Исследовательская работа Человек и малая Родина

Раздел Воспитательная работа
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ярковская средняя общеобразовательная школа

имени Романова Кронида Григорьевича







XYII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия - XX век»



Человек и малая Родина






Авторы:Елкина Яна Александровна
633541 Новосибирская область, Черепановский район,с.Ярки
ул.Школьная 29,
контактный телефон: 383- 45- 56- 215,
МКОУ Ярковская СОШ, 6 класс
Руководитель: Балакина Ирина Ивановна
учитель географии
высшей квалифиционной категории
633541 Новосибирская область, Черепановский район,с.Ярки
ул.Новая 19 кв.2
[email protected]
контактный телефон:
8- 951-374-94-59





с. Ярки, 2016 г.

Исследовательская работа Человек и малая Родина


Оглавление


Стр.



  1. История появления, жизни и исчезновения села. 3-7

  2. Быт и нравы Ракитов 8-10

  3. Заключение 11

  4. Библиография 12

  5. Приложение 13










Исследовательская работа Человек и малая Родина

История появления, жизни и исчезновения села

Ушедшие и уходящие в небытие деревни, поселки, села. Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? Тихо и незаметно уходят они из нашей памяти. Иногда так складывается жизнь, что помочь деревне нельзя и спасти ее некому. И все же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, нравственности народа, изменяется исторический облик Родины1

Я, ученица 6 класса, Елкина Яна, внучка Елкиной Галины Александровны, очень много слушала рассказов о селе, где родилась моя бабушка. Приложение 1. Мне бабушка рассказывала, что таких деревень только на территории нашего района не один десяток: Серебрянка, Петухи, Красная Москва и др. И вот, что я узнала …

Ракиты - деревня, что располагалась когда-то на грани с селом Казанцево Алтайского края в 12 км от одного из старейших сел Черепановского района Новосибирской области - села Ярки, основанного в 1756 году.

Кто основал Ракиты, когда они появились. Но уже сейчас я сумела найти несколько легенд о появлении этого поселения. Из бесед я узнала , что основателем Ракитов стал приезжий купец, построивший свой дом недалеко от Чуйского тракта. По другой версии здесь когда-то поселились три брата Наумкина, приехавшие из европейской части России. Почему Ракиты? Старожилы (их осталось немного, в Ярках проживает всего 5 семей) считают, что при их жизни по окраине села по откосам лога, проходил густой ракитник, поэтому, скорее всего, он стал поводом для названия. Точную дату появления села установить пока не удалось, хотя обращались и в Майский сельский совет, и в архив и архитектурный отдел Черепановского района. Но предположительно считаем, что село Ракиты появилось на рубеже XIX - XX вв., так как на ракитовском кладбище (единственное, что осталось от села) указаны несколько дат жизни умерших коренных жителей, рожденных в самом начале XX века. Предположительно, это был 1889 год, когда был принят новый Закон о переселении. Большинство прибывших в Сибирь - из Курской, Тамбовской губерний. Это Шинко Василий Сергеевич и его жена Шинко Ольга Терентьевна, это большая семья Винокуровых, Антишиных. Шел второй этап переселенческой политики, в ходе которого планировалось заселение местностей, прилегающих к железной дороге. Нашу версию подтверждают точные данные, о том, что между Ракитами и Ярками было поселение киргизов, строивших эту железную дорогу. В память об этих строителях в Ярках осталось озеро «Киргизское», в районе которого они жили. Приложение 2

10Село было небольшое, всего одна улица, но расположена она была своеобразно - по сторонам лога. Поэтом можно считать или две улицы с односторонним расположением домов, или одна, разделенная логом. Названия у улицы не было. По центру села весной, когда таял снег, по дну лога бежал бурный ручей, смывающий все на своем пути. Жители пытались перекрыть лог: каждый год зимой они строили плотину из навоза, глины, земли, мусора, корней деревьев. Но приходила весна, и мощный поток все сметал на своем пути. Весенний паводок уходил, и жители оставались без воды. Странное было место - сколько ни пытались вырыть колодцы, на живительную влагу выйти не могли. Летом русло высыхало. Ребятишки играли в прятки и закапывали - секрет. В одном колодце в самом низком месте лога появлялась иногда вода, тогда начинали ее делить. Выстраивалась длинная очередь, и больше чем по два ведра воды на двор не выдавалось. Зимой было легче - топили снег. Летом же на просьбу случайного прохожего дать попить воды, давали стакан самогона, так как в доме он был в наличии всегда, но им не злоупотребляли. («Ведь много не выпьешь», - смеясь, рассказывала прабабушка Антишина Зинаида Николаевна. Вода же была на вес золота. Позже построили ветряную водонапорную башню. Исследовательская работа Человек и малая Родина

11Деревня была небольшая - порядка 46 дворов, где проживало около 230 человек. Жили бедно, много было землянок, выкопанных по склонам лога. Более сносные постройки были у Беляевых, Романовых, Винокуровых, Мартыновых. Мастером по дереву был Марсаков, который так подгонял доски, что не видно было стыков. Он был мастером своего дела, поэтому его дом выделялся своей прочностью и качеством постройки. Он же смастерил деревянную крупорушку, где все детали были сделаны из дерева. Многие семьи были многодетные. Так у Наумкиных Афанасия и Анастасии было 10 детей, за что позже ее наградили золотой медалью «Мать-Героиня». У Хрипунковых было 8 детей, Марсаковых - 7 детей, у Беляевых (2 семьи) и Ефимкиных по 6 детей. При всем этом все жили очень дружно, уважали друг друга. В селе почитали родителей. Сами по себе жили дружно. «Некогда было драться. Уже с 7 лет шли работать, а в 14 уже таскали на конях сельхозорудия, как мальчишки, так и девчонки». Но с особым почтением на селе относились к Антишиным Ивану Петровичу и Егору Петровичу, Мои прадеды Александр Иванович и Зинаида Николаевна встретились в 1958 году, когда прабабушка приехала из г.Новосибирска на сельскохозяйственные работы в село, прадед работал на комбайне ,прабабушка чабаном ,учетчиком. Поженились в 1959 году. Родилось двое дочерей -Татьяна ,Галина (моя бабушка ) Приложение 3. Когда село распалось, семья Антишиных переехала в Ярки. Никто из числа опрошенных, не мог назвать, какие бы семьи не любили на селе, из-за чего были серьезные ссоры. Исследовательская работа Человек и малая Родина

12Когда прошла коллективизация, то на территории Ракитов был образован колхоз «Радиоволна», где было создано 2 бригады. Бабушка не смогла объяснить, почему колхозу дали такое название, так как в деревне в 30-х годах не было света, а также радио. Кто руководил колхозом в это время, не помнит. Исследовательская работа Человек и малая Родина

Когда началась Великая Отечественная война, Ракитовские мужчины почти все ушли на фронт. Уходила на фронт и техника. Так Самсонов Игнат воевать поехал на колхозной полуторке. На полях сражений остались двое Романовых, двое Ефимкиных, двое Наумкиных, двое Винокуровых. С фронта домой вернулось в живых не более десятка солдат. Среди вернувшихся фронтовиков был и Руковишников И.И., который воевал ещё в Гражданскую войну в конной армии Буденного С.М. Имена погибших ракитовцев высечены на плитах памятника воинам Великой Отечественной войны, установленного в Ярках, а также они находятся на стенде школьного музея.Исследовательская работа Человек и малая Родина

После войны председателем колхоза «Радиоволна» стал Михаил Егорович Самсонов. Но вскоре райком партии председателем направил коммуниста Щербинина Ивана Андреевича, проживавшего после возвращения с войны в селе Ярки. Руководил он только 5 лет, так как не зажившие раны дали о себе знать и Иван Андреевич ушел с этого поста. Щербинин И.А. был делегатом Всесоюзного съезда колхозников, проходившего в городе Москве. Из воспоминаний-вспоминает Щербинина З.И., жительница с. Ярки «Зажили чуть получше при Маленкове. Можно было немного отдохнуть от непосильных налогов. Сдай не менее 350л молока, до 100 яиц, полторы шкуры, шерсть. Налоги были на все. Не обошла эта реформа и Ракиты.

В Ракитах первым управляющим отделения стал Романов Егор, а позднее Антишин Иван Петрович.

Чем занимались члены колхоза «Радиоволна», а затем отделения колхоза «Имени Кирова»? В основном овцеводством - овец доходило до 3-х тысяч голов. Коров не было, так как недостаточно запасов воды. Позднее, когда построили водонапорную башню, здесь стали держать телят на откорме. Занимались и полеводством. Также был большой табун лошадей, служивших основной тягловой силой. В плуг впрягали коней, быков, даже тогда, когда появились первые трактора. Но их было всего 3 - 4 штуки. Это были ХТЗ с железными колесами, на которые были приварены железные шипы. Позднее появились гусеничные - «натики», которые заводили всей деревней. Одним из трактористов на ХТЗ в 17 лет стал Винокуров Александр, который работать в колхозе начал с 9 лет (таскал на лошадях волокуши), а с 14 лет был прицепщиком в полеводческой бригаде. Такая судьба была у всех мальчишек села. Также трактористами стали Руковишников Иван Иванович, Ефимкин Константин Романович, Наумкин Александр, остальных трактористов привозили с Ярков. К этому времени появилась более современная техника: трактора ДТ-54 и прицепные комбайны. Приложение 4

С объединением колхозов начался и закат Ракитов. Все началось после закрытия школы. Она была по численности небольшая, человек 20 учеников. Обучались только ребята 1-4 классов в две смены. Старшеклассников увозили в Ярки на тракторе в деревянной будке, где они жили в интернате. Появилась школа в Ракитах примерно в 20-х годах XX века. Фамилии учителей уже забыты, но помнят их поименно: Зою Васильевну, Николая Григорьевича, Алексея Корнеевича. Одной из последних учительниц, была всеми любимая Дмитриева Валентина Ивановна.Исследовательская работа Человек и малая Родина

12Как только в 1960г. закрылась школа, вскоре закрылись магазин и клуб. Жители села стали разъезжаться в близлежащие деревни: Казанцево, Карагужево, Крутишку, Ярки, Майский, а также в г. Черепаново. В первую очередь уезжали семьи, где были школьники. До последнего держались семьи, которые построили себе хорошие дома. Жалко было их бросать и уезжать в неизвестное. Одними из последних уезжали Винокуровы, Шинко, Антишины. В декабре 1967г. родился последний ракитовец Наумкин Николай, а в 1968г. зимой уехал последний житель - Куклиянов А. Дома, что добротнее, уезжающие, разбирали и перевозили с собой. Из построек осталось только здание школы, но и оно было позднее разрушено. Так с лица земли исчезла любимая малая родина ракитовцев - их село Ракиты, хотевшая жить, развиваться и укрупняться.

В 1968 году деревни Ракиты не стало…Исследовательская работа Человек и малая Родина

«Следы жилья ветрами размело,

Села как не бывало и в помине…»

Деревни не стало, но память людей, которые родились, выросли и жили в Ракитах, осталась. Остался и плач матерей и вдов, смех детей, гул и шум когда-то существовавшей жизни.


Глава II. Быт и нравы Ракитов

16В памяти вынужденных покинуть свою деревню жителей хранится многое. Ракитовцы жили дружно, сплоченно, может быть потому, что село небольшое и все друг другу кем-то доводились по-родственному. Веселились всем селом и печалились вместе. Свободное время любили проводить в клубе, где работала художественная самодеятельность. Первоначально здание клуба было пристроено к конторе колхоза, позднее построили и открыли новый, а старый разобрали и перевезли в пос. Майский под жилые дома. Завклубом работал Ефимкин Виктор Макарович. Он организовывал для сельчан концерты, проводил другие культурные мероприятия. Участниками были постоянно Ефимкины, Наумкины, Терещенко, Поповы, Ширяевы. В клубе показывали и фильмы, которые привозил из Ярков тамошний завклубом Деров Владимир Иванович. Сначала фильмы были немые. Старожилы вспоминают фильмы: «Котовский», «Чапаев», «Дело было в Пенькове». Зимой, когда привозили фильм, жители, идя в клуб на сеанс, несли с собой поленья дров, чтобы протопить клубную печь. Почту сначала возила Самсонова Мария, а затем ее стали передавать через Денисенко Николая, который привозил хлеб. И в магазине на прилавке рядом с хлебом лежали газеты и письма. Праздновали всей деревней как советские, так и православные праздники. Из воспоминаний «Праздновали все подряд. Было весело, наверное, потому, что праздновали всей деревней: и стар и мал. У клуба из колеса была
сделана карусель, днем на ней крутились малыши, а вечером собиралась молодежь". Ходили колядовать, обряжаясь в разные костюмы. А если на селе была свадьба, то гуляли все жители. Приложение 5. Свадьбы проводились на два двора: в первый день у жениха, во второй - у невесты. Венчание проводилось в церкви в селе Карагужево. Колядовали дети зимой катались с гор на тазах и ваннах, летом купались в озере, собирали грибы, ягоды, щавель. Бабушка вспоминает, как приезжали заготовители по вторсырью, дети получали петушки.

Все опрошенные вспоминали полати, где они спали ночью. Полати были устроены во всех домах, так было свободнее в маленьких жилищах. По субботам топили бани по-черному, нужно было проявить ловкость, чтобы помывшись в бане, прийти из нее, не вымазавшись в саже.Исследовательская работа Человек и малая Родина

Пища была не очень разнообразной. Очень часто варили картошку, кашу из пшеницы, куда добавляли конопляное масло (конопля выращивалась как сельхозкультура). Огороды обрабатывали здоровые, по гектару, но и семьи были немаленькие. В пищу употребляли и барсуков, которых в то время было в изобилии. По осени выезжали на 2-3 дня в Петухи в бор на заготовки лесной ягоды, особенно за брусникой, которая не требовала для приготовления сахара.

Ракитовцы были увлеченными людьми. Многие играли на гармошках, балалайках (Наумкины Андрей Тимофеевич, Александр Афанасьевич, Федор Григорьевич, Самсонов Егор, Ширяев Андрей, Тимошин Ленчик). Особенно выделялся своим талантом Егоров Илья Семенович, который играл на всех музыкальных инструментах, имеющихся в наличии в деревне. Он с ходу сам сочинял и исполнял частушки. Участвовал в конкурсе гармонистов, который проходил в Ярках, где обошел известного сибирского баяниста Маланина. Шинко В. Вспоминает: «Очень хотел научиться играть на гармони. Но ее у нас не было. Как-то по зиме я с отцом поехал на базар, чтобы купить полушубок, а вернулись без него, зато с новенькой гармошкой. Дома от мамы нам досталось. Но зато сам научился играть на этом инструменте». Много было мастеров в различных ремеслах: отменными столярами были Лощев, Марсаков, отличные валенки катал Рукавишников И. И., женщины много вязали, ткали сами холсты изо льна, который выращивали в Ракитах. Родились и выросли в селе Ракиты известные в России люди.
Сергей Комиссаров (1949г.р.) учился в школе рабочей молодежи, несколько лет был рабочим. После окончания Новосибирского педагогического института и аспирантуры - на преподавательской, затем на комсомольской и журналистской работе. Кандидат философских наук. Участник VIII Всесоюзного совещания молодых писателей, автор повести «Был месяц май» и рассказа о своей малой родине и земляках «Дорога в Ракиты». В настоящее время проживает в г. Москва. Приложение 6

17Ефимкин Михаил Макарович, доктор исторических наук, живет в г. Новосибирске, преподает историю в СГУПСе, автор многих научных трудов по истории России: «Россия: особенности исторического пути», «Социальное развитие рабочего класса Сибири 1959-1980 гг.» и др. Приложение 7
« Давали друг другу и необидные прозвища. Так Антишина Михаила прозвали «Стрелой», потому что он постоянно не имел своих папирос, а «стрелял» их у других мужиков. А Наумкина Ивана Андреевича прозвали «Лазаенок» (по имени его деда Лазая). Наумкин Николай Афанасьевич из-за своего маленького роста стал «Счетоводик». Исследовательская работа Человек и малая Родина

После войны в селе в нескольких семьях появилось радио, работавшее на автономном питании. Радио было у Егора Антишина, а позже появилось и у других. Марки радио - «Родина», «Искра». Немного позднее поставили генератор, который вырабатывал ток. Так в 1957г. в селе появился свет, который отключали в 24 часа, давая 3 сигнала миганием. Если же свет горел дольше, то в селе узнавали, что кто-то умер. В середине 60-х годов ХХ века в селе появилась чудо техника - телевизор. Его обладателем стала семья Антишина Ивана Петровича. Телевизор к нему ходили смотреть всем селом. У них же появился и первый мотоцикл, а затем уже появился и в семье Мартыновых.

Исследовательская работа Человек и малая Родина

Заключение
Сравнивая место нахождения сел Ракиты и Ярки, численность населения, мы смогли выявить причину исчезновения поселения. С самого своего рождения село Ракиты развивалось и росло, и если бы не политика укрупнения колхозов, сегодня бы оно существовало, как и многие исчезнувшие с лица Земли малые села и деревни, а и именно реформа сельского хозяйства при Хрущеве, а затем при Брежневе привела к исчезновению многих деревень, в том числе и Ракитов.

В ходе работы была найдена литература, содержание которой говорит об актуальности проблемы малых деревень. Тем более эта проблема очень остро стоит и сегодня. Только в нашем районе на грани вымирания находятся несколько деревень, таких как Чащино, Виноград,

19Поэтому считаю, что краеведческая работа дает возможность восстановить и сохранить что-то, что написание летописи исчезнувших деревень дает нам возможность сохранить память о них, донести хоть какие-то сведения до потомков.

17Моя работа еще не закончена. Я продолжу собирать материал об этом селе, постараюсь встретиться с бывшими ее жителями, живущими сейчас далеко за пределами района, области.



Исследовательская работа Человек и малая Родина


Библиография

Материал из учебников истории: В.П. Островский и А.И. Уткин «История России» 11 Кл.; Н.В. Загладина, С.И. Козленко «История Отечества. ХХ - начало ХХI вв.»; В.А. Зверев, А.С. Зуев, Ф.С. Кузнецова «История Сибири» 8 Кл. Помогли статьи из журнала «Хроники краеведа»

№ 1 за 2006г., №№ 1-3 за 2007г., брошюры А.В. Манько «Выдающиеся деятели ХIХ и ХХ веков (Москва, «Школьная пресса» 2003г.). Были составлены беседы с бывшими жителями Ракитов Винокуровым А.А., Елкиной (Антишиной) Г.А., Шинко В.В., Кривчиковой (Мартыновой) В.Н., Сытенковой (Наумкиной) М.А., Сытенковым Б.Н.. Посещены архив, архитектурный отдел, краеведческий музей Черепановского района. Был составлен вопросник, по которому велись беседы. В него вошли такие вопросы, как годы жизни рассказчика, дата существования села, фамилии жителей, численность и количество семей, история школы, клуба, занятия и увлечения жителей и т. д.







1

12


© 2010-2022