- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Тренинг по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) «Остановись, подумай, выбери»
Тренинг по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) «Остановись, подумай, выбери»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вакуева А.Н. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»
Тренинг
по профилактике употребления
психоактивных веществ (ПАВ)
«Остановись, подумай, выбери»
Вакуева А.Н., воспитатель
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с. Ныда»
Аудитория: обучающиеся 9-х классов
Продолжительность:1 час
Форма проведения: тренинг
Оборудование: яркие надписи с утверждениями:
«Совершенно не согласен»,
«Совершенно согласен»,
«Согласен, но с оговорками»,
«Не имею точного мнения»;
карточки «Незаконченные предложения», цветные карандаши, чистый лист (формат А1), ромашки (по числу участников).
Оформление: кабинет украшен символикой мероприятия; на стенах кабинета развешены утверждения; по кругу расставлены стулья для участников мероприятия.
Цель: Формирование глубокого понимания проблемы зависимости от ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему.
Задачи:
- повысить уровень информированности обучающихся о проблеме употребления ПАВ;
- формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к сохранению собственного здоровья.
План мероприятия:
-
Вводная часть:
-
игра-приветствие;
-
постановка проблемы;
-
дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»
-
Основная часть:
-
упражнение «Ворвись - вырвись из круга»
-
игра «Спорные утверждения»
-
игра «Незаконченное предложение»
-
ролевая игра «Давай с нами!»
-
игра «Портрет наркомана»
3.Заключительная часть:
-
игра «Скажи жизни - Да!»
-
домашнее задание
Ход тренинга
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые ребята, я очень рада приветствовать вас на тренинге «Остановись, подумай, выбери». Начнем с разминки.
1.Игра-приветствие
Описание: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые - внешним. Первые номера остаются на месте, вторые - передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:
Здравствуй, друг! (Здороваются за руку)
Как ты тут! (Хлопают по плечу друг друга)
Где ты был? (Дергают за ушко друг друга)
Я скучал! (Кладут руки себе на сердце)
Ты пришел! (Разводят руки в стороны)
Хорошо! (Обнимаются)
Воспитатель: Я приглашаю вас к нашему столу заседаний. Сегодня мы будем говорить о серьезном, о проблеме употребления подростками психоактивных веществ.
Правила нашего сегодняшнего мероприятия:
-
говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;
-
всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается;
-
вся личная информация, сообщённая тобой на тренинге, является закрытой и не разглашается;
-
если ты хочешь высказаться - подними руку и тебя обязательно выслушают.
-
если тебе что-то не нравится, предложи - как сделать лучше;
-
не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой.
Постановка проблемы. Употребление психоактивных веществ - актуальная проблема, неотделимая от проблемы ВИЧ - инфицирования. Каждый человек должен хорошо разбираться в вопросах, связанных с зависимостью от ПАВ, знать пути ее преодоления - для того, чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Ответственность за то, употреблять или не употреблять ПАВ, - это выбор каждого человека. Человек рожден свободным от патологических зависимостей. Его выбор, право и ответственность - сохранять эту свободу всегда.
И не смотря на то, что тема эта весьма серьезная, мы не будем скучать и очень постараемся, чтобы всем вам было интересно.
Воспитатель: А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
2.Дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»
Цель: Знакомство с объективной информацией о действии ПАВ.
Вопросы для дискуссии:
-
Почему люди употребляют наркотики?
-
Каковы последствия употребления?
-
«Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики?
-
Что такое зависимость от психоактивных веществ?
-
Какие вещества вызывают развитие зависимости?
-
Почему зависимость от психоактивных веществ - это хроническое, неизлечимое, прогрессирующее и смертельное заболевание?
(Обсуждение проблемных вопросов)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам выполнить упражнение «Ворвись - вырвись из круга»
3.Упражнение «Ворвись - вырвись из круга»
Цель: Отработка навыков противостояния группе, умение убедить, сказать «нет»
Описание: Все участники стоят в кругу, держась за руки. Один доброволец - вне круга или внутри круга. Его задача - любым способом вырваться из круга, если он внутри, или ворваться в круг, если он вне его. Задача группы - воспрепятствовать этому. Применимы любые методы, кроме нанесения физических и психических повреждений. Желательно, чтобы каждый член группы имел возможность побывать в роли человека, вырывающегося из круга или врывающегося в него.
Вопросы для обсуждения?
-
Что чувствовали участники?
-
Трудно ли противостоять давлению группы?
Воспитатель: Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены на стенах. Прочитайте их.
4.Игра «Спорные утверждения»
(Листы с утверждениями "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками", "Совершенно не согласен", "Не имею точного мнения" прикреплены на стенах кабинета.
Описание: Все участники слушают спорные утверждения, после чего должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый участник по желанию должен его обосновать: «почему я считаю именно так».
Утверждения:
-
Наркомания - это преступление.
-
Лёгкие наркотики безвредны.
-
ПАВ повышают творческий потенциал.
-
Наркомания это болезнь.
-
Прекратить употреблять ПАВ можно в любой момент.
-
Употребление алкоголя не вредит здоровью.
-
Многие подростки начинают употребление ПАВ «за компанию»
-
Люди, употребляющие ПАВ, очень часто не осознают, что зависят от них.
-
Зависимость от ПАВ формируется только после их многократного употребления.
-
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он ПАВ или нет.
-
Наркоман может умереть от передозировки.
-
Продажа наркотиков не преследуется законом.
-
Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
Подведение итогов игры «Спорные утверждения».
Выслушав все точки зрения, участники выбирают листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Воспитатель: Я думаю, все мы сделаем правильные выводы из услышанной информации. А сейчас, минута релаксации.
5.Игра «Незаконченное предложение»
Описание: Каждый из участников вытаскивает из колоды карточку, на которой написано незаконченное предложение. Его нужно закончить вслух. Участники отвечают по кругу:
-
Мне нравится, что я….
-
Вчера я сделал хорошее дело…
-
У меня есть такое хорошее качество как…
-
Я расскажу вам о хорошем поступке, однажды….
-
Меня есть за что похвалить, например…. и т.д.
После, каждый из участников отвечает на вопрос: «Как я себя чувствовал, говоря о своих положительных качествах»
Воспитатель: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно.
6.Ролевая игра «Давай с нами!»
Цель: Осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменений стратегий поведения.
Описание: Члены группы изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача группы - уговорить, задача добровольца - придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.
Вопросы для обсуждения:
-
Что чувствовали участники?
-
Трудно ли было противостоять давлению группы?
-
Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?
-
Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной?
-
Почему?
Воспитатель: Будущее человека - в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненной позиции, убеждениям, интересам или желаниям.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана? (ответы участников). Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на чистом листе.
7. Игра «Портрет наркомана»
Описание: На чистом листе ватмана в порядке очереди каждый участник рисует общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.
Воспитатель: Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим? (ответы участников)
Завершение работы
Воспитатель: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» психоактивным веществам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.
8.Игра «Скажи жизни - Да!»
Описание: Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу.
Воспитатель: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Жизнь любит тех, кто любит её, и ценит тех, кто ценит её.
Домашнее задание
Цель: Вербализация опыта, полученного в ходе занятия.
Описание: Участникам группы предлагается написать «Письмо другу, первый раз попробовавшему наркотики»
Воспитатель: Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!
Список литературы
1.Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. - Волгоград, 2007.
2.Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы/ авт. - сост. О.Н. Рудякова. - Волгоград, 2008.
3.Классные часы.5-11 классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы/ авт. - сост. С.А. Брагина, Л.В. Авдощенко. - Волгоград, 2009.
4.Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. - М., 2006
5.Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/ авт-сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. - Волгоград, 2008.
6.Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы /авт.- сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. - Волгоград, 2007.
7.Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «Ладья». - Москва, 2015. Российский круглый стол.