением -составление цитатников.

Вот, например, по произведениям Л.Н. Толстого:

  1. не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим;

  2. недостаточно отвращать людей от зла, нужно еще их поощрять к добру;

  3. совесть - это память общества, усвоенная отдельным

  4. чем лучше живут люди, тем они меньше жалуются. А чем хуже живет человек, тем больше он недоволен не собой, но другими.

Умение находить такие цитаты, думать над их смыслом - это уже многое для того, чтобы не допустить полного интеллектуального падения наших детей.

учителя математики с целью оказания практической помощи учащимся, имеющим недостаточную предметную подготовку, принимаются следующие действия:

  1. проведение опережающих консультаций, т.е. консультации идут не после урока, на котором ученик что-то не понял, а перед ним, для того, чтобы ученик не механически что-то записывал в тетрадь, а работал на уроке;

  2. для того чтобы не заставлять учащихся запоминать доказательство теорем, им предлагается составлять доказательство теоремы из его отдельных фрагментов (мозаика доказательства);

Слайд №3 "Способы мотивации учения"

Назовём еще некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.

  1. Создание проблемной ситуации.

  2. Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

  3. Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения .

  4. Привлекательная цель.

  5. Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.

  6. Лови ошибку.

  7. Нарисуй, как понял.

  8. Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.

Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Существуют понятия на которых стоит учебная мотивация.

Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

КИТ 1
Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Техника «Проблемные вопросы»

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно - более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте - дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать»

Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:

+

-

?

Я это знал(а)

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал(а)

Я хочу об этом узнать побольше

От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту - и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.

КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

- Почему ты ходишь в школу?

Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни - базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям - особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности - тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

КИТ 3
Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех - понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Закончить наш педсовет нам хотелось бы словами Сухомлинского

Слайд №4. "Слова В. А.Сухомлинского"

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" Василий Андреевич Сухомлинский.

Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся , родителей и учителей.







© 2010-2022