Методические материалы по теме Интерактивные методы обучения

Раздел Воспитательная работа
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы рефлексии

  1. «Рефлексивный экран»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

занятие дало мне для жизни…

мне захотелось…


  1. «Плюс-минус-интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ребенка, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к педагогу.


  1. Анкета

Ребятам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На занятии я работал

2. Своей работой на занятии я

3. Занятие для меня показалось

4. За занятие я

5. Мое настроение

6. Материал занятия мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

4. «Мои ответы»

На протяжении занятия ребенок должен отмечать условно свои ответы:

«V» - ответил по просьбе педагога, но ответ не правильный;

«W» - ответил по просьбе педагога, ответ правильный;

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.

5. «Комплимент»

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведенное занятие. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

6. «Три лица»

Педагог показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Ребятам предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

7. «Цветные карточки»

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

8. «Пейзаж»

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

9. «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы …)

10.Подбор афоризма пословицы, стихотворения к занятию

11. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

12. Решение проблемы на занятии можно оформить в виде графического организатора, например, «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.

Что нового ты узнал на занятии?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на занятии)?

Кто и как тебе помогал(и) на занятии при решении задач?

Какие знания, полученные на занятии, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент занятия ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на занятии (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на занятии?

Что изменил бы в своих действиях на занятии?

Что бы ты изменил на занятии в последующем?

Что тебе понравилось на занятии больше всего?

13. «Аргументы»

Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от занятия и что получилось?

2. Какие этапы занятия вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время занятия, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время занятия. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на занятии более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап занятия вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

14.Резюме, эссе, мини-сочинения по теме, проблеме

15. «Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе занятия, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем занятии.

16.»График»

Учащимся предлагается начертить в течение занятия график

- изменения их интереса;

- уровня познания,

- личной активности.

17. «Дерево моего успеха»

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

18. Техника «рефлексивная мишень»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения занятия, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

19. Вопросы, требующие многовариантных ответов:

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на занятии?

Оправдались ли ваши ожидания от занятия?

Что вы взяли с сегодняшнего занятия?

Над чем заставило задуматься занятие?

20. "Благодарю…"

В конце занятия педагог предлагает каждому обучающемуся выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Педагога из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

21."А напоследок я скажу"

Детям предлагается последовательно ответить на три вопроса:

  1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая педагога)?

  2. Что не оправдалось и почему?

  3. Мои и наши перспективы?

22. "Ассоциация"

Обучающимся в конце занятия предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую - которая максимально иллюстрирует его состояние на начало занятия, вторую - на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному - два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других ребят или педагога исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги занятия.

23. "Синквейн"

В конце занятия обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн - это пятистрочная строфа.

1-я строка - одно ключевое слово, определяющее тему синквейна;

2-я строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка - синоним ключевого слова (существительное).

24. Оценочный лист

Ребенок записывает ответы на вопросы:

Выполнил ли я то, что задумал? _____________________________________

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат?__________

Всё ли получилось так, как я задумывал?__________________________

Что было сделано хорошо?_________________________________________________

Что было сделано плохо?_________________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?____________

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за работу?_________________________

Попрошу взрослых оценить мою работу:

что сказала мама:____________________

что сказал педагог:_______________________________

как оценили мою работу друзья:______________________________

В чём я с ними согласен, в чём - нет?_________________________

25. "Букет настроения"

В начале занятия учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые (можно взять больше цветов). На доске изображена ваза. В конце занятия дети должны оценить, если понравилось занятие, и узнали что-то новое, то прикрепить к вазе красный цветок, если не понравилось - голубой. Соответствие настроения цвету:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый - спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

26. «Волшебная палочка»

- Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

27.Анализ своих ошибок

28. Шкала настроения

У каждого ребенка лежит листок со шкалой настроения (10 баллов). Он отмечает свое настроение на протяжении всего занятия. Можно сделать общую шкалу для всей группы. Одна ломаная линия покажет настроение в начале занятия, вторая - в конце.

29. Слова-напутствия

Ребенок должен выразить отношение к фразам или дать свои слова-напутствия.

«И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги». (К.Паустовский)

«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». А.де Сент-Экзюпери

30.Работа с сигнальными карточками

Зеленая карточка - Я удовлетворен занятием. Занятие было полезно для меня. Я с пользой и хорошо работал на занятии. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на занятии.

Желтая карточка - Занятие было интересным. Я принимал в нем участие. Занятие было в определенной степени полезным для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на занятии достаточно комфортно.

Красная карточка - Пользы от занятия я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на занятии я был не готов.

31. Лучики солнца

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце занятия дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

32. «Дерево чувств»

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

33. «Светофор»

Оцените свою деятельность на занятии с помощью «Светофора» (зелёный - все понятно, желтый - есть затруднения, красный - много непонятного - карточки данных цветов даны учащимся еще до занятия).

34. Эмоционально-музыкальная концовка.

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

35. «Рисунок настроения»

Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

36. «Лестница успеха»

Выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце занятия предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

37. "Бортовой журнал"

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых педагогом частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ребенок, важные вопросы.

38. Различные виды дневников:

Обычный дневник; художественный альбом; двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ребенку осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

39. «Письменное интервью»

Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

40. «Лист самоконтроля»

Ведется на протяжении всего занятия.

Фамилия, имя ребенка_____________________________

Вид задания

Оценочное суждение



41. «Кто веселее?»

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

42. «Клякса»

Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета.

43. «Одним словом»

Закончите одним словом:

Сегодняшнее занятие - это…

Сегодня на занятии я …

44. Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на занятии.

Ты мог бы поработать лучше.

45. «Острова»

На доске или у каждого обучающегося карта настроения. Поставьте знак, на каком из островов вы сегодня пребывали: о. Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

46. «Море»

Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

ЗАЛИВ ПРАВИЛ

МОРЕ ЗНАНИЙ

47. «Кораблик»

Какое настроение у вас после занятия? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если занятие понравилось - алый парус, если на душе «тоска зеленая» - зеленый парус, если занятие никак не тронуло - черный парус.

48. «Лист самооценки»

Узнал что-то новое

Научился

Расстроился

Я получил радость

Удивился

Ничего не понял

49. «Акрослово»

Опишите при помощи эпитетов образ, например, цветаевской Москвы:

М - манящая

О - огненно-купольная, отвергнутая Петром

С - святая

К - колокольная, краснокупольная

В - возвеличенная, вольная

А - алтарная.

50. «Релаксация»

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше - поаплодировали себе.

51. «Пожелание»

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:

- Избавляйся от…

- Будь всегда…

- Помни…

52. «Подбор стихотворения»

Выберите из предложенных стихотворение, которое наиболее близко вам сейчас:

И любо мне, и сладко мне,

И мир в моей груди,

Дремотою обвеян я -

О, время, погоди!

(Ф.Тютчев)

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко - и верится, и плачется,

И так легко, легко.

(М.Лермонтов)

Земля дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

(И.Тургенев)

И с отвращением читаю жизнь свою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь. И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

(А.Пушкин)

Проходят дни, проходят сроки,

Свободы тщетно жаждем мы,

Мы беспощадно одиноки

На дне своей души-тюрьмы.

(В.Брюсов)

Смешать печаль, которой нет острей,

С восторгами, которых не бывало.

(К.Бальмонт)

53. Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка - информацию переработаю.

Корзина - всё выброшу.

Детям предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на занятии.

54. Анализ занятия детьми

Назовите, чем вы занимались на занятии?

Какие трудности ты испытывал на занятии?

Какие формы работы на занятии тебе нравятся больше всего?

Поставь баллы от 1 до 5:

Индивидуальная - работа в парах -

По карточкам - самостоятельная работа -

Работа в группах - коллективная работа -

55. Маятник настроения

Маятник - подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке - хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.

56. Цветик - многоцветик

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

57. Мишень настроения

День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок - попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация.

58. Состояние моей души

Учащийся берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

59. SMS

Учащимся предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS -сообщение другу о том, как прошло занятие, оценить как плодотворно он работал.


  1. «Незаконченное предложение»

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить предложения.

Варианты:

  1. "На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";

  2. "На этом занятии меня порадовало…";

  3. "Я похвалил бы себя…";

  4. "Особенно мне понравилось…";

  5. "После занятия мне захотелось…";

  6. "Я мечтаю о …";

  7. "Сегодня мне удалось…";

  8. "Я сумел…";

  9. "Было интересно…";

  10. "Было трудно…";

  11. "Я понял, что…";

  12. "Теперь я могу…";

  13. "Я почувствовал, что…";

  14. "Я научился…";

  15. "Меня удивило…" и т.п.


  1. «Все у меня в руках»

Учащиеся рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, вписывают ответы на вопросы в контур каждого пальца:

Большой палец - с этим заданием я справился успешно самостоятельно;

Указательный - у меня возник вопрос;

Средний - над этой темой я хотел бы еще поработать;

Безымянный - в этом задании я обратился за помощью;

Мизинец - я получил удовольствие от..

Затем листки вывешиваются на выставку, и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.


  1. «Знание о незнании»

Педагог просит детей сформулировать свое незнание (незнакомую тему, ситуацию, вопрос) с помощью 7 основных вопросов: что? Как? Где? Почему? Если? Какие?


  1. «Шкала»

Необходимо оценить по 10-ти балльной шкале свою работу на занятии с разных позиций: «я» 0__________10

«мы» 0________10

«дело» 0_______10


  1. «Шпаргалка»

Ребятам предлагается по изученной информации, теме на занятии составить шпаргалку, отразив в ней минимум, но значимой информации.


  1. «Отсроченный контроль»

Самостоятельная работа ребенка или группы детей проверяется без указания конкретных ошибок, отражается только их количество и те области, в которых они допущены. После этого обучающийся снова проверяет свою работу и ищет ошибки.

© 2010-2022