Беседа из опыта работы на тему Влияние группы на личность

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»









Тема: Влияние коллектива на личность

(из опыта работы)


Подготовила: Автаева О.Я.





















Лукоянов 2014/2015 уч. г.

Тема: «Влияние коллектива на личность»

(из опыта работы) - Автаева О.Я.


Давно замечено, что коллектив оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след и, при определенных условиях, превращаются в личностные черты.

Мы, классные руководители, как никто другой, должны помнить, что коллектив нашей группы может внести в психологию личности как положительное, так и отрицательное. Для того чтобы это влияние было положительным, надо добиться следующего.

Во-первых, чтобы межличностные отношения в группе были благоприятными. Для меня и как для педагога, и как классного руководителя всегда очень важно, какие взаимодействия рождаются в процессе деятельности с первых шагов. И уже на первом курсе этому всегда уделяю много внимания, анализирую, контролирую межличностные отношения, по необходимости оказываю помощь. Считаю, что межличностные отношения в группе на любом этапе - это показатель успешности воспитания.

Обязательно, на первом же классном часе провожу беседу о том, что группа - это одна семья, где каждый должен чувствовать себя хозяином, самостоятельным человеком, проявлять инициативу, не быть равнодушным, а быть требовательным к себе, к другим. Известно, что замечание товарища оказывает иногда большее влияние, чем замечание педагога. Все должны соблюдать культуру общения. Примером коммуникативной доброжелательности должен быть классный руководитель, и он же должен уметь выступать справедливым арбитром в решении споров и конфликтов.

Очень серьезно подхожу к первому коллективному делу: к выбору актива группы и, в первую очередь, выбору старосты. Староста - это наш первый помощник и союзник, связующее звено. Считаю, что это должен быть лучший из лучших студентов по всем показателям, пользоваться авторитетом у всех студентов.

Во-вторых, важным фактором развития человека является его знания о самом себе, а знания эти он получает, общаясь в группе. Источником стимулов для развития тех или иных качеств, достоинств опять же служат те люди, которые его окружают в группе. Поэтому, классные руководители должны (хотим - не хотим), работать с каждым студентом.

Стараюсь, чтобы общение между студентами углублялось, чтобы они были открыты друг другу, делились тем, что их волнует, что они любят, о чем мечтают. Открываясь другим, мы находим точки соприкосновения с ними, становимся интересными и значимыми для других. Именно на первом курсе нужно проводить как можно больше коллективных дел: поездки, беседы, классные часы, дни рождения и т.п. На первом курсе я постоянно ищу повод каждый день перед уроками, в большую перемену зайти в группу с чем-нибудь «свеженьким». Для меня всегда важно, чтобы творческие дела были коллективными: каждый хотя бы немного, но должен что-то внести. Выпускаем газету - решаем: кто ответственный, кто оформляет, кто ищет материал и т.д. Через коллективные дела вырабатывается культура общения, умение слушать, говорить, сопереживать, корректировать свое поведение, а иногда и менять приоритеты, воспитывается вера в себя. Живое общение, разнообразная творческая деятельность позволяют воспитанникам подготовиться к жизни в сложном мире человеческих отношений.

Главной целью моей воспитательной работы является воспитание социально-ориентированного человека, т.е. человека, приспособленного к требованиям общества. Нужно постоянно напоминать студентам, что самой природой человек предназначен для жизни среди людей, т.е. он запрограммирован на добро, мир, согласие, толерантность. И поэтому нет нужды переделывать студента, не надо тормозить его (прошли те времена, когда мы все старались быть похожими друг на друга). Но через коллектив группы мы должны помочь каждому студенту стать зрелым человеком, богатой личностью, преодолевать большие и малые проблемы, претерпевать не только коллективные, но и качественные превращения. Нужно постоянно напоминать студентам, что в этой жизни у каждого свое призвание, своя миссия, которую должен исполнить только он, и сущность этой миссии - в самореализации: «Сделай то, что ты можешь». Надо учить студента относиться и к людям, и к любому делу по-человечески, по правде. Считаю, что именно определенными душевными движениями, можно добиться своих целей, иногда шутя, иногда требуя. Да, нужно время и терпение, личный пример, методы убеждения и самовоспитания.

В коллективе нужно формировать познавательные интересы к учебному процессу с первых шагов. Особое внимание к слабоуспевающим: контроль, забота (нас должны интересовать все оценки, по всем дисциплинам). И не нужно ждать: когда преподаватель вам пожалуется на то, что кто-то не учит, кто-то пропускает занятия. Классный руководитель должен знать все - и это несложно. Важно самим проявлять активность и нести ответственность за студента. И староста - ваш помощник, который вас вводит в курс всех дел.

Классный руководитель должен научить каждого студента анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности, особенно учебной. И оказывать помощь в личностном становлении каждого, развивать активность, инициативность. Соответственно каждому по возможности и способностям нужно давать поручения. Были и есть студенты, которых сложно приобщить к каким-то общетехникумовским мероприятиям, но 100% выполняют поручения временные (оформление газет, проведение часов коллектива, «огоньков» и т.д.). Кроме коллективных дел обязательно нужно проводить индивидуальную работу: беседы, тесты, анкетирование и т.д.

Основными чертами, которые необходимы классному руководителю, если он хочет действительно создать хороший коллектив из своей группы и через коллектив воздействовать на каждого является следующее: внимательное отношение к каждому, забота о каждом, отзывчивость и требовательность. И помнить: цель истинного воспитания не только в том, чтобы заставить студента делать добрые дела, но и находить в этом радость, не только быть чистым, но и любить чистоту во всех её проявлениях, не только быть справедливыми, но и желать справедливости. Безусловно, классный руководитель должен многое знать и многое чувствовать.

Часто представляя, какими в итоге будут мои студенты, надеюсь, что практически все будут самостоятельные личности, понявшие свою самоценность. Они сумеют и самоопределиться, и утвердиться путем саморазвития и самореализации. Во всяком случае, я, как классный руководитель, старалась и стараюсь делать все от меня зависящее, чтобы они стали такими.


© 2010-2022