- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Становление нравственности в подростковый период
Становление нравственности в подростковый период
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мычак С.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Становление нравственности в подростковый период
Мычак С.В.
Если в детские годы важнейшим источником духовной жизни человека является мир вещей- их суть, причинно- следственные связи и зависимости, то в годы отрочества перед ним открывается мир идей.
Подросток начинает филосовствовать, мыслить широкими общественно- политическими, моральными понятиями.
Классному руководителю, преподавателям необходимо стремиться, чтобы у подростка развивалось, обострялось гражданское видение мира.
От родителей, учителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. (Песня «Совесть, благородство и достоинство» Б. Окуджава).
Самое глубокое впечатление на подростков производят рассказы, в которых раскрываются, материализовываются идеи: человек и общество, счастье и горе и т.д.
Необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестье, но и переживали ненависть к злу, несправедливости, бесчестью. (Видео «Лев и мышь»).
Через все наши рассказы и беседы о человеке приходит идея моральных ценностей, созданных человечеством на протяжении многих столетий его существования. Понимание сути моральных ценностей очень важный элемент духовной и моральной культуры человека.
Процесс нравственного воспитания состоит в передаче от поколения к поколению моральных ценностей человечества.
Как писал В. Сухомлинский: «Вот 4 важнейшие нормы нравственности, которые необходимо раскрыть подросткам как азы моральной культуры»:
-
Вы живете среди людей. Каждый Ваш поступок, каждое Ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что Вам хочется, и тем, что можно. Делайте так, чтобы людям, которые окружают Вас, было хорошо.
-
Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди делают Вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром. Подросток должен научиться платить добром за добро, творить своими силами счастье и радость другим людям. Совесть не должна позволять ему быть только потребителем благ и радостей.
-
Все блага и радости создаются трудом и только трудом. Учеба- Ваш первый труд. Труд- корень нравственности.
Необходимо, чтобы в духовной жизни коллектива красной нитью проходило уважение к труду, людям труда, чтобы на этой основе утверждалось уважение к самому себе. Нравственный смысл труда- радость творения.
-
Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде. (Видео «Твори добро»).
Гуманность, чуткость к человеку, готовность прийти к нему на помощь- эти элементарные черты человечности, порядочности должны стать приобретением, личным моральным богатством каждого воспитанника.
Источник нравственных привычек- в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств.
В годы отрочества воспитание моральных привычек приобретает особый вес.
Необходимо стараться пробудить в своих воспитанниках отзывчивость, чуткость ко всему, что происходит вокруг, утвердить яркую эмоциональную оценку явлений окружающего мира, чтобы подростки всё принимали близко к сердцу, познавали не только сознанием, но и чувствами.
И ещё: наказание в воспитании нравственных привычек- вещь недопустимая. Этот инструмент вообще требует огромной выдержки и такта. У хорошего мастера он всегда наготове, но он им никогда не пользуется. Там, где процветают наказания, где за каждый возможный отрицательный поступок предусмотрено соответствующее наказание, не может быть речи о нравственных привычках.
Большая мудрость в словах Ф. Достоевского: «Наказание освобождает от мук совести. Значительно легче наказать, чем добиться того, чтобы человек переживал собственную вину, карал себя своей совестью». Переживание собственной вины- важный источник непримиримости и нетерпимости к дурным поступкам других.