Роль семейного воспитания в формировании установок на ЗОЖ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алибаева Гульмира Умировна

учитель русского языка и литературы,

зам. директора по воспитательной работе

ШГ № 47, г. Астаны

Роль семейного воспитания в формировании установок на ЗОЖ

«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.

Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения

мужа и жены, отца и матери».

В.А. Сухомлинский.


«Нужно поддержать крепость тела,

чтобы сохранить крепость духа»

В.Гюго.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения приобретает сегодня особую остроту, поскольку современная ситуация отличается высокими показателями детской заболеваемости, социальными потрясениями, ухудшением экологической ситуации. Президент Назарбаев Н.А. в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» подчеркнул, что одним из направлений государственной политики на новом этапе развития нашей страны должно стать улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. В Послании 2010 года Президент поставил конкретные задачи на ближайшее десятилетие. В том числе Нурсултан Абишевич указал, что «Здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье - вот что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения, и повседневной жизни населения».

В соответствии с вышеуказанным, а также на основе проведенного анализа современного состояния здоровья населения и системы здравоохранения Республики Казахстан были определены приоритетные стратегические направления и механизмы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 - 2015 годы.

Для ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: от жертв насилия погибают, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

В подростковом возрасте необходимо не только формировать психологическое здоровье, но стимулировать подростков к осознанию ценности своего психологического здоровья и к овладению навыками самосовершенствования, саморегуляции и самоконтроля. Старший подростковый возраст является сенситивным для формирования осознанного отношения к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Отношение к своему психологическому здоровью определяет характер и направленность личностной активности: будет ли эта активность творческой по созиданию личностью самой себя, реализации своего внутреннего потенциала, или она будет направлена на саморазрушение и разрушение целостности другого человека, мира. Таким образом, необходимо формирование внутренней психологической позиции ребенка, на которые влияют семейные ценности и установки. Результат воспитательного воздействия семьи зависит не только от благих намерений родителей, но и от того, каким образом они свои намерения воплощают в жизнь.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Семья является тем ядром, которое закладывает основание в формировании здорового образа жизни.

Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.

Таким образом, семья - это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив, благодаря которому ребенок дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми, вести здоровый образ жизни). Итак, семья выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.


© 2010-2022