Использование ЕК - ЦОР на уроках в начальных классах. Третьяковская галерея. Детский портрет в произведениях русских художников

Раздел Воспитательная работа
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, КОЛЛЕГИ!


Мы рады приветствовать вас в стенах нашей гимназии. Хотелось бы в первых строках своего выступления пояснить вам, что курс «Основы православной культуры» ведется у нас второй год. Все учителя начальных классов прошли дистанционное обучение в объёме 72 часов по программе Основы религиозных культур и светской этики.

Прежде, чем вводить этот курс нами был проведён опрос родителей учеников. И, фактически, единогласно ими был выбран модуль предмета - «Основы православной культуры»

Данный предмет проводится по одноимённому учебнику А.В.Кураева. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.

Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».

Учитель, ведущий новый предмет, должен понимать как свою главную задачу введение в сознание учащихся представлений, связанных с основными отечественными традициями. Тексты учебного пособия, по своему содержанию и духу толерантны, написаны с любовью по отношению к потенциальному читателю-ребенку и направлены, прежде всего, на внимание к окружающему миру и к себе. Ценности православия представлены как некое возможное мерило для понимания себя и окружающих людей. Учитель не призывает к воцерковлению учащихся: это дело семьи и личное дело каждого человека. Но знание основных православных ценностей поможет и сегодня быть более толерантным и творчески активным человеком.

Святейший патриарх Кирилл, справедливо утверждает, что кризис социальный имеет под собой духовную основу. Новый предмет и должен способствовать возникновению интереса к своему внутреннему миру, умению человека строго и тщательно анализировать собственные поступки и осуществлять правильный выбор, данный предмет призван обеспечить развитие у учащихся толерантной рефлексии.



Тема: «Рождество Христово. Добродетели Господни»

Цели:

  • познакомить детей с евангельскими событиями двунадесятого праздника Рождества Христова;

  • объяснить духовную значимость этого праздника для православных христиан;

  • сформировать представление о добродетелях;

  • мотивировать детей к диалогу о значимости доброделания православных христиан;

Задачи: формировать понятие «любовь к ближнему» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Ход мероприятия:

  1. Вступление.

- Православные христиане всего мира сегодня пребывают в духовной радости от недавно прошедшего двунадесятого праздника. Скажите, как он называется?

(Рождество Христово)

(слайд)

- Назовите дату его празднования.

(7 января)

- Какое Евангельское событие произошло в этот день? Что знаменует собой этот праздник?

(родился Иисус Христос)

(слайд)

- Верно. На землю явился Сын Божий и, как сказано в «Символе веры»

(слайд)

«…Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»…

- Давайте вдумаемся в эти слова и попытаемся ответить на вопрос: « О каком спасении идёт речь? Христос явился для спасения от чего?»

(от плена ада)

- Итак, Христос, Сын Божий, явился на землю с особой миссией. Попробуйте порассуждать об этом.

  • (учить людей праведной жизни,

  • укреплять в вере, творя чудеса исцеления и даже воскрешения,

  • и, наконец, за грехи людей принять мученическую смерть, тем самым освободив их от плена ада)

(Пришел для того, чтобы создать Церковь (Мф. 16, 18) и спасти в ней погибшее (Лк. 19, 10). И спасти не только погибших овец дома Израилева (Мф.10, 6), но и всех остальных людей, начиная с Адама.)

- Вы сказали о том, что Он учил праведной жизни. О том, как это происходило мы поговорим позже, а сейчас давайте все вместе попробуем восстановить те далекие события рождения Богомладенца.

(В те времена, 2015 лет назад, римский император Август приказал переписать всех людей в его государстве. А еврейский народ был тогда под властью римлян

Пришлось старцу Иосифу с Пресвятой Девой Марией отправиться в Вифлеем, город царя Давида, так как они оба были его потомками. В городе для бедных путников не нашлось места. Они отыскали для себя приют только в пещере, куда пастухи загоняли стада в плохую погоду.

И здесь, в пещере, у Пресвятой Девы Марии родился сын - обещанный Богом Спаситель мира, Царь царей, Сын Божий - Иисус Христос.

Была тихая, ясная ночь. Не спали только пастухи, охранявшие свои стада. Вдруг им явился Ангел, окруженный невиданным светом. Он сказал пастухам, что родился Спаситель мира. Внезапно появилось на небесах множество других ангелов, певших и славивших Бога.

В тот самый час, когда родился Иисус Христос, зажглась в небе яркая звезда. Ту звезду увидели мудрецы - волхвы, жившие далеко на востоке. Они поняли, что родился долгожданный, предсказанный пророками Царь царей, Спаситель мира, - собрались и пошли за звездой, чтобы поклониться Богомладенцу и принести Ему дары.)

- Какие дары были принесены волхвами и что они собой символизировали?

(золото - как Царю царей, ладан - как Богу и смирну - как Человеку, Которому надлежит пострадать и умереть)

- Вы правильно начали свой рассказ о том, что Иисус Христос пришел в этот мир учить праведности на примере Своей Собственной жизни. Заметьте, даже Его рождение было особенным. Ведь, по логике вещей, Царь Иудейский и родиться должен был в царских хоромах. Но, для Его рождения, Отец Небесный выбирает пещеру, в которой находится скот. Рожденного Богомладенца Дева Мария перепеленав, укладывает в кормушку для скота - ясли. И ни слова роптания. Посмотрите, насколько велико смирение Святого Семейства!

- Христос явился единственным Человеком на земле, не имевшим грехов, что свойственно только Сыну Божиему.

Христос преисполнен массой добродетелей.

- А что такое добродетель?

(Ответы детей…)

(Слайд)

- Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с Законом Божиим.

- Какие добродетели знаете вы?

(детям можно предложить записать их на листках и потом зачитать)

(Смирение, послушание, сопереживание, всепрощение, доброта, милосердие, кротость, миролюбие, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, любовь к ближнему , бескорыстие, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение)

- Знаете ли вы, что в православном сознании существует семь основных добродетелей ? Это…

(слайд)

вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание.

- Среди них есть наибольшая, непреходящая заповедь в Законе. О ней очень хорошо сказал в своём стихотворении «Спаситель» А.К. Толстой. Послушайте его и скажите, какая же добродетель главная ?

(слайд)

(Читается под музыку Иоганна Пахельбеля)



СПАСИТЕЛЬ

Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренно Он учил;
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил.

Не терпит гнева Он, ни мщенья,
Он проповедует прощенье,
Велит за зло платить добром;
Есть неземная сила в Нем:

Слепым Он возвращает зренье,
Дарит и крепость, и движенье
Тому, кто был и слаб, и хром;

Ему признания не надо:
Сердец мышление отперто;
Его пытующего взгляда
Еще не выдержал никто;

Целя недуг, врачуя муку,
Везде Спасителем Он был,
И всем простер благую руку,
И никого не осудил.

(Любовь)

(слайд)

- «Возлюби Господа всем сердцем, всею душою и всеми мыслями». И вторая, подобная ей: «Возлюби ближнего своего, как самого себя. В этом - весь закон».

- Говоря о любви к ближнему, нельзя не вспомнить притчу о добром самарянине:

(Лучше её прочитывать непосредственно из Евангелия (Лк. гл.10), ибо лучше чем в Евангелие уже не скажешь)

(слайд)



…И вот один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

(слайд)

(Далее, уместно, временно прервав чтение Евангелия, провести небольшую беседу с детьми. А кто в их понятии «ближний»? Как правило, они сначала называют маму, потом, подумав, - папу, и далее, на вопрос учителя «А кто ещё?» включают в перечень уже и дальних родственников, и соседей, и друзей, и одноклассников и вдруг сами приходят к выводу, что все люди…)

(слайд №9)

… На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Итак, притча Христа означает: ближний - тот, кто не оставит тебя в беде.

И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.

(слайд №9 слова)

- Давайте опять порассуждаем: всякому ли нуждающемуся мы должны оказывать помощь? А может, мы должны как-то разделять людей на «своих» и «чужих», а соответственно, исходя из этого, протягивать руку помощи?

(- Если человеку больно - становится неважно, на каком языке он говорит, или какая у него вера, или цвет кожи.

- Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.)

Заключение:

- … Пели ангелы на небесах, несли дары волхвы, поклонялись пастухи. Но ведь Господь родился, чтобы спасти всех нас. Что же в дар принесём Ему мы? Доброе сердце и искреннюю молитву! Если тебя обидели, а ты мог отомстить, но, помня о Боге, простил обидчика - это твой дар Ему. Если ты хотел кого-то обидеть, сделать что-то плохое, но сдержался - это тоже дар Богу. Если ты помог маме, близким - это тоже дары Богу. Всё доброе, что ты делаешь ради Бога - дар Ему.

Песня «Творите добрые дела»

(слайд)

















8


© 2010-2022