Выступление на методическом объединении воспитателей на тему: Индивидуальный подход учащимся в воспитательном процессе

Раздел Воспитательная работа
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на методическом объединение на тему: «Индивидуальный подход учащимся в воспитательном процессе»

Сущность индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в воспитательном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

В коррекционной школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обусловлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но и многообразием сопутствующих дефектов. К понятию "индивидуальный подход" относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся.

Основными направлениями работы при реализации индивидуального подхода являются:

создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно - развивающей работы(каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребенок в школу должен ходить с удовольствием) ;

социально - бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку в классе и школе в целом) ;

формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации;

коррекция эмоциональной сферы поведения детей (в связи с этим нужно было подобрать такие методы работы, чтобы дети смогли поверить в свои силы, в то, что в школе им рады, изменить их эмоциональный настрой) ;

учет индивидуальных способностей и возможностей каждого.

Принципы индивидуальной работы:

установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель - воспитуемый - класс;

уважение самооценки личности ученика;

вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера(первоначально я сделала основной упор на творческие способности, привлечение детей к творческой деятельности. На добровольных началах, кто желает, можно было присоединиться на любом этапе. Учащиеся нашего класса …….. систематически принимают участие во Всероссийских, районных, республиканских и интернет- конкурсах, в которых неоднократно становились победителями и призерами) ;

постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания;

принцип развивающего обучения;

участие в системе дополнительного образования.

Воспитатель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.



Перед воспитателем всегда стоит задача: в каждом занятии определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы - задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе.

В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности. Задания можно разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную.

Для воспитателя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за правильный переход улицы, быстрое и правильное решение задачи, качественное постоянное выполнение, умную мысль и единственный ответ на уроке. Любой результат успеха должен быть оценен - это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к деятельности.

Основные функции воспитателя:

Помощь детям в адаптации.

Создание необходимых условий для обучения и воспитания в школе, для проявления активности ребенка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, поведенческой).

Стимулирование усилий ребенка, подростка по самопознанию, самооценке, самосовершенствованию, саморегуляции.

Постоянное внимание к условиям и отношениям, в которых идет процесс формирования личности ребенка.

Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в школе в целом (межгрупповое, межличностное общение).

Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.

Регулирование взаимоотношений ребенка с педагогами и взрослыми в школе и вне школы.

Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций.

Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания, на основе выработки житейских умений и навыков.

Ведение работы с детьми по профилактике вредных привычек.

Ведение необходимой документации (планы, дневники наблюдений)

Для эффективной работы, а также подбора адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, педагогу необходимо знать особенности психической деятельности умственно отсталых школьников.

Специальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми - залог того, что они становятся способными к выполнению определённых социальных функций.

Для педагога при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов.

Как правило, умение выполнять прием все уч-ся класса закрепляют путем тренировочных упражнений. Однако для тех, кто работает медленно и быстро устает, необходимо несколько сократить объем работы. Необходимо стараться также подбадривать неуверенных учеников, внушать им веру в собственные силы.

Перед воспитателем всегда стоит задача: в каждом занятии определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной работы - задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают.

Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за соблюдение правил по ТБ, правильную организацию рабочего места, за степень самостоятельности при выполнении задания, за использование правильных приемов трудовых действий, за умение пользоваться измерительными инструментами и т.д. Любой результат успеха должен быть оценен - это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности.

Индивидуальный подход можно реализовать только в том случае, если есть СИСТЕМА РАБОТЫ, в которую включены все участники учебного процесса. Полученные результаты подлежат обработке и анализу для того, чтобы выработать наиболее эффективные подходы в каждом случае для каждого ребенка.

© 2010-2022