- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Сценарий образовательного события на тему Образ защитника Отечества
Сценарий образовательного события на тему Образ защитника Отечества
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Удальцова Т.Н. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Образовательное событие «Образ защитника Отечества».
Станция «Историческая».
Цель: формирование чувства патриотизма, сопричастности к судьбе страны через изучение героического прошлого страны.
Задача: создать исторический проект «Защитники земли русской».
Средство: участие в телевизионном проекте-конкурсе «Имя Победы».
Методы и приемы:
- проектная технология
- информационно-коммуникативные технологии
-интерактивные технологии
-технология личностно-ориентированного образовательного процесса
Обучающимся предлагается
1) погрузиться в события трех эпох:
1 - эпоха Древней Руси
2 - эпоха Отечественной войны 1812 года
3 - эпоха Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
2) подготовить презентацию по одной из эпох:
презентация 2-3 слайда, информационный лист (выбрать из предложенного исторического материала).( Обязательно текстовое сопровождение)
Источники.
Интернет, словари-справочники, учебники, иллюстрации, хронология, события и др.
3) алгоритм действий:
-
Посмотрите видеофрагмент.
-
Назовите имя русского полководца, защитника земли русской.
-
Назовите событие и дату в истории России, связанную с именем этого полководца.
-
Какие слова говорил он, обращаясь к воинам русским?
-
Какие картины посвящены этому событию, назовите их авторов.
-
Выберите из предложенных исторических карт, соответствующую этому историческому событию.
-
Какие архитектурные памятники были построены в честь этого события.
4. Подготовьте защиту презентации по теме.
Выскажите свое мнение к данной исторической личности.
Результат: знания, позволяющие формировать патриотизм и активную гражданскую позицию, осуществить осознанный выбор в телевизионном проекте «Имя победы».
Патриотизм и активная гражданская позиция- это основные условия благополучия государства. К сожалению, подрастающее поколение плохо представляет, в какой стране живет, кем и чем гордиться. А это, как известно, основа, на которой формируется патриотизм. Сопричастность к судьбе страны, участие в ее развитии - это гражданская позиция. Данной проблемой озадачено и государство. С 4 ноября 2013 по 9 мая 2014 Российское военно-историческое общество и Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания при поддержке Министерства культуры РФ проводят мультимедийный проект-конкурс «Имя Победы». Цель проекта - выбор открытым общенародным голосованием полководца, который, по мнению жителей России, внёс наибольший вклад в историю военной славы России.
На страницах сайта проекта организован форум, на котором можно выразить свою позицию. Поэтому и одной из задач станции «Историческая» является получение знаний,
позволяющих формировать патриотизм и активную гражданскую позицию, осуществить осознанный выбор в телевизионном проекте «Имя победы».
Приложение 1.
Материалы для образовательного события.
Информационный лист для группы.
Задание для исследования:
Цель: Создать краткий исторический проект « Образ защитника Отечества».
Результат исследования:
-
Презентация (3-5 слайдов). Обязательно текстовое сопровождение слайдов.
-
Устное представление вашей презентации о полководце выбранной вами эпохи:
а) в группе ( на заседании в исторической лаборатории);
б) в актовом зале ( на итоговом заседании).
Рекомендации:
Для этого можно использовать в печатном и электронном варианте следующие источники:
1) историческую справку ( текстовый документ);
2) карту сражений;
3) папку « Справочный материал» ( портреты, памятники культуры);
4) интернет.
Задачи:
-
посмотреть фрагмент видеофильма;
-
определить имя русского полководца, защитника земли русской;
-
определить событие в истории России, связанное с именем этого полководца;
-
выбрать из предложенных исторических карт, соответствующую этому историческому событию;
-
назвать битву, в которой проявилось военное искусство этого полководца, принесшее победу русскому народу ( оружию);
-
какие архитектурные памятники были построены в честь этого события ( полководца);
-
сделать вывод.
Приложение 2.
Кто этот исторический деятель? Назвать его ФИО, о каких исторических событиях идет речь, их значение в истории России.
Историческая справка.
К середине 14 века в древней Руси выделилось Московское княжество, во главе которого стоял князь …( 1350-1389). А русские земли уже много лет изнывали от гнета Золотой Орды, откуда совершались разорительные походы на Русь.В 1380 г. хан Мамайрешил произвести очередной опустошительный набег на Русь.
Князь решил биться с ордынцами за русскую землю. В разные концы Руси поскакали гонцы с посланием, чтобы все войска собирались к Москве на борьбу с врагами. А князь, собрав свою дружину, поехал за советом к Сергию Радонежскому.
« Если хан хочет погубить землю русскую, то надо биться с ним,-молвил старец князю: Иди на битву. Иди, не бойся. Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: « Ты победишь». И обратился князь к воинам со словами: « Братья! Умрем за отечество!». Князь перешел за Дон в чистое поле, на устье Непрядвы.
По обычаю того времени начиналась битва с поединка. Из ордынских рядов выехал Челубей- богатырь огромного роста. Выступит ли кто против него? Но вот расступились русские воины, и навстречу богатырю выехал монах Пересвет. Разогнали всадники коней, сшиблись и замертво оба упали, пронзенные копьями. « И сошлись обе силы великие и покрыли полки поле на десять верст от множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая…», писал летописец. Битва князя с Мамаем на Куликовом поле близ реки Дон 8 сентября 1380 года окончилась торжеством русских.
После этой битвы мудрого князя прозвали Д…. А русское государство стало освобождаться от власти Золотой Орды. Впервые русским войскам удалось одержать победу над главными силами Орды.Эта победа восстановила в народе веру в свои силы. Она доказала всем русским людям, что единственным способом избавления от ордынского владычества является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством. Победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества.
Историческая справка.
Русская армия, не уступавшая французской армии в сражениях на полях Европы, была готова героически сражаться на родной земле. И в армии, и в народе все чаще спрашивали, где тот полководец, который поведет русские войска к победе, к спасению России.Такой полководец в России был - это был…
Теперь, когда Наполеон взял Смоленск и стал приближаться к Москве, Александр I вынужден был назначить его главнокомандующим русской армии. Старый полководец( ему было в 1812 году 67 лет) быстро собрался и помчался к русской армии. 26 августа 1812 года у деревни Бородино, в 120 км от Москвы, произошло решающее генеральное сражение между русскими и французскими войсками. Ни одна из сторон в этом сражении не добилась решающих результатов. Но он верил, что победа впереди, и повел свои войска на соединение с главной силой, несущей победу,- с народом.
1 сентября 1812 г. в деревне Фили близ Москвы на военном совете было принято решение оставить Москву без боя, чтобы сохранить армию. 2 сентября 1812г.Наполеон вошел в Москву. Тогда же в Москве начался пожар, бушевавший неделю. В сожженной Москве французский император ждал, что русский полководец попросит у него мира. Наполеон всегда захватывал столицы вражеских государств и этим выигрывал войны, а тут овладел Москвой, но вся территория России оставалась ему неподвластной. Он всегда добивался победы,обрушив удары своей армии на армию противника, а тут ему пришлось воевать со всем русским народом.Всего три месяца потребовалось русскому полководцу на то, чтобы сокрушить Наполеона. И теперь, глядя, как ведут последние партии пленных, русский полководец имел право сказать : « Война закончилась за полным истреблением неприятеля».
Фельдмаршал обратился к армии, солдатам с приказом об окончании войны
( 23 декабря 1812 года), в котором были замечательные слова:
- Каждый из вас есть спаситель отечества! Россия приветствует вас сим именем! В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории есть фигура этого знаменитого полководца России, который спас страну от французского порабощения.
Историческая справка.
О нём из воспоминаний маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна:
"Из всех молниеносно выросших в предвоенные годы крупных военачальников он был, безусловно , самой яркой и одаренной личностью». Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков (19 ноября (1 декабря) 1896 г.-18 июня 1974 г.). Его полководческий талант со всей полнотой раскрылся в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Этот полководец осуществлял оборону Ленинграда, в ходе контрнаступления под Москвой (5 декабря 1941 - 7 января 1942 гг.) фашистские войска потерпели первое крупное поражение во Второй мировой войне. Значительные успехи советских войск под Москвой в декабре 1941 привели к активному наступлению Красной Армии по всему фронту. Кроме того, он как представитель Ставки ВГК координировал удары армий Сталинградского фронта , где решалась судьба Великой Отечественной войны, принимал участие в разработке ключевого советского военного плана 1942 года - плана стратегической операции «Уран», по разгрому немецких войск под Сталинградом.
. …5 апреля в штаб фронта были вызваны все командующие армиями, члены Военных советов, командиры корпусов. На стенах помещения - закрытые полотнами карты. Негромкие переговоры в зале, где собралось около ста генералов и офицеров. Движение, шум смолкли, ОН оглядел притихший зал и негромко, будничным тоном сказал:
- Товарищи! Я вас пригласил сюда для того, чтобы объявить о приказе товарища Сталина.
Мертвая тишина. ОН продолжил, повысив голос:
- Верховный Главнокомандующий, Маршал Советского Союза товарищ Сталин приказал войскам нашего фронта перейти в наступление на берлинском направлении, окружить столицу фашистской Германии - Берлин, разгромить и уничтожить силы врага и водрузить над Берлином Знамя Победы! Зал взорвался аплодисментами.
На заключительном этапе войны 1-й Белорусский фронт, руководимый этим маршалом закончил войну участием в Берлинской операции.
8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Карлсхорсте (Берлин) он принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.
24 июня 1945г. маршал Жуков принял Парад Победы Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне, который состоялся в Москве на Красной площади. Командовал парадом маршал Рокоссовский.
Его называли Маршалом Победы.
Приложение 3.
Исследовать карту и определить историческое событие, которое отображено на исторической карте. Как оно связано с именем и вашего исторического деятеля?
Приложение 4
Назови ФИ исторического деятеля, определи в какой исторический период он жил.
Приложение 5.
Кто автор скульптуры, кто изображен скульптором?
Приложение 6
Соотнеси исторические события и исторических деятелей (реконструкция событий). Составь презентацию.