Сущность и структура нравственной, психологической и эстетической готовности старшеклассников к семейной жизни

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУДД « ХУРЫ ТЫН»

ДОКЛАД

«СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ »



Воспитатель: Бугулова И.Х.



Владикавказ 2015г.

Вот некоторые сочинения детей, которые они пишут, на воспитательских часах по семейному воспитанию.

«КАКИМ Я ПРЕДСТАВЛЯЮ СВОЙ ДОМ»

Мой дом будет двухэтажный, кирпичный. Во дворе дома будет бассейн. Вокруг дома будет чисто и красиво.(Артур)

Я, хочу собственный дом, где будет маленький сад. А в саду растут красивые и разные цветы. Дом у меня уютный и не большой. Со всеми условиями для жизни. И в нём живут самые замечательные люди. (Диана)

Я представляю свой дом таким: 2 этажа, на первом футбольное поле, на втором спальня, душ... а на третьем склад там всё такое... (Владик)

Мой будущий дом будет большим, красивым и там будет всё необходимое для счастливой жизни. (Славик)

«КАК Я ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЕ СЧАСТЛИВУЮ СЕМЬЮ»

Для меня счастливая семья это семья, в которой есть папа и мама. В которой нет тяжёлых болезней и сильных ссор. В счастливой семье все помогают друг другу и понимают друг друга. (Артур)

Я представляю счастливую семью: когда никто в семье, никто не ссорится и не болеет. (Владик)

Счастливая семья - это полноценная семья. Это семья, где всё хорошо, где царит любовь и взаимопонимание. Где друг другу помогают в трудную минуту, заботятся. Где с пониманием относятся друг к другу. (Диана)

«КАКИМ ПРЕДСТАВЛЯЮ СВОЕГО МУЖА (ЖЕНУ)»

Своего мужа я представляю таким: стройный, симпатичный, яркий, весёлый, трудолюбивый, дружелюбный, добрый, умный. Чтобы он не курил и не пил. Относился ко всем с уважением и стремился добиться в жизни всего хорошего. Хотела бы, чтобы он работал, а не ленился. Чтобы он любил детей.(Диана)

Я представляю свою будущую жену красивую, длинную, богатую. Умеет готовить и работать по дому.(Владик)

Моя жена будет красивой, умной, вежливой. Будет хорошо готовить и убирать по дому, а я ей буду помогать в чём смогу. У нас будет счастливая семья.(Артур)

Моя жена будет порядочной домохозяйкой схожей со мной по характеру.(Славик)

Формирование человека начинается с первыж месяцев его жизни и продолжается на протяжении всей жизни.

Очень важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии для этого личностных качеств, умение разбираться в собственных качествах и в свойствах других людей. Вот почему подготовке воспитанников к семейной жизни следует уделять самое серьёзное внимание.

Роль семьи для человека велика. Именно в ней закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем.

Основные ценности формируются в семейной среде. Когда люди жили большими семьями, необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично.

Для тех кто провёл своё детство в стенах детского дома создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще чем их домашние сверстники, терпят неудачи.

Отсуствие позитивного образца отношений «родитель - родитель», «родитель - ребёнок» приводит к смещению ценностных ориентаций детей - сирот, осложняет создание собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов (Шкилёва Ольга, Миргородова Мария).

Причины неудач на «семейном фронте» характерные для большинства выпускников обусловлены специфическими особенностями их личной жизни:

-отчуждённость, недоверие к людям, отстранённое отношение к ним, неумение общаться, затрудняют установление контактов даже с противоположным полом;

-у многих слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь;

-эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них часто ломают уже сложившиеся семьи;

-низкая самоуверенность в себе:

Всё это приводит к тому, что выпускники детских домов и интернатов часто оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её.

Поэтому подготовка к самостоятельной жизни детей - сироти детей, оставшихся без попечения родителей, является серьёзной проблемой, актуальность которой не снижается.

Жизнь ребёнка в условиях ужреждения интернатного типа, ограниченных социальных влияний обуславливает появление особого психического состояния - психической депривации. Это состояние возникает у человека в особых жизненных ситуациях, когда ему не предоставляется возможность удовлетворить некоторые основные ( жизненно важные) психические потребности в течении долгого времени. Депривация может проявляться в виде легких изменений личности, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины. В общем виде термин психическая депривация часто используется для определения ситуации, суть которой сводится к нехватке или отсуствию каких - либо условий для полноценного развития и жизни человека.

С этой позиции можно условно выделить несколько видов деприваций, которые в конечном итоге существенно влияют на формирование готовности к семейной жизни у детей, очтавшихся без попечения родителей, хотя самой главной причиной низкой готовности к самостоятельной семейной жизни детей - сирот является воспитание детей вне семьи.

Дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, испытывают различные виды депривации: когнитивную, эмоциональную, социальную и т. д.

Личностная депривация возникает в результате отсуствия условий для полноценного развития личности и существования специфических для данной категории детей условий среды и факторов воспитания:

-постоянное окружение большим количаством детей и взрослых(по сравнению с семьёй);

-частая смена воспитателей.(переводы из группы в группу и даже из одного детского дома в другой)

-условие детей - сирот на полном государственном обеспечении, иждивенческая позиция: «Вы», «мне», «должны», отсуствие бережливости и ответственности(Махмадиев Славик).

-недостаточная психолого- педагогическая работа по формированию социально значимых качеств будущего семьянина.

В детских домах воспитатели не могут уделять много времени каждому ребёнку в отдельности. Поэтому у детей, лишённых родительского попечительства не формируется интерес к другому человеку: он сконцентрирован на себе, так как получают мало внимания.

-отсуствие условий для уединения.

Вынужденная адаптация к большому числу сверстников. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, что способствует формированию социопатического характера.

-отсуствие или недостаточная психолого - педагогическая работа по формированию родственных чувств, что означает: позднее знакомство детей - воспитанников детских домов с родственниками.

- наличие негативного опыта жизнив семье в прошлом. Наряду с тем, что многие дети - сироты не имеют представления о том, что такое гармоничная семья, они обладают негативным опытом пребывания в семье. Воспоминания о семье в большинстве своём нерадостны.. Негативный опыт жизни в семье, накладывает свой отпечаток на всю жизнь ребёнка. Часто ребёнок переносит модель воспитания его родителями на собственных детей.Негативное психологическкое прошлое мешает ребёнку - сироте позитивно смотреть в будущее.

Недостаточная психолого - педагогическая работа по созданию положительной семейной истории, традиций, праздников. Слжность такой работы определяется рядом причин, нвапример отсуствием информации о родителях, негативным опыто взаимоотношений с родителям.

Воспитательная работа по формированию родственных отношений и чувств осложняется тем, что нужно не просто свести братьев и сестёр в одной комнате, нужно создать им свою семейную историю, свой семейный фотоальбом. К сожалению, дети - родчтвенники нередко все равно остаются чужими для своих родных братьев и сестер, а иногда и стыдятся их.

Наиболее поддатливым для педагогического воздействия при формировании качеств будущего семьянина является подростковый возраст. Именно в этом возрасте повышается внимание к своей внешности, обостряется интерес к вопросам пола, половой принадлежности и сексуальной жизни... Именно в этом возрасте возникает психологическая готовность для формирования адекватных отношений к явлениям дружбыи любви, к семье. Чтобы подросток продуктивно пережил это становление необходимо обеспечить жизненный потенциал через работу по формированию и развитию личности ребёнка в контексте общей подготовки к самостоятельной жизни.

1.Организация жизнидеятельности (создание условий приближенных к семейным)

2.Позиция специалиста (воспитателя, социального педагога, психолога) связь воспитателей и воспитанников не должны имитировать семейные.

3.Формирование родственных взаимоотношений, как часть подготовки детей- сирот к самостоятельной семейной жизни (совместная деятельность детей - родственников как основной педагогический фактор, способствующий целенаправленному формированию родственных взаимоотношений.

4.Формирование полоролевых представлений воспитанников как часть их подготовки к самостоятельной семейной жизни (создание для них возможности наблюдать за точным полоролевым поведением взрослых, когда женщина ведёт себя именно так, как должна вести себя и не брать на себя выполнение мужских функций и наоборот (соч. Адырхаева).

5.Половое и сексуальное воспитание детей - сирот как составляющая часть их подготовки к самостоятельной семейной жизни...

6.Формирование чувства материнства и отцовства (выпускники из числа детей - сирот в большей степени, чем кто - либо являются группой риска, по отказу от собственного ребёнка). Причины этого не только материальные но и психологические...

7.Проблема отношения к собственным родителям у детей оставшихся без попечения родителей, и взаимоотношений с ними.

Нами воспитателями используются самые разнообразные методы, приёмы и формы занятий, а успех или неуспех во многм зависит от всего педагогического коллектива, насколько целенаправленной и взаимной будет работа.



© 2010-2022