Инновационный проект Академия родительства

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Академия родительства , как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества.

направление: Инновационный опыт образовательных организаций в контексте основных направлений государственной и региональной образовательной политики

1 Анкета участника конкурса

Учредитель

МО «Хоринский район»

Юридическое название учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»

МБОУ «ХСОШ №2»

Юридический адрес организации

РБ Хоринский район , с.Хоринск, ул.Октябрьская , 64.

Фактический адрес организации

РБ Хоринский район , с.Хоринск, ул.Октябрьская , 64.

ФИО руководителя

Бадарханова Лидия Ендоновна

ФИО разработчика идеи, проекта

Самбудагва Марина Геннадьевна

Борисова Любовь Викторовна

Телефон:

Факс:

Е-mail:

Сайт учреждения

8 (301-48)22-8-15

8(30148)22-8-14

[email protected]

Официальные статусы организации в сфере образования, имевшиеся ранее или действующие на данный момент, полученные в рамках федеральных проектов, программ, конкурсных отборов и др. (ФИП, ФЭП, РСП и др)

РЭП

Название идеи

Академия родительства , как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества.

\направление: Инновационный опыт образовательных организаций в контексте основных направлений государственной и региональной образовательной политики

  1. Название инновационной идеи

Проект «Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества»

  1. Актуальность

Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменениями социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома. Качество образовательного процесса в школе может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов.

В контексте «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2014-2017г.г» предметом приоритетного внимания является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. В качестве ключевого решения рассматривается введение «предшкольного образования» для детей с 5- лет 6 месяцев до 7- лет, в так называемый сензитивный период, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания личностного развития, а также качества подготовки ребенка к школе. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В микрорайоне школы по данным социально-демографического исследования проживает достаточно большое количество семей, детей социально-незащищенной категории населения: среди низ 40% детей из малообеспеченных семей, (причем этот процент растет с каждым годом), 25% детей из неполных семей; 12% детей из неблагополучных семей, в которых подготовка ребенка к школе заключается в одной единственной задаче - купить все необходимое для школы. Таким образом, практически 40% детей приходят в школу неподготовленными, в связи с чем начинают испытывать трудности в обучении буквально с первых дней. Ежегодный мониторинг готовности к школе, проводимый педагогом - психологом дает неутешительны результаты - более 50% детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения определяют недостаточный уровень готовности, социализации и адаптации к школе.

Отсюда возникает острая необходимость создания некой модели предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения. Создание такой модели возможно в формате родительского клуба, которой мы назвали «Академия родительства».



  1. Цель и содержание инновационной модели

Цель :

Разработка модели предшкольного образования (для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ).

Задачи:

  1. Определить приоритетные направления подготовки ребенка к школе в условиях вариативности образования.

  2. Определить эффективные формы о содержание повышения педагогической компетентности родителей и педагогов в аспекте диагностики и развития готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.

  3. Разработать технологии образования детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

  4. Определить возможные модели организации предшкольного образования для реализации предложенных технологий.

Основным содержанием деятельности «Академии родительства» является: научение родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям; советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, а также при подготовке ребенка к школе; помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков; активизация роли семьи в образовательном процессе. Полученные знания и навыки, возрастающая компетентность родителей в вопросах воспитания детей смогут оптимизировать даже сложившиеся напряженные отношения в семье или союзе «ребенок-родитель».

Проект рассчитан сроком до 3 лет (сентябрь 2014-август 2017г). Занятия в «Академии родительства» будут проходить в субботние и каникулярные дни согласно календарного плана.

  1. Основные этапы

1 этап - Организационный - «моделирование взаимодействия».

Данный этап работы включает в себя решение следующих задач:

1. Установление между педагогами и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество;

2. Изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника

2 этап - Основной- «взаимодействие».

Задачи:

1. Формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.

2. Объединение родителей в группы по интересам, создание родительского клуба

«Академия родительства».

3 этап - Аналитический- «результат взаимодействия».

Задачи:

1 Определение эффективности данной модели предшкольной подготовки.

2 Рефлексия, установка на дальнейшую перспективу.



  1. Механизмы реализации идеи

    Мероприятие

    Содержание

    Сроки

    Ответственные

    Родительское собрание «Будем знакомы»

    Основной задачей было дать установку на сотрудничество, на конструктивное общение родителей, как с педагогом, так и родителей между собой.

    сентябрь

    Зам.директора по ВР

    Оформление стенда «Скоро в школу»

    Информационно-просветительская работа с родителями начинается с изучения ими информации. На стенде предложена полезная информация, о том, как готовит ребенка к школе, какие особенности при этом нужно учитывать.

    сентябрь

    Опросник «Что хотят знать родители?»

    Для родителей приготовили опросник с предложениями направлений совместной деятельности.

    сентябрь

    Педагог-психолог

    Посещение семей на дому

    Анализ жилищных условий.

    октябрь

    МО учителей начальных классов, социальный педагог

    Видеожурнал.

    Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

    октябрь

    МО учителей начальных классов

    Родительский лекторий «Особенности старшего дошкольного возраста»

    Просвещение родителей в вопросах возрастных особенностей детей при подготовке к обучению в школе, особенностей развития познавательных процессов, социализации детей старшего дошкольного возраста.

    октябрь

    Педагог-психолог

    Семинар-практикум « Растем вместе»

    Обогащение родителей практическими умениями и навыками , знаниями в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    январь

    Педагог-психолог

    МО учителей начальных классов

    Использование игровых технологий (занятие-сказка, сюжетно-ролевые игры)

    Такая форма организации позволяет родителям пополнить свой практический опыт не только для самостоятельного научения ребенка чему-либо новому, но и для проведения домашнего семейного досуга. Родители имеют возможность получить ответы на интересующие вопросы, и, пообщавшись друг с другом-узнать, как в других семьях справляются с повседневными детско-родительскими проблемами.

    Декабрь

    Март

    апрель

    МО учителей начальных классов, педагог-психолог,

    Социальный педагог

    Разработка памяток для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе

    Знакомство с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, рекомендации по развитию речи, игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

    МО учителей начальных классов,

    Социальный педагог

    Родительский лекторий «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе»

    Просвещение родителей в вопросах адаптации детей к школьному обучению

    Декабрь

    Педагог- психолог

    Родительский практикум «Семья на пороге школьной жизни ребенка»

    Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка, обогащение воспитательный опыт родителей, повышение эффекта семейной подготовки к школе.

    Май

    Зам.директора по ВР,

    МО классных руководителей

    Дни добрых дел.

    В течение года

    Социальный педагог, родители

    Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.

    Разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

    -выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

    -консультации для родителей;

    -составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

    -распределение ролей взрослых,

    -изготовление пригласительных билетов,

    -подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

    -составление памятки-помощницы для родителей и для детей;

    -индивидуальные встречи и консультации;

    --изготовление атрибутов, пособий.

    В течение года

    МО классных руководителей,

    МО учителей начальных классов

    Совместное создание предметно-развивающей среды.

    Активное обогащение родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях, посредством приобщения родителей к знаниям по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик.

    В течение года

    Зам.директора по УВР,

    Зам.директора по ВР,

    Педагог- психолог

    Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Я рядом»

    Активное и качественное взаимодействие родителей и ребенка, нормализация и компенсация отклонений в развитии. Разрешение психологических проблем.

    1 раз в месяц

    Педагог- психолог

    Родительские гостиные

    Основная цель таких мероприятий- укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

    Ноябрь,

    январь

    МО учителей начальных классов

    Семейный вернисаж «Лучшая моя семья», «Семья-здоровый образ жизни», «Учись быть папой»

    Фотовыставки «»Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья-здоровый образ жизни»; участие семей в конкурсах на лучший рисунок,салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

    Ноябрь,

    январь

    Родители, учителя

  2. Ожидаемые результаты

  1. Всеобуч родителей составит 65% от числа родителей детей, не посещающих ДОУ;

  2. Повышение компетентности родителей в аспекте предшкольного образования, что проявилось в осознанном выборе школы и учителя для ребенка, умения оказать помощь и поддержку ребенку в трудный период адаптации к школе, направленности усилий на воспитание значимых качеств и личностных характеристик у ребенка;

  3. Повышение уровня готовности детей к школьному обучению, ранняя позитивная социализация, снижение случаев дезадаптации , асоциального поведения;

  4. У детей будут сформированы базисные характеристики личности, соответствующие возрасту будущего первоклассника: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, самосознание, способность к самооценке. Другие, не менее важные способности, - умение слушать, говорить, обращаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность;

  5. Будет создана страничка на сайте школы, наличие которой, сделает наш опыт доступным для всех заинтересованных людей и организаций; а также позволит использовать разнообразные эффективные формы передачи опыта с применением ИКТ как внутри школы, так и педагогам дошкольного и начального образования в районе;

  6. В результате повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что будет способствовать из саморазвитию и самообразованию.




© 2010-2022