Современные проблемы культурно-нравственного воспитания среди студентов

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Современные проблемы культурно-нравственного воспитания среди студентов



Введение

Проблемы молодёжи беспокоили общество во все времена. Но социальные «разрывы» XX века разрушили систему базовых традиционных российских нравственных ценностей. Старшему поколению, помнящему устои прошлого, трудно привыкнуть к тому, что агрессивная безнравственность упорно стремится стать нормой жизни, войти в законодательство страны. А подрастающему поколению - ещё сложнее, так как у него нет своей нравственной системы ценностей. То, что ему предлагает забывшая о традициях современность, чаще всего оказывается небезобидными приманками и ложными кумирами. Псевдокультура, проникшая в социальные сети, телевидение, реклама, секты, мистические культы, радикальные псевдорелигии, преступный мир с его псевдоромантикой и ложными удовольствиями, играми, алкоголем, наркотиками и другими «прелестями жизни» - всё это в настоящее время и воспитывает молодёжь.



Современные проблемы культурно-нравственного воспитания среди студентов


Красота и добро соединяются в человеке его стремлением к счастью.

Говорит Н. Хамитов

Одна из самых актуальных современных проблем России - воспитание молодёжи. Как недавно сказал Святейший Патриарх Кирилл: «От того, как будет воспитываться молодёжь, будет напрямую зависеть не только благополучие, но и само существование суверенной России. От того, как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит их счастье и счастье их семей». Вспомним слова великого воспитателя А.С.Макаренко: «Сделать человека счастливым нельзя, но воспитать его можно так, чтобы он стал счастливым».

Проблемы молодёжи беспокоили общество во все времена. Но социальные «разрывы» XX века разрушили систему базовых традиционных российских нравственных ценностей. Старшему поколению, помнящему устои прошлого, трудно привыкнуть к тому, что агрессивная безнравственность упорно стремится стать нормой жизни, войти в законодательство страны. А подрастающему поколению - ещё сложнее, так как у него нет своей нравственной системы ценностей. То, что ему предлагает забывшая о традициях современность, чаще всего оказывается небезобидными приманками и ложными кумирами.

Псевдокультура, проникшая в социальные сети, телевидение, реклама, секты, мистические культы, радикальные псевдорелигии, преступный мир с его псевдоромантикой и ложными удовольствиями, играми, алкоголем, наркотиками и другими «прелестями жизни» - всё это в настоящее время и воспитывает молодёжь.

Самое опасное в нынешнем состоянии молодёжи - это ощущение духовной пустоты, бессмысленности и бесперспективности всего происходящего вокруг. Вместе с нарастанием разочарованности в будущем распространяется нигилизм и снижаются нравственные критерии. Бездуховность воспитания снижает социальный статус молодёжи, в результате чего молодые люди не могут получить должного образования, работы.

Чтобы определить какие проблемы культурно-нравственного воспитания среди студентов сегодня существуют было проведено исследование.

Одним из методов исследования было использовано анкетирование(Приложение №1,2).

В воспитании старших школьников и студентов отсутствует философское осмысление жизни, размыты духовно-нравственные ценностные ориентиры, и это приводит к тому, что при решении важнейших жизненных вопросов - «Кто я?», «Для чего я живу?», «Кто меня окружает?» - современный молодой человек выбирает обычно самое простое: жить для себя, получать удовольствие от жизни, ибо все мы умрём, всё победит смерть, - вера в смерть и есть основа всех пороков.

Молодое поколение должно расти не на примерах насилия, зла, жестокости, а на примерах добра, уважения к старшим, родителям, понимания ценности человеческой жизни, ответственности за свои поступки и деяния. В настоящее время нашему обществу такое направление воспитания крайне необходимо, только такое воспитание спасет молодежь от духовного обнищания. Так же формирование чувства собственного достоинства должно сопровождаться воспитанием уважения к другим людям.

В прежние времена воспитание молодого человека происходило в Церкви, в учебном заведении и в семье. Семья как малая церковь, дом, содействовали развитию личности в традициях христианского благочестия. В настоящее время семья, лишённая фундамента духовности, переживает кризис. Духовно-нравственное оскудение общества приводит к ослаблению традиционных семейных связей. Освободившись от семьи, молодые люди получают огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учёбой и каким-либо полезным трудом. И их свободное время всё чаще переходит под контроль асоциальных структур, а сами они проходят воспитание в подворотнях и подъездах. В современных условиях трудно способствовать формированию чувства патриотизма, готовности защищать, любить свою Родину. Для молодежи родина должна быть Отечеством, землей отцов, своих предков.

Нередко молодые люди не умеют контролировать свои эмоции, не задумываются о том, насколько их поведение причиняет дискомфорт окружающим, не знают элементарных правил общения.

Особого внимания требует работа над культурой речи молодежи. Молодежная среда и ранее характеризовалась определенным молодежным сленгом. Но в настоящее время молодежная речь настолько замусорена огромным количеством ненормативной лексики, безграмотного использования американизмов, жаргонных выражений, что порой сложно вычленить из подобной речевой абракадабры содержание сказанного. Словарный запас молодых людей зачастую скуден, богатство русского языка остается неосвоенным. Это происходит еще и потому, что современная молодежь мало читает, особенно классической литературы.

В современных условиях перед молодежью на экранах телевизоров, в Интернете, журналах и газетах мелькают так называемые «звезды», пространно описываются скандальные истории их жизни. Какая-то часть молодежи (фанаты) копирует своих кумиров, другие понимают, что разные «звезды», как правило, далеки от эталонов, но других, достойных примеров не знают. Современная литература, кино тоже не изобилуют примерами персонажей, которые могли бы быть настоящим образцом для подражания молодежи.

Обращаясь к данной проблеме, следует отметить, что в ее решении в центре внимания необходимо держать непосредственный аспект деяний молодого поколения. Каждый человек с ранних лет должен получать должное воспитание со стороны семьи. Для того чтобы повысить культурно-нравственное воспитание молодежи, был разработан проект «Данко».

Студии развития личности «Данко»

Студентами с Туапсинского Социально-педагогического колледжа был разработан проект «Данко». Название связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Так же Данко - это имя героя знаменитой легенды, который вырвал своё сердце, чтобы осветить путь своему народу.

Стратегические цели проекта:

  1. Повышение культуры молодёжи.

  2. Всестороннее развитие личности.

Задачи проекта:

  • Формирование научного мировоззрения и национального самосознания.

  • Овладение основными мыслительными операциями.

  • Выработка умений и навыков культуры умственного труда.

  • Формирование нравственных понятий, взглядов и убеждений.

  • Психологическая подготовка личности к труду, воспитание работоспособности.

Планируется открыть Студию для молодёжи, в которой будут проводиться занятия по следующим направлениям:

  1. Актерское мастерство

  2. Риторика, ораторское искусство

  3. Культура речи и поведения

  4. Копирайтинг, литературное мастерство

  5. Психотерапия, трансформация

  6. Этикет

  7. Искусство самопрезентации

  8. Фототренинг

  9. Иностранные языки (языки народов, проживающих на данной территории + английский, французский и китайский языки)

В студии планируется открыть лингафонный кабинет, где каждый желающий может бесплатно изучать иностранный язык.

Конечно в первую очередь молодые люди, приходящие в студию, будут проходить консультацию у психолога, для выявления проблем в развитии личности.

Эта студия поможет всесторонне развиваться современной молодёжи. И в будущем повысить культуру, как молодёжи, так и всего общества в целом.

















Заключение

Проблему формирования духовно-нравственной личности учёные изучают очень давно. За это время уже сформировалось понятие о морали и моральном поведении человека.

Подростки, юношество - это тот период в жизни человека, когда он нуждается в своеобразном эталоне («с кого делать жизнь»).

Молодое поколение должно расти не на примерах насилия, зла, жестокости, а на примерах добра, уважения к старшим, родителям, понимания ценности человеческой жизни, ответственности за свои поступки и деяния. В настоящее время нашему обществу такое направление воспитания крайне необходимо, только такое воспитание спасет молодежь от духовного обнищания. Так же формирование чувства собственного достоинства должно сопровождаться воспитанием уважения к другим людям.









Литература



  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.-304 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. П2 4 - М.: Высшее образование, 2007.-430 с. - (Основы паук.)

  3. Король В.М. Педагогика: пособие / В.М. Король. - М.: Высш. Шк., 2008.-317 с.

  4. Воспитание молодежи, отдел образования oopnm.ru/vospitanie-molodezhi/ ( Дата обращения : 15.03.2015 )

  5. Этика и эстетика aphy.net/student-phylosophy/43-materials/369-book

(Дата обращения: 20.03.2015)







© 2010-2022