Формы и методы работы с родителями

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии.

В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.

Целью моей работы является раскрытие форм и методов работы педагога с родителями в школьных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей.

Объект: воспитание педагогической культуры родителей.

В качестве предмета данного исследования выступает система форм и методов воспитания педагогической культуры родителей.

Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в школьных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников школьного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы школьных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Поэтому задачами исследовательской работы являются:

1. Изучить специальную литературу по проблеме воспитания педагогической культуры родителей.

2. Выделить формы работы педагога с родителями и методы активизации родителей с целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу и желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.

3. Разработать систему форм и методов воспитания педагогической культуры родителей в ОУ.

Гипотеза: использование разнообразных форм работы педагога с родителями в ОУ с применением методов активизации родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.

После анализа теоретического материала, хотелось бы отметить, что прямая функция семьи как социального института - обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.

Педагоги Зверева О. Л. и Кротова Т. В. считают, что в работе педагога с родителями ОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д.

Солодянкина О. В. уверена, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Остановимся подробнее на некоторых формах общения педагога с родителями.

Классные родительские собрания.

Содержание и формы проведения родительских собраний

Основная форма работы учителя с коллективом родителей - классные родительские собрания. По существующему положению классные родительские собрания должны проводиться 1 раз в четверть.

К родительскому собранию надо готовиться как к большому открытому мероприятию.

Утвердилась такая форма родительских собраний, когда они целиком и полностью посвящаются обсуждению вопроса успеваемости, разбору проступков. Такое собрание отбивает интерес у родителей к ним. Нужно разнообразить формы родительских собраний или запланировать занимательный элемент ( зависит от фантазии учителя), чтобы родители шли на него с желанием. Например, одно из собраний началось с описания характеристики семьи учащимся и запись характеристики была записана в формате МР3.Предлагаются такие формы:

1.Беседа с элементами ролевой игры.

2.Различные виды тренингов.

3.Тестирование детей по одной теме родителей, итоги анкетирования детей довести до родителей.

4. "Семейный совет" с элементами ролевой игры или проигрыванием педагогических ситуаций.

5.Вечер вопросов и ответов(направлен на тему "Права и обязанности родителей в воспитании детей").

6.Выступление учащихся и родителей "Мы и наши таланты" на итоговом собрании.

7.Собрание - практикум (с приглашением медицинского работника, психолога, валеолога)

8.Родительское собрание - семинар с разрешение педагогических ситуаций.

9.Собрание - диспут (направление "Роль телевидения в жизни ребёнка")

10.Собрание в форме ток - шоу (направление "Нужны ли ребёнку карманные деньги")

11.Презентация семейного опыта (направления "Труд в школе и семье", "Семейные праздники и народные традиции")

12.Родительская конференция по обмену опытом.(напр. "Искусство любить детей"(рассказ о секретах воспитания в семье).

13.Конференция отцов.

14.Совместнвая творческая встреча родителей с учителем рисования, музыки, худ. школ и другими видами искусств с последующей выставкой работ учащихся: рисунков, поделок.

15.Деловая игра, ролевая игра.(распределение родителей по ролевым группам "Учащиеся", "Родители",, "Педагоги", "Администрация", "Эксперты" по теме "Развитие личностных качеств ребёнка".

16.Мастерская общения (игры общения)

17.Беседа "Разговор по душам"

18.Совместные праздники.

19.Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть
родителю, каким быть ученику)

20.Собрания - чаепития за круглым столом.

21.Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля.

22.Домашние посиделки.

23. Пикник (выезд на природу)

Родительский комитет

Родительский комитет - представительный орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа актива родителей класса, которая призвана стать связующим звеном между семьёй, школой, общественностью и учащимися класса.

Родительские комитеты должны оказывали мне большую помощь: организовывали мероприятия, как в школе, так и вне школы. К примеру, хотелось бы привести, организацию осенней ярмарки в 5 классе.

Индивидуальная беседа с родителями

Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с учителем, родители откровенно рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, бывают просьбы в отношении здоровья ученика. Важным этапом в индивидуальной беседе с родителями является знакомство с жизнью каждого ученика в семье.

При посещении семьи знакомилась с условиями жизни ученика. Из бесед узнала о характере ученика, его интересах, наклонностях, об отношении его к родителям, к младшим. Вместе с тем давала советы родителям об организации домашних заданий школьника, о режиме дня, о приучении детей к труду. Одновременно информировала родителей об успеваемости и дисциплине ученика, об его успехах, о его или её первой любви. О времени посещения семьи целесообразно заранее предупредить родителей через ученика или позвонить заранее. Рекомендую завести дневники, в которых нужно записывать дату посещения, содержание беседы и указать, какие советы были даны. При повторном посещении или при встрече с родителями в школе выясняла, как выполняются их советы, какие изменения произошли в поведении учащегося. Посещать семьи нужно не только трудных учеников, а всех, благополучных и неблагополучных.

Приглашение родителей в школу.

В случае, когда классный руководитель семью посетить не всегда может, тогда родители приглашаются в школу для беседы о воспитании их детей. Приглашать родителей следует не только, когда ученик нарушил дисциплину или плохо учится. Можно приглашать и по поводу других вопросов, например, участие во внеклассной работе, раскрыть какие- то секреты, его тайны ученика.

Очень хорошо проводить "дни открытых дверей" для родителей.

Эти дни сообщаются через учеников заранее, например, пятница каждого месяца. Родители могут посещать уроки, внеклассные мероприятия, занятия кружка, факультативов, секций.

Переписка с родителями учащихся.

Для переписки с родителями используется ученический дневник. Классный руководитель делает в нём краткие записи об отношении ученика к учебным дисциплинам и общественным обязанностям. Там можно записывать и поощрения. Родители просматривают и подписывают дневник.

Организация совместных досуговых мероприятий
Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Они оказывают помощь в организации общения учащихся. У меня такими энтузиастами были Ткаченко О.В.и Путилов В.А.Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.Очень часто в моём классе такую форму реализовывали Оспанова Г.Д.и Спасибова С.Б.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводила раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие как родителей, так и учащихся. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности или иногда простое откровенное публичное раскаивание в совершившем проступке.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума предлагала найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организовала с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключалась в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Сравнительный анализ уровня сформированности педагогической культуры родителей

Целью данного этапа эксперимента является подведение итогов проделанной практической работы по воспитанию педагогической культуры родителей. С этой целью использовалось анкетирование родителей. Анкета была составлена О. Л. Зверевой .

В результате проделанной работы увеличился процент родителей, которые считают, что для улучшения воспитания ребенка в семье необходимы регулярные встречи со специалистами в ОУ (на 5%). Родители по-прежнему сталкиваются с трудностями в воспитании детей, но число родителей, испытывающих недостаток педагогических знаний увеличилось на 3%. В результате сравнительного анализа уровня сформированности педагогической культуры родителей выявлена положительная динамика.Увеличилось число родителей со средним уровнем педагогической культуры - на 3 человека (на 15%). Появился 1 родитель с высоким уровнем (5%).

Проведённое исследование доказало, что использование разнообразных форм работы педагога с родителями в ОУ с применением методов активизации родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.





© 2010-2022