ПРОГРАММА. «Школа здоровья» для воспитанников младшего школьного возраста

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ «Шербакульская специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа - интернат VIII вида» Омской области




ПРОГРАММА

по формированию здорового образа жизни

«Школа здоровья»

у воспитанников младшего школьного возраста в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.




Автор программы: Калюжная

Светлана Владимировна, воспитатель

КОУ «Шербакульской СКОШИ VIII вида»

Омской области.

Пояснительная записка.

В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей различного возраста. Как следствие, поставлен вопрос о разработке новой модели начальной школы, отвечающей актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Результаты исследований учёных показывают, что 25% будущих первоклассников, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются .

Эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в том числе - на образовательном и на воспитательном. И стратегическим направлением здесь может быть работа по воспитанию у подрастающего поколения устойчивой установки на здоровый образ жизни. В школе дети проводят больше времени в течение дня. При этом в учреждениях интернатного типа учащиеся могут находиться круглосуточно, что накладывает на педагогов дополнительные обязанности по формированию у школьников представлений о здоровом образе жизни. Ведь фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. По мнению специалистов, здоровье человека на 50% зависит от образа его жизни .

Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких, залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром в будущем.

Воспитание здорового образа жизни в коррекционной школе - важная часть единого коррекционно-воспитательного процесса. Программа «Школа здоровья» разработана с целью, научить школьников 1-5 классов самим заботится о своём здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.

Концепция программы по сохранению и укреплению здоровья строится на следующих принципах:

- у каждого ребёнка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать;

- здоровье- это состояние организма, им нужно научиться управлять;

- здоровье- это результат собственного творчества.

Цель программы:

Сформировать у школьников потребность в здоровом образе жизни и ответственное отношение к своему здоровью.

Основными задачами программы по формированию здорового образа жизни являются:

  1. Научить учащихся соблюдать личную гигиену, выполнять режим, правильно питаться, доброжелательно относится к миру и окружающим людям;

  2. Воспитывать желание заниматься физкультурой и спортом;

  3. Избегать и избавляться от вредных привычек;

  4. Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование знаний по сохранению здоровья.

При реализации данной программы меняются поведенческие позиции детей и педагога. Особенности этих позиций:

у детей:

- ориентация на личностное восприятие окружающего мира - не сторонний наблюдатель, а заинтересованный участник;

- личная ответственность за последствия своей деятельности: для себя, для других людей, для природы;

- сопричастность: это нужно всем, значит нужно и мне.

у педагога:

- не быть пассивным исполнителем программы, а представлять творческую личность, которую отличает эрудиция и желание помочь детям;

- придерживаться требований личностно-ориентированного подхода к развитию индивидуальности каждого ребенка, в силу его психофизических возможностей.

Методической основой построения программы «Школа здоровья» являются следующие принципы обучения в коррекционной школе:

  1. активная коррекция недостатков развития ребенка;

  2. учет возрастных и типологических особенностей детей, широкое применение индивидуального подхода к учащимся;

  3. доступность, последовательность и систематичность изучаемого материала;

  4. достижение прочности знаний путем применения практической деятельности;

  5. повышение сознательности и активности, учащихся к здоровому образу жизни.

Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал, предлагаемый для изучения, расположен в порядке усложнения и увеличения объема сведений.

Соблюдение этих требований, правильная организация занятий вызывают у учащихся интерес к данной теме, содействуют прочности усвоения полученных знаний и навыков.

В целях обеспечения преемственности и целевой направленности предполагается осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:

1. Здоровье и здоровый образ жизни;

2. Режим дня, учебы и отдыха;

3. Личная гигиена;

4. Основы рационального питания;

5. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья;

6. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.

Форма и структура проведения занятий в «Школе здоровья» различная. Так на первом этапе рекомендуется проводить их в игровой занимательной форме, используя сказки, сюжетно - ролевые игры, экскурсии, различные практические действия. в процессе воспитательной работы, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости, рекомендуется использовать такие приёмы и методы как занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг, различные упражнения и игры, инсценирование ситуаций, рисование и несложная совместная проектная деятельность. Помимо этого, важную роль для успешной работы играет положительный пример педагога, ведущего здоровый образ жизни.

На втором этапе необходимо разработать варианты дневников здоровья, проводить марафоны, дни здоровья в школе с помощью детей.

Третий этап - здесь нужно знакомить учащихся с последствиями вредных привычек: курение, алкоголь, наркомания. Проводить больше бесед, тестов, круглых столов - где сами дети могли-бы высказывать свою точку зрения.

Таким образом, при развитии субъективного опыта детей необходимо учитывать их возрастные особенности. В частности, постепенное увеличение степени проявления их самостоятельности, инициативы и активности в использовании средств и способов взаимодействия с миром здоровья.

Данная программа затрагивает широкий спектр проблем здоровья, поэтому объединяет в себе совместную работу учителя, воспитателя, родителей, музыкального работника, преподавателя физкультуры, социального работника, педагога-психолога, врача школы.

Программа рассчитана на пять лет обучения количество часов 176 из них теоретических занятий 108часов, и практических 68часов.

Проводятся занятия в «Школе здоровья» раз в неделю.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

1

2

3

4

5

6

Наши помощники.

Мыло и мыльные пузыри.

Для чего нужны расческа и носовой платок.

Про нашу зубную щетку.

Нам режим необходим.

Здоровье в порядке-спасибо зарядке.

4

2

2

3

6

1

3

4

4

3

2


Теории:18 ч., практики:16ч. Всего: 34 часа

1

2

3

4

5

6

Организм человека.

Сердце и легкие.

Желудок.

Рот: губы, язык, зубы.

Глаза и уши.

Руки, уход за руками.

6

4

3

4

4

3

1

1

4

2

2

Теории:24ч., практики:10ч. Всего: 34 часа

Теории:18 ч., практики: 18 ч. Всего: 36 часов

1

2

3

4

5

6

Опасности в доме.

Сигналы тревоги.

Если с кем-то случилась беда, я знаю, как помощь.

Режим дня школьника.

Курить-здоровью вредить.

Со спортом дружить-долго жить.

3

2

2

5

4

2

2

4

4

2

6

1

2

3

4

5

6

Правила личной гигиены.

Внешний вид ученика.

Осанка.

О вреде курения и алкоголя.

О наркомании.

О токсикомании.

2

2

6

6

4

4

6

6

Теории: 24ч., практики 12ч. Всего: 36 часов

1

2

3

4

5

6

Закаливание организма.

Здоровье и его главные законы.

Друзья твоего здоровья.

Что такое народная медицина?

Как победить простуду.

Мы выбираем ЗОЖ!

6

6

6

3

3

6

3

3

Теории:24ч., практики:12ч. Всего: 36 часов.

Содержание

Первый этап: «Хочу все знать!»

1 класс

1. Наши помощники. Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, руки.

Назначение органов чувств. Значение чистоты, гигиена глаз, носа, ушей.

2. Мыло и мыльные пузыри. Уход за кожей (умывание). Уход за руками (мытье). Значение чистоты рук. Основные предметы ухода за кожей.

3.Для чего нужны расческа и носовой платок. Волосы, уход за волосами (мытье, расчесывание). Как пользоваться носовым платком. Расческа, носовой платок - личные предметы.

4. Про нашу зубную щетку. Для чего нужны зубы. Уход за зубами: что для этого нужно. Зубная щетка - личный предмет.

5. Нам режим необходим. Значение распорядка дня. Труд и отдых в школе и дома. Режим сна и питания.

6. Здоровье в порядке - спасибо зарядке. Значение физкультуры и спорта для здоровья. Гигиенические требования к проведению зарядки.

Практические работы: умывание, мытье рук, причесывание волос, выполнение гимнастических упражнений.

Обогащение и уточнение словаря: глаза, уши, нос, язык, руки; видеть, слышать, ощущать; кожа, чистота; волосы, расческа, носовой платок, зубная щетка; режим, зарядка.

2 класс.

1.Организм человека. Его основные внутренние органы (сердце, легкие, желудок). Части лица.

2. Сердце и легкие. Их работа, значение в организме; что вредно и что полезно для сердца и легких (курение, спорт).

3. Желудок. Значение питания для растущего организма. Вредные и полезные для здоровья продукты.

4. Рот: губы, язык, зубы. Различие зубов в зависимости от назначения. Уход за зубами. Значение чистоты зубов. Как правильно чистить зубы. Предметы ухода за зубами. Полезные и вредные для зубов продукты.

5. Глаза и уши. Глаза, их значение, гигиена зрения (как правильно читать, смотреть телевизор). Уши их значение. Как беречь уши, чтобы сохранить слух.

6. Руки, уход за руками. Гигиена рук, значение чистоты рук в предупреждении некоторых заболеваний, уход за руками, как правильно мыть руки.

Практические работы: нахождение пульса, выбор полезных продуктов из ряда предложенных, уход за ротовой полостью, мытье рук.

Обогащение и уточнение словаря: здоровье, организм, органы, сердце, легкие, желудок, передние и задние зубы, эмаль, щетина, круговые движения, стоматолог, насухо.

Второй этап « Как много интересного в мире здоровья

человека!»

3 класс

1. Опасности в доме. Опасные места и предметы в квартире. Бытовая химия, горячая вода. Режущие предметы, горячая пища на плите. Электроприборы, открытые окна, балкон.

2. Сигналы тревоги. Телефоны служб безопасности 01,02,03,04. Куда звонить в различных экстремальных ситуациях. Как правильно сделать сообщение.

3. Если с кем-то случилась беда, я знаю, как помочь. Оказание первой помощи при микротравме: ушиб, порез, царапина, ссадина. Аптечка в доме. В каких случаях нужно обратиться к взрослому, вызвать врача.

4. Режим дня школьника. Сон, значение сна, режим сна. Питание, значение питания, режим питания. Значение режима для здоровья.

5. Курить-здоровью вредить. Легкие, их значение. Чем мы дышим. Вред курения для курящих и некурящих. Легкие курящего и некурящего человека. Необходимость борьбы с курением.

6. Со спортом дружить -долго жить. Работа сердца, его роль в организме. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Разнообразие форм спортивных занятий: прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, походы.

Практические работы: нахождение опасных мест в группе, набор номера по телефону, физические упражнения, оказание первой помощи (помазать йодом, холодный компресс).

Обогащение и активизация словаря: электроприборы, службы безопасности, экстренный случай, травма, первая помощь, аптечка, медикаменты, распорядок, курение, никотин.

4 класс


  1. Правила личной гигиены. Что включает в себя утренний и вечерний туалет. Уход за кожей тела. Уход за зубами. Личные предметы гигиены.

  2. Внешний вид ученика. Прическа. Уход за волосами. Чистая одежда. Уход за кожей лица (умывание). Уход за руками (мытье, подстригание ногтей). Предметы ухода за собой.

  3. Осанка. Правильная осанка. Значение осанки. Как сохранить правильную осанку. К чему может привести нарушение осанки.

  4. О вреде алкоголя и курения. Алкоголь, курение и развивающийся организм: последствия. Несовместимость алкоголя и курения с трудом, спортом и здоровьем. Как бороться с вредными привычками.

  5. Наркомания. Что такое наркотик. Наркомания - болезнь. Последствия наркомании. Как бороться с наркоманией.

  6. Токсикомания. Что такое токсикомания. Как становятся токсикоманами. Необратимость последствий токсикомании. Как помочь друзьям, попавшим в беду.

Практические работы: причесывание, выполнение утреннего и вечернего туалета, мытье рук и подстригание ногтей, сравнение правильной и неправильной осанки (в положении сидя и лежа).

Обогащение и активизация словаря: токсические вещества, последствия, осанка, позвоночник, личная гигиена, курение, алкоголь, наркотики, наркомания, токсикомания.

Третий этап «Что будет если…»

5 класс


  1. Закаливание организма. Можно ли дожить до ста лет? Что для этого нужно. Кто помогает мне сохранить здоровье.

  2. Здоровье и его главные законы. Постепенность, систематичность и ритмичность.

  3. Друзья твоего здоровья. Солнечный свет, чистая вода, рациональное питание, физические упражнения, отдых, глубокий сон, разум.

  4. Что такое народная медицина. Аптека в лесу, огороде, в саду.

  5. Как победить простуду. Предупреждение простудных заболеваний и гриппа. Домашняя аптека. Термометр.

  6. Мы выбираем ЗОЖ. Мы говорим, нет вредным привычкам.

Практические работы: экскурсия в лес, огород, сад. Правила пользования термометром.

Обогащение и активизация словаря: народная медицина; традиционные и нетрадиционные методы лечения, термометр, закаливание.





Требования к уровню подготовки учащихся

1 класс

Учащиеся должны знать:

- название предметов личной гигиены, их значение;

- название частей лица и тела (органов чувств), их назначение.

Учащиеся должны уметь:

- умываться;

- мыть правильно руки;

- расчесываться.

Учащиеся должны иметь представление:

- о режиме дня;

- о том, как правильно делать зарядку.

2 класс

Учащиеся должны уметь:

- чистить зубы;

- ухаживать за ушами;

- выбирать полезные продукты;

- правильно мыть руки.

Учащиеся должны знать:

- названия основных внутренних органов, их назначение;

- полезные и вредные продукты;

- назначение зубов, глаз, ушей;

- предметы для ухода за собой;

- правила ухода за зубами;

- периодичность и правила чистки ушей;

- правила освещения, охраны зрения при чтении и просмотре телевизора.

Учащиеся должны иметь представления:

- о значении продуктов питания для здоровья человека.

3 класс

Учащиеся должны знать:

- телефоны службы безопасности 01,02,03,04;

- источники опасности в доме;

- правила соблюдения личной гигиены при занятии спортом;

- порядок оказания первой помощи при микротравмах;

- названия внутренних органов: легкие, сердце.

Учащиеся должны уметь:

- набрать нужный номер и сделать сообщение по телефону в экстренном случае;

- оказать первую помощь при микротравме, и выбрать необходимые предметы в аптечке.

Учащиеся должны иметь представление:

- о значении спорта для здоровья;

- о вреде курения для курящих и окружающих;

- о значении режима для здоровья.

4 класс

Учащиеся должны знать:

- правила личной гигиены;

- предметы личной гигиены;

- предметы личной гигиены по уходу за кожей, волосами, зубами, руками;

- правила посадки за партой;

- предметы ухода за одеждой и обувью.

Учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть за партой;

- выполнять утренний и вечерний туалет;

- причесываться;

- мыть руки, подстригать ногти;

- ухаживать за одеждой и обувью.

Учащиеся должны иметь представление:

-о вреде курения для курящих и окружающих;

- о вреде действий на организм алкоголя, наркотиков, токсических веществ;

- о значении физкультуры и спорта для выработки правильной осанки.

5 класс

Учащиеся должны знать:

- какие привычки представляют вред здоровью;

- прием лекарства возможен только по рекомендации врача;

- о народной медицине и нетрадиционных методах лечения;

- о местных лекарственных растениях;

- о воздействии вредных привычек на наиболее важные органы человека.

Учащиеся должны уметь:

- объяснить значение здорового образа жизни для здоровья человека;

- пользоваться термометром;

- знать назначение домашней аптечки;

- уметь доказать необходимость борьбы с курением, употреблением алкоголя, наркотиков.

Учащиеся должны иметь представление:

- об алкоголе как наркотике;

- о вредном воздействии наркотиков на организм человека;

- о социальных последствиях, к которым приводят вредные привычки.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Наглядно- иллюстративный материал:

- таблицы;

- схемы;

- плакаты;

- средства личной гигиены;

- макет человека;

- телефон;

- аптечка;

- термометр;

- гербарии лекарственных растений.

2. Технические средства обучения:

- проигрыватель;

- магнитофон;

- видеомагнитофон;

- проектор.








Результат.

В результате реализации программы будут достигнуты следующие результаты:

- овладение детьми элементарными знаниями о строении организма человека;

- усвоение учениками требований к режиму дня;

-соблюдение личной гигиены;

-воздействие вредных привычек на организм;

- повышение двигательной активности детей и овладение ими правилами поведения для безопасной жизни и т.д.

В процессе работы необходимо использовать различные варианты заданий.

Для обследования уровня сформированности у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости представлений о здоровом образе жизни мы используем диагностические методики «Индивидуальная карта обследования» и анкету, предложенные Н.Н. Куинджи.

«Индивидуальная карта обследования ребёнка» Н.Н.Куинджи позволяет установить уровень сформированности у детей представлений о здоровом образе жизни на основе наблюдений педагога. Анкетирование даёт возможность определить наличие у самих учащихся знаний об организме человека, о здоровьесберегающих факторах и проанализировать отношение ребёнка к своему здоровью, умение правильно организовать свою деятельность по его сохранению и укреплению.






Используемая литература:


  1. Буевич И.

Приглашаем за здоровьем // Нач. школа.-2006.-№6, с. 79


  1. Давыдов Ю., Романов С.

Один дома, или техника детской безопасности /Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-320с.


  1. Дадонов Б.И.

Гармоническое развитие и типическое своеобразие личности.-М., 1981


  1. Дереклеева Н.И.

Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 класс.-М.:ВАКО, 2004.-152с.


  1. Дронов Д.

Профилактика нарушения осанки и укрепления мышечного корсета//Нач.школа, 2006,№3, с.53


  1. Заворотов В.А.

Группа, где всем интересно: Кн. Для учителя.-М.: Просвещение,1989

  1. Запорожниченко В.Г.

Образ жизни и вредные привычки. -М.: Медицина, 1984.-32с.


  1. ЗОЖ// Восп.Школьников.-1988.-№3.-72с.

  2. Ковалев А.Г.

Психология личности. М.,1970


  1. Кречмер Э.

Строение тела и характер.-М.:1989


  1. Мосеева О.Н., Тарадонова И.И.

Выбираем мир без наркотиков: Учебное пособие для обучающихся.-Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.-336с.


  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических ф-ов пед.ин-ов/ Под ред. В.В.Воронковой-М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.

  2. Похлебин В.В.

Уроки здоровья: Кн.Для учителей: Из опыта работы.-М.: Просвещение,1992.-96с.


© 2010-2022