Конспект занятия Хлеб-всему голова (ГПД)

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия «Хлеб - всему голова» (ГПД).

Цель: закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях (пахарь, тракторист, комбайнер, агроном, элеваторщик), соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к профессиям хлеборобов.

Задачи: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях и соответствующих орудиях труда, процессе выращивания и изготовления хлеба, обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, разнообразных хлебобулочных изделиях; воспитывать у детей уважение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу; развивать память, мышление, речь.

Материалы: доска; картины из серии «Выращивание хлеба»; колоски пшеницы; мяч; платок для завязывания глаз; хлеб (белый и черный); хлебобулочные изделия; дощечка для лепки пирожков; поднос; миска для замешивания теста; мука, яйцо, соль, сахар.

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений и песен о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб», К. Паустовского «Тёплый хлеб», белорусской сказки «Лёгкий хлеб» и др.; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу; экскурсия в булочную-пекарню.

Ход занятия:


Дети заходят в класс под песню «Хлеб-всему голова», садятся за парты.

Воспитатель. Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить.

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

(Хлеб.)

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. ( Колос.)

Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.

(Комбайн.)

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я,

Будет целая семья.

(Зерно.)

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато, и твердо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило.

(Хлеб.)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины.)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье!

(Баранка или бублик.)

Воспитатель.

- С чем связаны все эти загадки?

- Значит, о чём мы с вами сегодня будем говорить на занятии?

Верно, молодцы! Вы правильно отгадали. Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы ещё раз вспомним о хлебе и поиграем.

Ребята, а кто знает стихотворения о хлебе?

Дети поочерёдно читают стихи о хлебе:

1-ый ученик:

В нем -
Здоровье, наша сила,
В нем -
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло!

2-ой ученик:

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом-тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.



3-ий ученик:

Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.

4-ый ученик:


В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.

5-ый ученик:

Едут по полю комбайны,
Ветер песню им поёт,
Капитаны-комбайнёры
Смотрят с мостиков вперёд.

6-ой ученик:

Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста,- готово,
В ящик сыплется оно.

7-ой ученик:

Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут.

8-ой ученик:

На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места.

«Ох, пустите,»- шепчет тесто.

Ладно, пустим, в печь давай.
Получился каравай.



9-ый ученик:

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

Воспитатель. Стихи вы хорошо читали, молодцы!

А какие произведения о хлебе вы знаете? Дети перечисляют рассказы и сказки о хлебе, которые они читали.

Более подробно воспитатель с детьми обсуждает ранее прочитанный рассказа М. Глинской «Хлеб».

Ребята, а какой рассказ о хлебе мы читали? («Хлеб»).

Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый, с блестящей корочкой).

Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю).

Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом).

Правильно Гриша поступил? (Нет).

Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, всей деревни).

Как Гриша исправил свою ошибку? (Отдал хлеб жеребенку).

А как вы поступили бы на месте Гриши?

Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можешь съесть. Хлеб нужно беречь, потому что на его выращивание и производство люди тратят много сил).

Воспитатель. А как вы поступили бы на месте Гриши?

Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можешь съесть. Хлеб нужно беречь, потому что на его выращивание и производство люди тратят много сил).

Воспитатель. Молодцы!

Воспитатель. Вспомним народную мудрость о хлебе. Скажите мне, пожалуйста, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете.

Надо досказать вторую часть пословицы:

Без хлеба -нет… (обеда).

Хлеб- батюшка, вода-…(матушка).

Будет хлеб-будет и… (песня).

Много снега- много… (хлеба).

Хочешь есть калачи-не сиди на… (печи).

За обедом хлеб - всему… (голова).

Без труда хлеб не родится… (никогда).

Упустишь время - потеряешь... (урожай).

Кто пахать не ленится, у того и хлеб… (родится).

Труд человека кормит, а лень… (портит).

Воспитатель. Молодцы!

А я знаю интересную игру со словом «хлеб», называется она «Придумай слово» (Игра с мячом на образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку, ребенок отвечает и возвращает мяч обратно воспитателю:

Назови хлеб ласково (Хлебушек).

Крошки хлеба какие? (Хлебные).

Квас из хлеба как называется? (Хлебный).

Прибор для резки хлеба? Хлеборезка).

Посуда для хранения хлеба. (Хлебница).

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб).

Кто печёт хлеб? (Хлебопек).

Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод).

Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).

Воспитатель. Молодцы, вы, хорошо играли.

Беседа «Откуда хлеб пришел»

Воспитатель. Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним - откуда хлеб попадает к нам на стол. Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и поочередно вешают картинки на доску в нужной последовательности, рассказывая, что на них изображено.

Воспитатель. Куда мы пришли, дети? (На поле).

Воспитатель: Что мы видим там?

Дети: Трактор пашет землю.

Воспитатель: Для чего он пашет землю?

Дети: Чтобы земля была мягкая.

Воспитатель: А если зерно посеять на невспаханную землю - вырастет урожай? Почему?

Воспитатель: Кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: А можно сказать землепашец?

Это слово тоже из двух слов. Из каких? (земля, пахать)

Воспитатель: Землю вспахали, а потом что делают в поле? (показ картины, где люди сеют зерно)

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерно проросло?

Дети: Солнце, тепло, вода, вспаханная земля

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что на ней изображено?

Дети: Самолет распыляет удобрение на поле.

Воспитатель: Солнышко согрело зерно, дождик полил, люди удобрили поля и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья.

Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. Отгадайте загадку:

Прилетает в поле птица

Спелую убрать пшеницу?

Дети: Комбайн

Воспитатель: Да приходят комбайны на поле (показ картины) Воспитатель: Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер (повторяют хором и индивидуально) Воспитатель: Что делает комбайн с колосками?

Дети: Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна, и эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпается в грузовую машину, потом зерно везут на мельницу. Там их мелют. Получается мука.

Воспитатель: Что можно сделать из муки? Как сказать двумя словами?

Дети: хлебобулочные изделия.

Динамическая пауза.

Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски-толстячки, превратитесь в колоски-худышки.

Воспитатель. Какие замечательные колоски у нас выросли! Как много муки из них получится!

А что можно печь из муки? (Хлеб, булки, торты, пироги и т. д.)

А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия).

А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия? (В булочной).

Правильно.

Вот и давайте пойдем в булочную! Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.

Какие изделия есть в нашей булочной? (Баранки, сухари, кекс, булки, печенье, пряники, вафли, хлеб ржаной, хлеб пшеничный).

Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель. Вы знаете много хлебобулочных изделий. Вы их любите есть? (Да).

Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу. Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу с завязанными глазами.

Воспитатель. Молодцы,ребята!

Собери колоски (игра-соревнование).

Участники игры с завязанными глазами должны за определенное время (одну минуту) собрать как можно больше "колосков". В качестве "колосков" используются кегли, которые собираются в небольшого размера пластмассовое ведро.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о хлебе, а давайте сами испечём что-нибудь из муки

Воспитатель: Что нам нужно, чтобы замесить тесто? (Мука, яйцо, соль, сахар). Воспитатель замешивает тесто.

- Чтобы наши пирожки получились вкусными и пышными, тесту нужно подойти (постоять). А пока оно подходит мы споем песенку «Мы печем пшеничные, пироги отличные».

Воспитатель: Тесто наше подошло, теперь можно лепить пирожки и разные булочки.

Дети лепят. Готовые изделия выкладывают на противень. Воспитатель рассматривает с детьми, какие разные и красивые получились хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас отнесём наши пирожки на кухню. Повар поставит их для выпечки в духовку. А завтра мы их украсим.

Воспитатель. Ребята, что же полезного вы вынесли из нашего мероприятия?

Ответы детей.

Воспитатель. На подносе с рушником выносит сладкий пирог и говорит:

Издавна на Руси повелось гостей угощать самым дорогим - хлебом и солью. Мы тоже придержемся русской традиции гостеприимства. Все пьют чай со сладким пирогом.



© 2010-2022