Беседа Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

(внеклассное мероприятие в 11 классе)

Цель: формирование у обучающихся уважительного отношения к семье, родителям и близким.

Задачи:

1. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.

2. Формировать понимание учащимися роли семьи в обществе.

3. Воспитание качеств личности, необходимых для семейной жизни.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: раздаточные материалы, ватманы, фломастеры, технические средства обучения (мультимедийная установка), электронная презентация.

Ожидаемые результаты

В ходе проведения занятия участники смогут

- получить опыт работы в группе, участия в дискуссии;

- принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений;

- научиться отстаивать собственное мнение;

- задуматься, осознать, занять позицию.

Предварительная подготовка:

- проведение анкетирования среди учеников класса;

- совместное создание буклетов;

- презентация.

Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые.

Педагог: ребята, прежде, чем начать наше сегодняшнее мероприятие, я приглашаю вас выйти в круг. Подайте рядом стоящему руку со словами «Я рад общению с тобой». А тот, кому вы подадите руку, протянет следующему с этими же словами, и так по цепочке. Все берёмся за руки, образуя круг. Круг - это символ сплочения, энергии, творчества.

Педагог: спасибо, прошу занять свои места.

Ход занятия

Педагог: Ребята, вы уже не раз слышали, что человек счастлив, когда у него есть дом, семья, хорошая работа. Мы с вами много разговаривали по поводу выбора вами будущей профессии и многие уже с этим выбором определились. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Ответы детей: семья, дом.

Педагог: Вы хотите об этом поговорить? Ответы детей.

Слайд 1. Сегодня мы с вами попробуем создать образ счастливой семьи; выясним, какими качествами должны обладать муж и жена; обозначим причины распада семей и постараемся понять, как этого избежать.

Педагог: семья необходима каждому человеку, независимо от возраста. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но задумываемся ли о том, что оно обозначает? Для каждого слово "семья" имеет особое значение. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Ответы детей.

Блок информационно-аналитический.

Слайд 2. Педагог: Спасибо, а вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья - группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.
Слайд 3. С социальной точки зрения, семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Слайд 4. В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь - я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта - это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни!
Слайд 5. Педагог: Семья - это мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование, уют, радость, душевный покой.

А знаете ли вы, как образуется семья? (ответы учащихся)

Педагог: семья образуется, если мужчина и женщина любят друг друга, у них возникает желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

Слайд 6. Сейчас я расскажу вам притчу, которая называется «Пятьдесят лет вежливости».

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

- Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Ребята, как вы думаете, почему я вам рассказала эту притчу? Ответы детей.

- Почему они смогли так долго прожить? Ответы детей.

Педагог: на этом примере мы видим, что для долгой совместной жизни необходимо терпение и взаимопонимание, а также готовность пожертвовать последним ради любимого человека.

Педагог: перед сегодняшним мероприятием мы с вами провели анкету, с помощью которой составили образ счастливой семьи и выяснили: какие критерии соответствуют образу счастливой семьи.

Настя, ознакомь, пожалуйста, нас с итогами.

Настя читает итоги: Слайд 7

- главой семьи должен быть мужчина или в ней должно быть равноправие;

- возраст супругов 25 - 28 лет;

- количество детей - 2-3;

- вам не понравятся поздние приходы вашей второй половины домой;

- за покупками ходят оба супруга;

- генеральную уборку делает жена, но муж готов ей помочь;

- для облегчения жизни должна быть бытовая техника;

- по дому ремонтные работы выполняют мужчины;

- работа после брака: оба супруга;

- на родительские собрания ходят оба родителя;

Педагог: а вот, какими качествами должен обладать избранник, давайте послушаем мнение девушек. Настя Рвачёва зачитывает: Слайд 8

Нам интересно будет узнать, что же думают мальчики по этому вопросу. Саша Королёв:

Спасибо.

девочки

мальчики

Умный, добрый

Понимающая

Ответственный, надёжный

Добрая

Порядочный, честный

Умная

Отзывчивый

Милая

Заботливый

Верная

Трудолюбивый

Искренняя

Верный, красивый

Честная

Честный, состоятельный

Красивая

Любящий, с чувством юмора

Совпадали интересы

Внимательный, спортивный

Доверяла мужу и поддерживала его

Внимательный, сильный

Целеустремленный, здоровый

Без вредных привычек

Ребята, мы видим, что у вас у многих мнения совпадают.

Блок проблемный.

Слайд 9. Педагог: все хотят иметь крепкую и счастливую семью. Почему же статистика говорит о всё увеличивающемся числе разводов? Как вы считаете, почему число разводов растёт и браки распадаются? Подумайте и сформулируйте, пожалуйста, вашу точку зрения. На подготовку вам дается 2 минуты. Выявление проблем современной семьи. Работа в группах. Учащиеся думают и обсуждают.

Педагог: итак, у нас готов стол …, пожалуйста, слушаем …

Слайд 10. Итак, мы можем сделать вывод, что главными причинами разводов являются:

- Жилищные проблемы - отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.

- Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка.

- Социальные проблемы - низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.

- Неумение решать конфликты, уступать друг другу, понять собеседника.

Слайд 11. Частично эти проблемы помогает решить государство:

  • с 1 января 2006 года введены родовые сертификаты для поддержки материнства.

  • Выплачивается материнский капитал на рождение второго ребенка.

  • Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос и обеспечивая государственную поддержку при покупке жилья.

1. Программа «Молодая семья». Она предписывает государственную поддержку - 30% субсидию для молодой семьи при покупке квартиры.

2. Программа «Жилище». Это федеральная программа, которая нацелена на формирование рынка жилья эконом класса, устранение недостатка комфортного жилья и повышение качества жилищного фонда.

3. Программа «Обеспечение». Благодаря ей семейные пары могут получить льготы на приобретение комфортного и современного жилья (в рамках программы можно построить дом, внести взнос в жилищно-строительный или жилищно-накопительный кооператив, погасить жилищный кредит). Субсидии от государства составляют 30-35%.

4. «Губернаторская программа». С 2011 года в Новосибирске действует уникальная губернаторская программа «Молодая семья», позволяющая молодым семьям покупать по льготной цене жилье в новостройках. Субсидия от области равна 30-35% (в расчете от стоимости квартиры).

Педагог: Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем. Ребята, давайте подумаем, что является причинами разных конфликтов ведь они могут быть не только между мужчиной и женщиной, но и между старшим поколением и детьми. Я предлагаю вам посмотреть ролик, который называется «Воробей». Возможно, он вам поможет ответить на этот вопрос. Просмотр ролика.

Педагог: итак, ребята, мы посмотрели с вами ролик, а теперь попробуйте сформулировать причины конфликтов. Вам 2 минуты на обсуждение. Слайд 12. Мнения детей.

Педагог: мы сделали вывод, что чаще становится причиной конфликтов.

Но всегда ли неизбежен конфликт?

Можно ли его избежать?

Что для этого можно сделать?

Слайд 13. Педагог: а вот какие советы дают психологи:

  • Попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у собеседника не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной;

  • Помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки взрослых, по большому счету они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их. Чаще говорите друг с другом.

  • Идите на компромисс. Еще ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала, здесь не бывает победителей, когда собеседники охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

  • Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро потухнет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать.


Педагог: мне хочется верить, что наш сегодняшний разговор заставит вас задуматься об отношении к близким, о том, что мир в семье и «погоду» в доме мы создаем сами, своими словами и поступками. Берегите тех, кого вы любите!

Заключительная часть. Рефлексивный блок. ПРОЕКТ «ДОМ».

Педагог: от чего же будет зависеть прочность отношений?

Ответы детей: от умения решать конфликты, уступать…

Слайд 14. Педагог: Спасибо. Правильно. Умение решать конфликты поможет создать более прочную семью, которая будет счастлива в своём доме. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? «Мой дом - моя крепость», - гласит английская пословица. Как же построить такой Дом? Предлагаю вам поиграть в «строителей». На ватмане нарисован макет дома. У вас на столах лежат кирпичики, ими нужно будет выложить дом, но сначала вы должны написать на них то, что я скажу, а потом построить дом. Слайд 15

1 группа: добрые слова о доме.

2 группа: качества супругов.

3 группа: как избежать ссоры и конфликты.

4 группа: основные ценности семьи (напр., взаимопонимание, уважение, ответственность, традиции, честность, гибкость).

Из полученных кирпичей сложите дом. Учащиеся работают под песню Юрия Антонова «Под крышей дома твоего».

Слайд 16, ч.1 (картинка) Педагог: Дом построен, но он может и разрушиться. Послушайте, пожалуйста, притчу:

«В древнем городе жил один мудрец. Слава о нём прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: спрошу - ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мёртвая? Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони -бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станем ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней и отправился к мудрецу. Какая у меня бабочка, живая или мёртвая? А мудрец ответил: всё в твоих руках»

Почему так ответил мудрец? Ответы учащихся.

Слайд 16, ч.2 (картинка+надпись) Педагог: действительно, всё в ваших руках. И дом, который мы сегодня построили, может разрушиться, а может процветать и согревать своим теплом. Наши классы дружны и мы можем говорить о нас, как о школьной семье. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в вашем доме будет тепло, солнечно и уютно. На память о нашем мероприятии мне бы хотелось подарить всем небольшие буклеты. Раздаются буклеты.

Педагог: вот и подошло к концу наше мероприятие. С каким вы настроением уходите? Я попрошу вас с помощью листьев выразить своё настроение, которое у вас было на занятии. Вывешивайте на крону дерева листья с выбором цвета: Слайд 17

красный лист - принесло восторг;

желтый - приятно;

коричневый - грустно.

Слайд 18. Благодарю за участие и активность. Мне было приятно с вами общаться.


5


© 2010-2022