Конспект классного часа Новые приключения Колобка

Раздел Воспитательная работа
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Новые приключения Колобка»

Учитель Кубрак Татьяна Анатольевна

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1-4 классов. Её актуальность в том, чтобы каждый ребёнок понял ценность хлеба, научился бережно и с уважением относиться к хлебу. Главная задача учителя заинтересовать детей.

Используемый материал способствует формированию начал экологической культуры у детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, творческую, а также формированию гуманного отношения детей к природе.

Различные формы (путешествие, игры, разыгрывание диалогов, слушание сказки) позволяют учителю разумно сочетать интеллектуальную деятельность с элементами занимательности.

Цель: дать представление о том, что хлеб - основной продукт питания

человека;

развивать чувство гордости за работников сельского хозяйства и работников хлебопекарной промышленности;

воспитывать чувство любви и бережное отношение к хлебу;

прививать культуру потребления хлеба.

Оборудование: сюжетные иллюстрации по теме «Хлеб», выставка книг («Зернышко»,«Золотые серпы»,«Делу время, потехе час», сказка «Пшеничный колосок», сказка «Легкий хлеб», В.Дацкевич «От зерна до каравая»); репродукции картин В.И.Баринова-Кулеба «Первый хлеб», З.Е.Серебрякова «Жнива»; костюмы учащихся (Колобок, Мышка, Воробей, Паук, Солнышко, Ватрушка, Баранки, Бублик, Каравай); хлеб на вышитом рушнике; плакаты с пословицами.

Ход проведения

Учитель: - Ребята, сегодня мы встретимся со сказочным героем и отправимся вместе с ним в сказочное путешествие, где умеют разговаривать птицы и животные. Посмотрите, как сегодня оформлена классная доска, послушайте загадку, которая поможет вам разгадать, чему будет посвящена наша встреча. Вот вам загадка: «В какой-то миг народился пых-пых-пых!

Он пыхтел, пыхтел, пыхтел, пока в печку он не сел.

Вышел оттуда - не пых, а чудо:

Румяный, блестящий, с корочкой хрустящей.

- Что же это, дети?

Дети: - Хлеб

Учитель: - Правильно, это хлеб. Все мы любим хлеб, он всегда у нас на столе.

- А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб?

Дети: - Пыхтел, румяный, блестящий, с корочкой хрустящей.

Учитель: - В народе говорят «Хлеб - всему голова». Как вы понимаете это выражение?

- А какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Дети: - Хлеб хлебу брат.

- Хлеба нет - корочка в честь.

- Хлеб - батюшка, вода - матушка.

- Хлебушко - калач дедушка.

- Худ обед, когда хлеба нет.

- Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

- Хлеб да соль, и обед пошел.

- Хлеб - начало всех начал.

- За обедом хлеб всему голова.

Учитель: - Молодцы, ребята!

- Где же наш сказочный герой? Что-то долго его нет, давайте его позовём. Пусть он услышит, где его ждут. Для этого пусть мальчики громко потопают ногами, а девочки громко похлопают в ладошки.

(Появляется Колобок)

Колобок: Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

На сметане я мешён,

В печку жаркую сажён.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

К вам в гости я пришел.

-Здравствуйте, дети!

Дети: - Здравствуй, здравствуй, Колобок!

Учитель: - Расскажи нам Колобок, почему так долго шёл?

Колобок: - Задержался я, друзья, долгим был мой путь, столько приключений… Когда мне надоело лежать на окошке, спрыгнул я с окошка на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке, встретил я мышку.

(Появляется мышка )

Мышка: - Как вкусно пахнет! Привет, Колобок! Какой ты большой и аппетитный! (Облизывается)

Колобок: -Привет! А ты кто такая? Откуда бежишь? Что несешь?

Мышка: - Я мышка-полёвка. Была я на колхозном поле, нашла пшеничный колосок, несу его в свою норку. Видишь, как много в нем зернышек!

Колобок: - Ты питаешься зернышками? Значит, ты меня не съешь?

Мышка: - Нет! Мне хватает зернышек!

Колобок: - А что такое зернышко?

Мышка: - Разве ты, Колобок, не знаешь из чего ты сделан? (И мышка убежала)

Колобок: - Не стал я догонять мышку. А очень хочу знать, из чего испекла меня бабушка?

Учитель: - Ребята, помогите Колобку узнать, какой не простой путь его появления на свет.

- А ты, Колобок, слушай внимательно и запоминай.

(Выступления детей)

1 ученик: - Вспахали весной колхозники землю плугами. Потом разрыхлили землю боронами. И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землёй прикрывает.

2 ученик: - Полил землю дождик. Зёрнышки в земле набухли и проросли. Каждое зерно пустило в землю корешок, а наверх - зелёный росточек. Из ростков выросла зелёная травка, а потом стебельки и на них колосья.

3 ученик: - Стоят колос к колосу так густо, что и земли между ними не видно. А в каждом колосе - зёрна. Пройдёт много времени - созреют зёрна. Колосья станут сухие, золотистые, а зёрна - твёрдые.

4 ученик: - Тогда колхозники пустят на поле комбайн. Он и колосья срезает, и зёрна из них вымолачивает, и в грузовики насыпает. Грузовики везут зерно на элеватор, чтобы оно проветрилось, просушилось под солнцем, и лучше в зиму сохранилось.

5 ученик: - С элеватора везут зерна на мельницу. На мельнице их смелют. Получится мука. Отвезут муку на хлебозавод, из муки замесят тесто, а из теста выпекут хлеб.

Колобок: - Спасибо, ребята, за интересный рассказ.

- А почему же меня назвали не хлеб, а Колобок?

Учитель: - «Колобок» (колобуха) - чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным. Колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок шли остатки разной муки и все поскрёбки квашни, что оставлялись на закваску. Получался пышный, особо ноздреватый, мягкий, хорошо пропечённый и долго не черствеющий хлеб.

Колобок: - Теперь я знаю, как я появился на свет.

- Но что-то я устал сидеть, пора бы размяться.

Учитель: - Ну-ка, ребятки, давайте отдохнём.

(Проводится физкультминутка)

Физкультминутка «Весёлый воробей»

Скачет в парке воробей

То правее, то левее,

То назад, то вперёд.

Всюду зёрнышки клюёт.

А когда свой завтрак съел,

Прочь из парка улетел.

Колобок: Как вовремя, ребята, вы вспомнили про воробья. Путешествуя по дорожке, я тоже повстречался с ним.

(Появляется воробей)

Воробей: - Чив-чирик! Привет! Ты кто? Вкусно пахнешь, съем тебя!

Колобок: - Я весёлый Колобок,

Но не ешь меня, дружок,

Я сегодня не простой -

Я волшебный, я живой.

Из муки пшеничной вышел

И к ребятам в школу я спешу.

Воробей: - Ну, тогда я тебя не съем. Смотри, сколько здесь на мусорной свалке хлебных кусочков! Их я поклюю и не буду голодным.

Колобок: - Смотрю я и вправду на мусорной свалке много хлебных кусочков. Вот только непонятно мне, почему они среди мусора. А вы, мальчишки и девчонки, не знаете?

Дети: - Их специально оставили для птиц и бездомных животных, чтобы им было чем поживиться.

-Хлеб стал черствым, сухим и его выбросили.

- Малыш ел хлебушек, уронил на землю, кусочек хлеба стал грязным и его выбросили.

Учитель: - К сожалению, Колобок, иногда такое случается, что люди вместе с мусором выбрасывают хлеб.

- Давайте послушаем белорусскую народную сказку «Корочка хлеба»

(Инсценирование сказки. Действующие лица: автор, солнце, паук.)

Автор: Всё утро мужик пахал своё поле. А в полдень сел перекусить, что из дому принёс. Съел варёную картошку с солью да с луковкой. Потом принялся за воду с хлебом. Мякиш сжевал, а корочку бросил. И опять принялся за работу.

Увидел это паук, лапками корочку обхватил и поволок её прочь. На краю поля стояла берёза, паук с корочкой забрался на вершину. Сел на ветку, вниз длинную паутинку свесил.

Тут поднялся ветер, паутинку закружил и паучка вместе с ней. Летят паук с паутинкой всё выше да выше… И закинуло их на облачко.

Плывёт облачко по небу, проплывает мимо солнца. Поднял лапками паук корочку, показал солнцу.

Паук: - Солнышко ясное, ты хозяин всему живому на земле. Землю согреваешь, под твоими лучами урожай зреет. Да, видно, ты людям даёшь много хлеба, они его и съесть не могут. Взгляни, солнышко красное, бросил мужик корку! Свой труд, твой дар ногами затоптал.

Автор: Нахмурилось на такие слова солнце, закрылось тучами. Потом выглянуло в просвет и говорит пауку.

Солнце: -Ну, раз так, значит будет в это лето урожай невелик! Чтобы люди запомнили, что хлеб беречь надо.

Автор: И опять скрылось за тучами. Как солнышко сказало, так оно и вышло. А ты над сказкой этой подумай. Коли сметлив, сам поймёшь. Коли недогадлив, другие растолкуют.

Учитель: - Чему учит эта сказка?

Дети: - Нужно бережно относиться к хлебу.

Учитель: - Каждому нужно помнить

Взял кусок хлеба - съешь его,

Не хочешь есть - не бери.

Колобок: - А пусть ребята расскажут, как нужно беречь хлеб.

1 ученик: Хлеба к обеду в меру бери,

Он - драгоценность, им не сори!

2 ученик: Хлеб режь да ешь от всей души,

Силы набирайся,

Лишь напрасно не кроши,

Хлебом не швыряйся.

3 ученик: С хлебом не играйте!

Хлеб наш уважайте!

4 ученик: Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

5 ученик: Но если всё же лишнее купили,

Отдайте птицам крошки хлеба эти. (Любовь Колударова)

6 ученик: И если примечу кусок в небреженье -

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье -

Принять и спасти это чудо земли. (Е. Благинина)

Учитель: - Колобок, почему ты огорчился? Ты чем-то расстроен?

Колобок: - Да, мне стыдно, потому что я поступил неправильно. Ведь меня никто не выбрасывал, а я сам отправился в путь-дорожку. Теперь я понимаю, что моё место на столе. Вот почему старичок, который увидел меня на дорожке, поднял меня, поцеловал и отнёс в хлебный магазин. А это не простой старичок - это пекарь. Он передал вам вот этот коробок, в котором подарок для вас. А ещё в магазине на полках я увидел свою родню, познакомился с ними. Вот они встречайте их!

(Звучит весёлая музыка, выбегают дети, изображающие различные персонажи - изделия из теста и муки)

Ватрушка: - Я Ватрушка сладкая,

Сдобная и гладкая.

Я вкусное творение,

В центре у меня варенье!

Баранки: Мы сестрички-баранки,

Испеклись спозаранку,

К чаю торопились -

Вот и прикатились!

Бублик: Я Бублик,

Кольцо у меня не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее…

Ну и объеденье!

Каравай: Я пшеничный Каравай

С корочкой румяной.

Никогда не забывай:

На столе я - главный!

Без меня обед не в счет,

В праздники и в будни:

«Хлебу - слава и почет» -

Говорят все люди.

Учитель: Становитесь, ребятки, в хоровод.

(Проводится игра-хоровод «Каравай»)

Игра-хоровод «Каравай»

Как мы осенью собрали небывалый урожай,

И на праздник урожая испекли мы каравай.

Вот такой ширины, вот такой вышины.

Каравай, каравай, славим новый урожай!

(Учитель вместе с Колобком открывают коробок и вынимают из него подарок - каравай. Всех угощают караваем)

Учитель: Перед нами каравай с корочкой душистой!

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен -

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем.

Режь да ешь от всей души,

Силы набирайся,

Лишь напрасно не кроши,

Хлебом не швыряйся. (В. Хлебникова)

Колобок: Я рад очень встрече с вами, много интересного узнал, но мне пора возвращаться к бабушке и дедушке. До свидания!

(Колобок уходит, напевая)

Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

На сметане я мешен,

В печку жаркую сажен.

Возвращаюсь я теперь

К деду с бабой поскорей!

Учитель: - Подходит к завершению наш классный час. Сегодня мы говорили о хлебе. Помните всегда!

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он - царь еды, хоть скромен вид,

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет…

Его найдешь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И нынче кормит хлеб людей -

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень! (Ольга Стратонович)





















© 2010-2022