- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа Портфолио в основной школе
Программа Портфолио в основной школе
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Синельник И.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа «Портфолио»
Пояснительная записка
Решение проблемы профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более Индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного образования приводит к большему использованию других, альтернативных методов оценивания. Одним из таких методов оценивания является портфолио.
С 2010/11 учебного года каждому выпускнику основной школы предстоит получить вместе с аттестатом и индивидуальный образовательный рейтинг (портфолио), который помогает целенаправленно выбирать профиль обучения, поэтому важно уже в 7 классе начинать подготовительную работу с учащимися, направленную на обучение осознанному самостоятельному накоплению портфолио.
Цель программы - создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
Основные задачи:
-
создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
-
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
-
изучить интересы, потребности и склонности учащихся;
-
изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
-
соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы педагога-психолога с учеником;
-
информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
-
способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.
Планируемые результаты реализации программы
Сформировать у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принимать правильное самостоятельное решение, а также систематизировать, анализировать собранный материал. Повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности.
Программа «Портфолио в основной школе» рассчитана на учащихся 5-9 классов и проводится в 5 этапов:
№ п\п
Этап работы
Сроки реализации
I
Подготовительный этап
5 класс (адаптационный период)
II
Инфомационно-диагностический этап
5-7 классы
III
Аналитический этап
Окончание 7 класса - 8 класс
IV
Обобщающий этап
Окончание 8 класса -9 класс
V
Заключительный этап
Апрель - май. 9 класс
Методическое обеспечение программы.
-
Рабочая папка (портфолио);
-
официальные бланки портфолио (приложение к аттестату учащихся 9 класса);
-
рейтинг выпускника основной школы (Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио);
-
диагностические материалы;
-
таблицы и схемы для ведения «Рабочей папки»;
-
памятки и инструкции для учащихся;
-
методические рекомендации по ведению портфолио;
-
примерные варианты занятий с учащимися.
Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех - наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом программы является рабочая папка «Портфолио» (с 5 по 8 классы) ученика, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.
Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.
В рамках данной программы предполагается проведение серии занятий с классом, индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний.
Этапы реализации программы
Взаимодействие
Сроки реализации
Структура этапов
1. Подготовительный этап
♦ Подготовка рабочих материалов;
5 класс Сентябрь-
♦ Собеседования с классными руководителями;
ноябрь
Классный
♦ Составление плана работы по программе
руководитель, заместитель директора по ВР
♦ Оформление собственно папок.
♦ Информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о значимости портфолио и необходимости его ведения.
2. Информационно - диагностический этап
♦ Проводится работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
5 - 7 классы класс
♦ психологическая диагностика (диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности).
Классный
♦ проведение экспресс - диагностики (определение типа мышления)
руководитель, заместитель директора по ВР, учителя-предметники, заместитель директора по УВР
♦ изучение мотивации учащихся при переходе в основную школу, изучение мотивов обучения в 7 классе, Г-И-Т, типы интеллекта (теория Говарда Гарднера)
♦ формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
♦ организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады по предметам, научно-практические конференции учащихся и т.п.
3 Аналитический этап
♦ на данном этапе проводятся консультации с учащимися и их родителями по выбору профиля дальнейшего обучения
Окончание 7 - 8 класс
♦ диагностика интересов, потребностей, склонностей:
- карта интересов
- диагностика включённости и эмоционального благополучия на уроках.
Классный руководитель, заместитель директора по ВР, учителя-предметники, заместитель директора по УВР
♦ анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.
♦ изучение мотивации учащихся при переходе в основную школу, изучение мотивов обучения в 7 классе, Г-И-Т, типы интеллекта (теория Говарда Гарднера)
♦ соответственно ведётся работа по максимальному обеспечению официальными документами и творческими материалами, которые будут подтверждать уровень достижений ребёнка в различных видах деятельности
IV. Обобщающий этап
♦ Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.
Учащиеся, классный руководитель
Окончание 8 - 9 класс
♦ Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.
♦ Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом.
♦ Обработка результатов, накопленных на раннем этапе.
♦ Предоставляется широкий выбор предпрофильных курсов для дальнейшего самоопределения учащихся.
♦ Отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут по предпрофильной подготовке и повысить образовательный рейтинг.
♦ Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.
♦ подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.
заместитель директора по ВР
V. Заключительный этап
9 класс апрель-май
♦ Проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио
♦ Заполнение официального бланка портфолио
Классный руководитель, администрация
Индивидуальная накопительная рабочая папка включает в себя:
-
титульный лист (обложка);
-
содержание;
-
I раздел: «Мой портрет»;
-
II раздел: «Портфолио документов»;
-
III раздел: «Портфолио работ»;
-
IV раздел: «Портфолио отзывов»;
-
V раздел: «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).
Раздел I. Информация о владельце портфолио
Мой портрет - цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография.
Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. Автобиография: в этом разделе помещаются результаты психологической диагностики; информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, ставит цели и анализирует их достижение. Также проводит самоанализ итогов года.
Раздел II. Официальные документы
Портфолио документов - комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. В этом разделе помещаются:
1. Перечень представленных в портфолио официальных документов;
2. Все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т.д.
В данном разделе допускается представление копий документов.
Каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой
оценки.
На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об
основном среднем образовании.
Раздел III. Творческие работы, курсы по выбору
Портфолио работ - комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника:
-
проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);
-
исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
-
техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое
описание конкретной работы);
-
работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т.п.);
-
различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);
-
занятия в учреждения дополнительного образования, на различных учебных курсах;
-
участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.
В «Рабочую папку» (портфолио) прилагаются:
- индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки, в котором указываются курсы по выбору, прослушанные учащимся;
- «зачетный лист» - документ, подтверждающий прохождение курсов по выбору, заверенный подписью директора и печатью школы, который вкладывается в портфолио (или прилагается ее копия);
- перечень представленных творческих работ;
- таблица «Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях».
Учащийся фиксирует в бланке «Перечень творческих работ» в таблице «Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях» виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения рабочей папки.
Раздел IV. Отзывы и рекомендации
Портфолио отзывов - характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ выпускника своей конкретной деятельности и ее
результатов.
Портфолио отзывов может включать в себя:
-
заключения о качестве выполненной работы;
-
рецензии;
-
отзывы;
-
резюме с оценкой собственных учебных достижений;
-
рекомендательные письма.
В данный раздел, прежде всего, включаются следующие документы:
1. Резюме;
2. Перечень представленных отзывов и рекомендаций.
Примечание. Данный раздел включает в себя характеристики отношения школьника к людям, событиям, различным видам деятельности. Они могут быть представлены в виде рекомендаций, заключений о качестве выполненной работы, например, в научном обществе школьников, рецензий на статью, опубликованную ребенком в СМИ; рекомендательных писем от учителей, родителей, друзей и т.д.
Реализация программы рассчитана на пять лет, что позволяет составить «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т.п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.
К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.