Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию Уметь прощать

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Уметь прощать»


Цель: Способствовать воспитанию в детях умения прощать, проявлять сочувствие, сострадание к другим.

Задачи:

1) Развивать умение осмысленно воспринимать информацию, развивать рефлексию и эмпатию.

2) Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.

3) Воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.

4) Помогать осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения детям.

Методы: "разогрев" участников, направленная беседа, групповая дискуссия, ролевая игра, терапевтическая метафора, элементы арттерапии (сказкотерапия, музыкотерапия), "заякоренный» знак.

Материалы: звукозапись стихотворения Э.Асадова "Трусиха", ксерокопия репродукции картины Рембрандта "Возвращение блудного сына", магнитофон, кассеты, запись «Токкаты и фуги ре минор»И.С. Баха, песня Е Крылова «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего», таблички.


На доске эпиграфы: 1. Любить - это значит прощать,

Прощать - это значит понять,

Понять - это значит знать,

Знать- это приблизиться к порогу мудрости.

Н.К. Рерих

2. Любовь долго терпит , милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...

Евангелие от Павла.

3. Ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь

Антуан де Сент - Экзюпери.

Предварительная работа:

1. Чтение и пересказ с элементами инсценирования притчи.

2. Работа "Минута прощения".

3. Работа со взрослыми. Мини- сочинение.

4. Подготовка звукозаписи стихотворения и песен.

План проведения.


  1. Вступительное слово ведущего. Разогрев участников.

  2. Чтение стихотворения "Трусиха".

  3. Беседа с элементами дискуссии.

  4. Пересказ притчи о блудном сыне с элементами инсценирования.

  5. Беседа по картине "Возвращение блудного сына".

  6. Рассказ о картине с элементами музыкотерапии.

  7. Ролевая игра.

  8. Чтение мини-сочинений.

  9. Пожелание участникам. Песня «Прекрасное далеко».

  10. Вручение подарка.

  11. Рефлексия.


Ход проведения.


1. Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте,дорогие ребята, рада видеть вас, ваши глаза и надеюсь, что сегодня мы с вами получим удовольствие от общения друг с другом.

-Ребята, я попрошу вас сесть в круг, вокруг стола и взяться за руки.

Вопрос:

- Ребята, что вы почувствовали? Мне бы хотелось, чтобы атмосфера добра, тепла сохранилась на протяжении всего занятия.

- Сегодня у нас очень важная тема часа общения, интересная и актуальная для каждого из нас.

- Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы взрослые, когда были в вашем возрасте - читали и даже учили наизусть.

Звукозапись стихотворения "Трусиха".

Ведущий. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?

Примерные ответы участников (все отвечают по кругу):

- Парень струсил. Скорее всего, девушка не захочет с ним встречаться, так как ей стыдно за него.

- Парню стыдно за свое поведение, и они могут встретиться, но через некоторое время.

- Они могут продолжать встречаться, но отношения будут уже не те.

Ведущий. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента?

Участники. Обиду, разочарование, пренебреженье, жалость к парню...

Ведущий. А что же чувствует юноша?

Участники. Вину, стыд за себя, гордость за девушку...

Соведущий дискуссии. А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о безопасности девушки. Его можно назвать "защитником" девушки.

Участники. Она - девушка с обостренным чувством справедливости, "защитница " всех и вся. Он же реально оценил силу противника и принял, возможно, самое верное решение.

Соведущий дискуссии. Я считаю, что девушка - "бесшабашная натура", которая подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно, преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И все-таки, как же, по вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой?

Вывод: необходимо учиться ставить себя на место другого человека, принимать его аргументы, даже если они не всегда совпадают с собственными убеждениями.

Ведущий. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите, пожалуйста, руки. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Ответы участников.

- Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.

-Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию

- Возникают сомнения в существовании справедливости.

Жизнь кажется хуже...

Ведущий. А есть среди нас тот, кто сам никого никогда не обижал? ... Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то.

Какие чувства испытывает человек, обидевший другого, обидчик?

Ответы участников (все отвечают по кругу):

-Гнев, агрессию, боль, чувство вины.

-Жажду примирения.

-Он переоценивает восстановленную справедливость или себя самого.

Ведущий. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком в одной группе, водном детском доме, учиться с ним в школе, одном классе? А если этот человек - брат или сестра, твои воспитатели, сотрудники детского дома, учителя?

Участники. Предстоит налаживать отношения.

Ведущий. Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев - "мамихпапинатапа". Удостоилось оно такой чести за то, выражает суть такого понятия: "Смотреть друг на друга в надежде, что каждый сделает первым то, чего хотят оба, но не делает этого в надежде, что это сделает другой".

Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: "Чего же хотят оба?". Ведь недавно, все вы писали записки или просили устно извинения , прощения за нанесенные обиды друг другу.

Ответы участников (все отвечают по кругу):

- Примирения.

-Извинится за вольно или не вольно нанесенные обиды, простить...

Наша воспитанница Харитонюк Наташа прислала письмо, в котором просит извинения за нанесенные обиды взрослым. Давайте зачитаем письмо.

Ведущий. А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

Ответы участников (все отвечают по кругу):

- Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно "отпустить вину", дать возможность почувствовать, что он прощен.

- Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить...

Ведущий. Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви - одна из таких тем. Ее-то и воплотил в своей картине "Возвращение блудного сына" голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт.

Нам нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет - "Причта о блудном сыне". Вспомним причту и подумаем о добре и зле, мести и прощения , ненависти и всепоглощающей любви.

Дети заранее подготовленные, пересказывают в лицах с элементами инсценирования библейскую притчу

Ведущий. Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?

Участники. Встреча отца и сына.

Ведущий. Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины. (Демонстрирую репродукцию). Внимательно рассмотрим ксерокопию картины. Провести беседу нам помогут вопросы, написанные на доске:

1. История создания картины (создана в 1669 году, незадолго до смерти художника).

2. Отец и сын:

- Чьи фигуры изображены в центре картины?

- Видно ли лицо сына?

- Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?

- Что говорит о его раскаянии?

- Каким чувством проникнут отец?

- Что выражают руки и лицо старика?

3. Реакция окружающих:

- Что выражают лица стоящие рядом?

- Говорят ли люди, пытаются ли вмешаться?


Ведущий. Ребята, я сейчас расставлю на четырех столах таблички: "Отец", "Блудный сын", "Старший сын", "Близкие друзья и семья".


Ведущий. Ребята, предлагаю вам пересесть за любой стол. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц.


В год смерти, в 1966 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям, Рембрандт написал всемирно известную картину "Возвращение блудного сына". Сюжет ее взят из евангельской притчи, в которой художник увидел трагедию и духовное величие человека.

Отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом Лицо сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь была не из легких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.

Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и в выражении лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук. Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют, словно светящиеся теплым сиянием, отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям как завет великий голландский художник

Ведущий. Прошу вас по рассуждать о позиции художника- согласиться или поспорить с ним. Предлагаю сыграть ролевую игру - Я - корреспондент, берущий интервью, вы - персонажи картины.

2. Игра

Ведущий. "Отец"

- Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда младший сын ушёл из дому, взяв полагающееся ему наследство?

-Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося домой сына?

-Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?

-"Блудный сын", что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас с радостью?

-О чём вы подумали, когда пришли в себя?

-Как изменится впоследствии ваше поведение?

"Старший брат"

-Какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?

-Каково ваше отношение к брату?

"Друзья семьи"

-Чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?

-Что вы думаете о реакции на возвращение сына?

-Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?

Спасибо. А теперь вопрос всей группе.

- Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?

Участники. Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.

Ведущий. Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть об оскорблении. Взгляните на доску, вы видите цитату из Библии, это концепция христианской любви. (Зачитывает.) Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: "... был как бы мертв и ожил?"

Участникам. Ожил, то есть в нем возродилась способность к любви.

Ведущий. Кто, по вашему, в "Притче о блудном сыне" не следовал библейскому совету: "Возлюби ближнего своего, как самого себя?"

Участники. (единодушно). Старший сын

Ведущий. Притча-это, как известно, небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учит эта притча и картина Рембрандта?

Участники. Милосердию, прощению.

Ведущий. Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился, принять идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть ее. Может быть, пристать к тому или другому берегу, помогут вам взрослые, с которыми я поговорила. Они отдельно друг от друга отвечали на один вопрос: "Если ваш воспитанники совершают ошибку, возможно, серьезную, так что все отвернутся от него, вы готовы простить, помочь и любить, несмотря ни на что?"

Чтение писем.

Ведущий. Как выдумаете, можно ли, зная, что любящие вас люди простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье?

Участники. Нет, любовь обязывает ко многому: к порядочности, благородству мыслей и поступков.

Ведущий. Взрослые сказали, пожалуй, о самом важном в жизни каждого человека. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и на картинке художника, но и в жизни, в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери... (читаю эпиграф.) Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.

звучит песня Е. Крылова "Прекрасное далеко" из кинофильма "Гости из будущего".

Песня, которая сейчас прозвучала, - мое пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной- зависит от вас!

Прошу всех взяться за руки, почувствовать тепло, исходящее от каждого.

Ведущий. Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости. Это знак, который будет напоминать вам слова Норта: "Прощение - не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них".

Рефлексия.

Что нового узнали? Что было интересного? Что понравилось? Полезно ли зто было для вас?

Ответы детей.

Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!




© 2010-2022