- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творчеству К. Симонова
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творчеству К. Симонова
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бойченко О.Н. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий литературного вечера,
посвященного творчеству К. Симонова
(Разные периоды жизни Симонова освещают разные ведущие, что позволяет привлечь к активному участию большое количество студентов или учеников)
/на сцену выходят 2 ведущих/
-
Добрый день!
-
Здравствуйте!
-
28 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Константина Симонова.
-
Пожалуй нет в нашей стране человека, который бы не знал знаменитых слов Симонова: «Жди меня! И я вернусь!
Только очень жди!»
-
Сегодня мы пригласили вас на устный журнал, посвящённый жизни и творчеству автора этих бессмертных строк!
-
Константин Симонов… Поэт, прозаик, драматург театра и кино, журналист, общественный деятель государственного масштаба.,
-
В 19 лет Константин Михайлович начал печататься, а в 26 - он уже лауреат Государственной премии СССР. А потом ещё множество премий и наград.
-
Так страна отмечала силу его поэзии, прозы, публицистики, общественную работу.
-
Итак, мы перелистываем первую страницу нашего журнала и знакомимся с детством и юностью Симонова!
/Смена ведущих/
-
Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.
-
Отец пропал без вести в годы гражданской войны.
3. В 1919 мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванишева. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях.
4.По собственному признанию Симонова, отчим, которого он называл отцом, оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки.
3. Вот как писал Симонов в своей автобиографии: «Атмосфера нашего дома, и атмосфера военной части, где служил отец породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь».
4. Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя, хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено стать судьбой его поколения.
3. Учился Симонов в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. В 1931 году семья переехала в Москву, Симонов закончил ФЗУ (фабрично-заводское училище), работал токарем на заводе, в это же время начал писать стихи, в 1934 году поступил в Литературный институт им. Горького, с 1936 года начал печататься.
4. Вообще-то Симонова звали Кирилл. Но он не выговаривал Р и твердую Л, так что произнести собственное имя ему было затруднительно, и поэтому взял литературный псевдоним Константин Симонов.
3. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны.
4. Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям.
3. Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды - ордена «Знак Почета». Симонову было 24 года.
4. В ту пору он пробует свои силы в драматургии. В Москве в театре Ленинского комсомола уже шла его первая пьеса «История одной любви» - и готовилась к постановке вторая - «Парень из нашего города». К началу войны Симонов уже был военным писателем.
/Фоном звучит аудиозапись песни «Священная война»/
/Смена ведущих/
5. Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его творчества.
-
В 1941 году Константину Симонову 25 лет. За Могилев, к линии фронта, военным корреспондентом он прибыл к пятому дню войны: каким он был, этот совсем еще молодой человек, уже известный, впрочем, как автор пьесы «Парень из нашего города»?
-
Из дневника писателя: «Не знаю, как другие, а я, несмотря на Халхин-Гол, в эти первые дни настоящей войны был наивен, как мальчишка… Шинель была хорошо пригнана, ремни скрипели, и мне казалось, что вот таким я всегда буду».
-
И там же, через пять-шесть страниц: «Две недели войны были так непохожи, что мне казалось: я и сам уже не такой, каким уезжал 24 июня из Москвы».
Таково потрясение, пережитое на Могилевской и Смоленской земле. Это все тогда пережили.
5. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных - «Майор привез мальчишку на лафете…».
-
В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста - первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия.
5. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Ребёнку десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.
стихотворение «Майор привез мальчишку…»
-
В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе твой дом», о котором Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».
Если дорог тебе твой дом,
5. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.
6. «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому».
стихотворение «Родина»
5. Поэма «Сын артиллериста» основана на реальных событиях. Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжёлые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Иногда ему приходилось наводить огонь на себя. Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, К.Симонов прославил в стихотворении «Сын артиллериста».
«Сын артиллериста»
-
За четыре года войны, собирая материал для газет, Симонов около 30 раз ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз - в июне сорок первого, - под Могилев и последний - в апреле сорок пятого, - под Берлин.
5. Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой - Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты - Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.
6. Однажды, по пути с одного фронта на другой - из освобожденного Краснодара в еще не освобожденный Ростов-на-Дону, Симонов написал стихотворение, ставшее «Песней военных корреспондентов».
«Песня военных корреспондентов»
/Смена ведущих/
-
Симонов писал удивительные стихи о любви, и они пользовались огромным успехом у читателей, потому что человек, лишенный любви, чувствует себя обделенным. Любовь для фронтовика - это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной.
-
В 1942 году вышла книга стихов «С тобой и без тебя». Это были особые стихи. Это была его, Симонова, судьба.
-
«С тобой и без тебя» - история любви. Большой, трогательной и трудной любви Константина Симонова к актрисе Валентине Серовой. Она вся в стихах: письма не сохранились, а в дневниках о своем личном Симонов не писал. «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине, скажет поэт. - Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви».
-
Перед самой войной Константин Симонов был занят постановкой своей пьесы «Парень из нашего города» в театре Ленинского комсомола и там познакомился с актрисой Валентиной Серовой, вдовой недавно погибшего летчика Анатолия Серова. Симонов серьезно увлекся актрисой, так серьезно, что ради нее оставил семью. Любовь к этой женщине была и его бесконечным счастьем и безумной трагедией. Они прожили вместе 15 лет, много раз расставаясь и сходясь вновь, он безумно любил ее!
«Пусть прокляну впоследствии»
-
Стихотворение «Жди меня» - это, по сути, письмо любимой женщине, ВалентинеСеровой. И печатать его Симонов не собирался. Но, иногда читая эти строки своим товарищам, он видел производимое впечатление! Люди переписывали эти строки, заучивали наизусть! Ведь в стихотворении нашли выражение чувства, владевшие каждым фронтовиком.
-
Симонов разрешил опубликовать стихотворение.
-
«Жди меня…» со страниц газеты потрясло всю Россию.
-
Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями.
-
Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все - вера, надежда и любовь.
-
Вот как пишет об этом стихотворении литовский поэт Межелайтис: «Прочел и вздрогнул, как от удара током. Поэт словно угадал мысли. Словно у меня самого сложились слова «Жди меня…». Тогда это были самые главные, самые сокровенные слова. Мои слова. Я так долго носил их в сердце. И вот нашелся поэт, который опередил меня и высказал всем мою сокровенную мысль, мое желание. Но В ТО время эти слова принадлежали не только ему, не только мне, - они были всеобщей думой, надеждой, мольбой».
7. «Жди меня» - молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же - опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек - сильнее войны. Если любит, если верит.
Жди меня, и я вернусь.
/Смена ведущих/
9. Когда закончилась война, Симонову не было еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не останавливался. По первому зову, по первому ночному звонку из редакции он мог сорваться куда угодно - на Крайний Север и на Дальний Восток, в Среднеазиатские республики - лишь бы своими глазами увидеть заново строящийся мир…»
10. Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент вели его по всей стране, по всему миру.
9. И тысячи, и тысячи писем, на которые Симонов считал своим долгом отвечать. После показа на экранах страны документальных фильмов «Шел солдат…» и «Солдатские мемуары» Симонов сдал в архив 3014 писем.
10. «Мне на своем веку пришлось перечесть, наверное, несколько тысяч рукописей и написать несколько тысяч писем начинающим литераторам…» - заметил он в одном из писем еще в 1961 году.
9. Пятнадцать лет писатель работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
«Это самое капитальное из того, что написано о войне», - писал Алексей Сурков.
10. Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела миллионы людей. За ней образовалась очередь в библиотеках, ею восхищались, она порождала порой жаркие споры.
9. Симонов был главным редактором журнала «Новый мир»; главным редактором «Литературной газеты»; секретарем Союза писателей СССР. В 1974 он удостоен звания Героя Социалистического Труда. Последнее десятилетие занимался и кинематографом.
10. Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.
9. Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов». С тыльной стороны камня - литая доска «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
10. Здесь недалеко сохранились остатки рва, вырытого чтобы остановить танки, но их остановил не ров, а люди, тут и полегшие. Симонов видел, как это было.. Помнил об этом всю свою жизнь и однажды обмолвился, что хотел бы, чтоб его прах был развеян на Буйническом поле боя под Могилевом.
9. В своей последней работе «Шел солдат» Симонов говорит: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне весь век не забыть - поле под Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли тридцать девять немецких танков…»
/все выходят на сцену/
-
Произведения Константина Симонова сыграли огромную роль в духовной жизни нашего народа в годы войны. Они стали такой же приметой той суровой поры, как голос Левитана, читавшего суровые сводки Совинформбюро, как грозная мелодия «Священной войны, названия знаменитых сражений и имена прославленных полководцев.
-
Творчество Симонова часто сравнивали с поэзией англичанина Киплинга, и ему льстило это сравнение, потому что он сам очень любил Киплинга, его философскую поэзию, переводил его стихи и эпитафии.
-
Один из последних переводов - эпитафия «Просьба»:
«Заканчивая путь земной,
всем сплетникам напомню я:
так или иначе со мной
еще вы встретитесь, друзья!
Я вам оставлю столько книг,
что после смерти обо мне
не лучше ль спрашивать у них,
чем лезть с вопросами к родне!».
-
Каждая эпоха рождает художников, которые всем существом, всеми мыслями, всей жизнью, всем творчеством очень точно соответствуют именно этому времени, именно этому народу.
-
Они родились для того, чтобы стать выразителями этой эпохи.
-
Счастье художника, что он нужен, он живет в своем времени, у него есть слова и краски, чтобы выразить и показать жизнь, которую он знает, которой живет, болями которой болеет, радостям которой радуется.
-
Вот таким поразительно современным художником был Константин Михайлович Симонов.
/мелодия Песенки военных корреспондентов/