• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Раздел Воспитательная работа
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мокшина Н. А.

Творчество классного руководителя:

отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха

и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя (№ 1)

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. (№2)

Анри Барбюс

Своё выступление начну с того, что расскажу немного о себе.

Профессию педагога выбрала по зову сердца. В 2006 году окончила Донецкий национальный университет, филологический факультет по специальности «учитель украинского языка и литературы». В начале педагогической деятельности пришла работать в Макеевский учебно- реабилитационный центр « Радуга » воспитателем младших классов. В этом возрасте у детей происходит формирование ценностей коллектива.

(№3) Сейчас работаю в родной школе учителем украинского языка и литературы, где получила и опыт классного руководства, став классным руководителем 5 класса. Ученики в этом возрасте уже пытаются утвердиться в коллективе через органы самоуправления, через выражение своих морально-этических позиций.

(№4) Проблема, над которой работаю в системе воспитательной работы классного коллектива: «Ориентация каждого ученика на развитие его возможностей; развитие творческой личности; формирование успешной личности школьника».

МОЕ ТВОРЧЕСКОЕ КРЕДО: «Чтобы вести детей за собой, необходимо самому двигаться, не останавливаясь».

Хочу отметить, что в современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей.

Со своим классом впервые познакомилась, когда детки оканчивали начальную школу. Признаться честно, было очень страшно!!! Ведь предстояло наладить взаимоотношения с несколькими коллективами: детским (с классом), учителями, работающими с классом и родителями детей. (№ 5)

Свою деятельность, как классный руководитель начала с изучения класса и каждого ученика в отдельности. На первом родительском собрании провела анкетирование родителей.

Думаю, что успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет ребёнок, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, - это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

(№ 6) Разумная любовь и уважение к детям - непременное условие повышения эффективности воспитательной работы. Кто не любит детей, тот не может стать их настоящим воспитателем, наставником. Лаской и любовью, уважением можно вызвать у детей хорошее чувство, воспитать нужные качества, приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению старших.

Познакомившись с особенностями учащихся, их интересами и склонностями, смогла составить характеристику класса во втором семестре 2012 - 2013 учебного года.

(№7) Организовала ученическое самоуправление путём тайного голосования. С каждого ряда выбрали с ребятами желающих в счётную комиссию. Избранный актив работает уже четвёртый год. Староста класса, Светличная Мария, ведёт учёт посещаемости занятий обучающимися, назначает дежурных по классу. Чумак Оля - командир класса - отвечает за питание. Она знает, кто что кушает, сколько стоят порции. Девочки отлично справляются с обязанностями.

(№8) Стараюсь взаимодействовать с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости.

С коллективом учителей, работающих в классе, обмениваюсь информацией, договариваюсь о единых действиях, требованиях и совместных формах работы.

Взаимодействия с родительским коллективом строю на обмене информацией, единстве требований, участии родителей в родительских собраниях.

Как известно, в единстве - сила. Предлагаю вашему вниманию ВИДЕОРОЛИК на эту тему.

(№ 9) В природе всё взаимосвязано, если мы действуем сплочённо и едино, значит мы - непобедимы!

Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Камиль "Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа - это берег и море. (№ 10) На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега - ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу".

Очень важной формой связи классного руководителя с семьей являются - классные родительские собрания, на которых стараюсь создать доверительную, а не обвинительную атмосферу. Родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях. Рассказываю о достижениях обучающихся, их успехах, показываю фотографии детей.

(№ 11) К выбору форм работы стараюсь подходить творчески, с учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую вместе с детьми осмысливаем, анализируем, обобщаем и корректируем. Принимаю активное участие в вебинарах.

(№ 12)Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию.

(№ 13) Хочется отметить, что в классе много творческих детей, которые принимают активное участие в городских конкурсах и жизнедеятельности школы.

  • Уборка пришкольной территории; (№14)

  • Подготовка к конкурсу «Сохраним ёлочку»; (№№15,16)

  • Новогодний брейн-ринг между 8-ми классами; (№№ 17, 18, 19)

  • Фестиваль военных песен. (№ 20)

(№ 21) Светличная Мария заняла 3-е место в конкурсе «Эхо войны»

(№№22, 23) Чумак Ольга принимает активное участие в творческих конкурсах, в этом году оканчивает школу искусств.

(№24) Гурьева Анна, Иванов Кирилл тоже принимают в конкурсах активное участие.

Внеклассную деятельность строю на следующих принципах: (№ 25)

Принцип открытости

Обучающиеся принимают участие в планировании жизни в классе, вносят коррективы в мои предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если хочу включить в план, какие-то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, то убеждаю их, используя убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип деятельности

(№ 26) Лев Николаевич Толстой писал: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Пытаюсь убедить учеников в том, что домашних заданий у учителей больше, чем у них. Так, на уроке русского языка на тему «Подготовленная и спонтанная речь» предложила Иванову Кириллу выступить в роли учителя и рассказать детям о красноречии (это было его дополнительное домашнее задание за непослушание на предыдущем уроке). Мальчик справился с заданием и сказал, что больше учителем быть не хочет.

Принцип свободы выбора

Предлагая ребятам участие во внеклассных мероприятиях, предоставляю возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов и личных качеств.

Принцип обратной связи

Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - беседую с детьми, чтобы знать их мнение и настроение. Ребята ответственно относятся к порученному делу.

Принцип сотворчества

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Если заставлять ученика что-нибудь делать без желания, то результат будет нулевой.

(№ 27) Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев.
Саади

Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека.

Радость созидания, особенно творческого труда, служит источником вдохновения в нелёгком педагогическом деле.

Таким образом, можно творчески разнообразить любое дело: расставить в классе парты, провести генеральную уборку, оформить класс к Новому году, распределиться на группы для выполнения задания и др. Тогда и получается не скучно, весело - для детей, и очень просто и даже приятно для нас, педагогов.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Стараюсь замечать участие каждого обучающегося класса во внеклассной работе и в жизни школы, поощрять даже маленькие достижения. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.

(№28) Организовываю походы в театры, парки, музеи, цирк «Космос». Привлекая общественность к воспитанию детей, значительно расширяю сферу своего воспитательного воздействия. Нахожу много союзников и помощников в сложном и ответственном деле - в воспитании детей.

(№29) Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им стать можно при добросовестном и любовном отношении к порученному делу.

(№30) В памяти ребят часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние праздники, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Об этом я могу судить по себе.

Надеюсь, что и мои ученики после окончания школы будут поддерживать связь со мной, делится своими радостями, своими достижениями и успехами в труде и в личной жизни.

(№31) Наша профессия творческая, учитель - человек ищущий. Без настойчивого повседневного поиска, без инициативы и выдумки в каждой педагогической ситуации невозможно решить задачи, поставленные перед современной школой.

(№32) Поэтому я считаю, что главное в нашей работе - не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью.

(№33) Заканчивая своё выступления, хочется всем пожелать…

(№34) Всем спасибо за внимание!



© 2010-2022