- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Инновационный проект Академия родительства
Инновационный проект Академия родительства
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борисова Л.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Академия родительства , как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества.
направление: Инновационный опыт образовательных организаций в контексте основных направлений государственной и региональной образовательной политики
1 Анкета участника конкурса
Учредитель
МО «Хоринский район»
Юридическое название учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»
МБОУ «ХСОШ №2»
Юридический адрес организации
РБ Хоринский район , с.Хоринск, ул.Октябрьская , 64.
Фактический адрес организации
РБ Хоринский район , с.Хоринск, ул.Октябрьская , 64.
ФИО руководителя
Бадарханова Лидия Ендоновна
ФИО разработчика идеи, проекта
Самбудагва Марина Геннадьевна
Борисова Любовь Викторовна
Телефон:
Факс:
Е-mail:
Сайт учреждения
8 (301-48)22-8-15
8(30148)22-8-14
Официальные статусы организации в сфере образования, имевшиеся ранее или действующие на данный момент, полученные в рамках федеральных проектов, программ, конкурсных отборов и др. (ФИП, ФЭП, РСП и др)
РЭП
Название идеи
Академия родительства , как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества.
\направление: Инновационный опыт образовательных организаций в контексте основных направлений государственной и региональной образовательной политики
-
Название инновационной идеи
Проект «Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества»
-
Актуальность
Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменениями социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома. Качество образовательного процесса в школе может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов.
В контексте «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2014-2017г.г» предметом приоритетного внимания является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. В качестве ключевого решения рассматривается введение «предшкольного образования» для детей с 5- лет 6 месяцев до 7- лет, в так называемый сензитивный период, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания личностного развития, а также качества подготовки ребенка к школе. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В микрорайоне школы по данным социально-демографического исследования проживает достаточно большое количество семей, детей социально-незащищенной категории населения: среди низ 40% детей из малообеспеченных семей, (причем этот процент растет с каждым годом), 25% детей из неполных семей; 12% детей из неблагополучных семей, в которых подготовка ребенка к школе заключается в одной единственной задаче - купить все необходимое для школы. Таким образом, практически 40% детей приходят в школу неподготовленными, в связи с чем начинают испытывать трудности в обучении буквально с первых дней. Ежегодный мониторинг готовности к школе, проводимый педагогом - психологом дает неутешительны результаты - более 50% детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения определяют недостаточный уровень готовности, социализации и адаптации к школе.
Отсюда возникает острая необходимость создания некой модели предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения. Создание такой модели возможно в формате родительского клуба, которой мы назвали «Академия родительства».
-
Цель и содержание инновационной модели
Цель :
Разработка модели предшкольного образования (для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ).
Задачи:
-
Определить приоритетные направления подготовки ребенка к школе в условиях вариативности образования.
-
Определить эффективные формы о содержание повышения педагогической компетентности родителей и педагогов в аспекте диагностики и развития готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.
-
Разработать технологии образования детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
-
Определить возможные модели организации предшкольного образования для реализации предложенных технологий.
Основным содержанием деятельности «Академии родительства» является: научение родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям; советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, а также при подготовке ребенка к школе; помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков; активизация роли семьи в образовательном процессе. Полученные знания и навыки, возрастающая компетентность родителей в вопросах воспитания детей смогут оптимизировать даже сложившиеся напряженные отношения в семье или союзе «ребенок-родитель».
Проект рассчитан сроком до 3 лет (сентябрь 2014-август 2017г). Занятия в «Академии родительства» будут проходить в субботние и каникулярные дни согласно календарного плана.
-
Основные этапы
1 этап - Организационный - «моделирование взаимодействия».
Данный этап работы включает в себя решение следующих задач:
1. Установление между педагогами и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество;
2. Изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника
2 этап - Основной- «взаимодействие».
Задачи:
1. Формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.
2. Объединение родителей в группы по интересам, создание родительского клуба
«Академия родительства».
3 этап - Аналитический- «результат взаимодействия».
Задачи:
1 Определение эффективности данной модели предшкольной подготовки.
2 Рефлексия, установка на дальнейшую перспективу.
-
Механизмы реализации идеи
№
Мероприятие
Содержание
Сроки
Ответственные
Родительское собрание «Будем знакомы»
Основной задачей было дать установку на сотрудничество, на конструктивное общение родителей, как с педагогом, так и родителей между собой.
сентябрь
Зам.директора по ВР
Оформление стенда «Скоро в школу»
Информационно-просветительская работа с родителями начинается с изучения ими информации. На стенде предложена полезная информация, о том, как готовит ребенка к школе, какие особенности при этом нужно учитывать.
сентябрь
Опросник «Что хотят знать родители?»
Для родителей приготовили опросник с предложениями направлений совместной деятельности.
сентябрь
Педагог-психолог
Посещение семей на дому
Анализ жилищных условий.
октябрь
МО учителей начальных классов, социальный педагог
Видеожурнал.
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
октябрь
МО учителей начальных классов
Родительский лекторий «Особенности старшего дошкольного возраста»
Просвещение родителей в вопросах возрастных особенностей детей при подготовке к обучению в школе, особенностей развития познавательных процессов, социализации детей старшего дошкольного возраста.
октябрь
Педагог-психолог
Семинар-практикум « Растем вместе»
Обогащение родителей практическими умениями и навыками , знаниями в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.
январь
Педагог-психолог
МО учителей начальных классов
Использование игровых технологий (занятие-сказка, сюжетно-ролевые игры)
Такая форма организации позволяет родителям пополнить свой практический опыт не только для самостоятельного научения ребенка чему-либо новому, но и для проведения домашнего семейного досуга. Родители имеют возможность получить ответы на интересующие вопросы, и, пообщавшись друг с другом-узнать, как в других семьях справляются с повседневными детско-родительскими проблемами.
Декабрь
Март
апрель
МО учителей начальных классов, педагог-психолог,
Социальный педагог
Разработка памяток для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе
Знакомство с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, рекомендации по развитию речи, игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
МО учителей начальных классов,
Социальный педагог
Родительский лекторий «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе»
Просвещение родителей в вопросах адаптации детей к школьному обучению
Декабрь
Педагог- психолог
Родительский практикум «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка, обогащение воспитательный опыт родителей, повышение эффекта семейной подготовки к школе.
Май
Зам.директора по ВР,
МО классных руководителей
Дни добрых дел.
В течение года
Социальный педагог, родители
Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
Разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
-выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
-консультации для родителей;
-составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
-распределение ролей взрослых,
-изготовление пригласительных билетов,
-подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
-составление памятки-помощницы для родителей и для детей;
-индивидуальные встречи и консультации;
--изготовление атрибутов, пособий.
В течение года
МО классных руководителей,
МО учителей начальных классов
Совместное создание предметно-развивающей среды.
Активное обогащение родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях, посредством приобщения родителей к знаниям по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик.
В течение года
Зам.директора по УВР,
Зам.директора по ВР,
Педагог- психолог
Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Я рядом»
Активное и качественное взаимодействие родителей и ребенка, нормализация и компенсация отклонений в развитии. Разрешение психологических проблем.
1 раз в месяц
Педагог- психолог
Родительские гостиные
Основная цель таких мероприятий- укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
Ноябрь,
январь
МО учителей начальных классов
Семейный вернисаж «Лучшая моя семья», «Семья-здоровый образ жизни», «Учись быть папой»
Фотовыставки «»Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья-здоровый образ жизни»; участие семей в конкурсах на лучший рисунок,салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Ноябрь,
январь
Родители, учителя
-
Ожидаемые результаты
-
Всеобуч родителей составит 65% от числа родителей детей, не посещающих ДОУ;
-
Повышение компетентности родителей в аспекте предшкольного образования, что проявилось в осознанном выборе школы и учителя для ребенка, умения оказать помощь и поддержку ребенку в трудный период адаптации к школе, направленности усилий на воспитание значимых качеств и личностных характеристик у ребенка;
-
Повышение уровня готовности детей к школьному обучению, ранняя позитивная социализация, снижение случаев дезадаптации , асоциального поведения;
-
У детей будут сформированы базисные характеристики личности, соответствующие возрасту будущего первоклассника: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, самосознание, способность к самооценке. Другие, не менее важные способности, - умение слушать, говорить, обращаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность;
-
Будет создана страничка на сайте школы, наличие которой, сделает наш опыт доступным для всех заинтересованных людей и организаций; а также позволит использовать разнообразные эффективные формы передачи опыта с применением ИКТ как внутри школы, так и педагогам дошкольного и начального образования в районе;
-
В результате повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что будет способствовать из саморазвитию и самообразованию.