- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Элективный курс по предпрофильной подготовке Твоя будущая профессия
Элективный курс по предпрофильной подготовке Твоя будущая профессия
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Папаева М.С. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Шелканово
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ с.Шелканово
_______ Мусагитова Т.И. ______ Султанбаева С.М.
«28» августа 2013г «30» августа 2013г.
Программа
элективного курса по предпрофильной подготовке для 9 класса
«Твоя будущая профессия»
Вид: ориентационный
Автор: Папаева Марина Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ села Шелканово
2013г.
-
Пояснительная записка.
Цели курса:
-
Дать полезную информацию о мире профессий, о путях профессионального образования.
-
Помочь старшекласснику в самореализации как личности, ориентированный на успех, готовой найти своё место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально-необходимыми качествами.
Задачи курса:
-
Проведение профессиональной ориентации, профессионального просвещения, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания об отдельных направлениях профессии.
-
Познакомить с требованиями профессии к человеку.
-
Систематизировать знания учащихся о профессиях.
Новизна курса:
-
При изучении этого курса учащиеся могут получать информацию о многообразии профессий и о тех требованиях, которые предъявляют их отдельные группы к личности работающего.
-
Большое место занимают вопросы, задания, тесты, упражнения, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении.
Формы контроля:
-
Выполнение творческих работ (рефераты, рецензия, сочинения…)
-
Практические работы, итоговые тесты по разделам.
-
Разработка и составление памяток, рекомендаций по теме: «Человек и профессия»
2. Содержание курса «Твоя будущая профессия»
Ориентационный курс рассчитан на 1 час в неделю (1 полугодие - 17 часов).
-
Введение. Личностное портфолио старшеклассника. -1 ч.
-
Человек и профессия. - 8ч.
-
Развитие личностных качеств. - 5 ч.
-
Итоговые занятия. Практические работы. - 3 ч.
3. Учебно - тематический план
№п.п
Название темы
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Всего
Лекции
Практ.-е занятия
-
Введение (1ч.)
1.
Личностное портфолио старшеклассника
1
1
Лекция
Конспект,
папка - портфолио
-
Человек и профессия (8ч.)
2.
Определение предпочтительных видов профессиональной деятельности.
1
1
Лекция-практикум
Схемы-таблицы
3.
Образ профессии.
1
1
Лекция-практикум
Таблица, тест
4.
Понятие о профессии и специальности.
1
1
Лекция-практикум
Конспект, схемы-таблицы
5.
В лабиринте дел человеческих.
1
1
Выступления учащихся
Рефераты
6.
В лабиринте дел человеческих.
1
1
Выступления учащихся
Рефераты
7.
Карта мира профессий.
1
1
Лекция
Конспект
8.
Требования профессии к человеку.
1
1
Лекция
Конспект
9.
Требования профессии к человеку
1
1
Лекция-практикум
Рекомендации
-
Развитие личностных качеств (5ч.)
10.
Профессиональный гороскоп.
Свойства и особенности характера.
1
1
Лекция-практикум
Таблица
11.
Типы темпераментов и работоспособность.
Психологические характеристики.
1
1
Беседа
Тест
12.
Абсолютная и относительная профессиональная пригодность.
Мобилизация личностных возможностей.
1
1
Лекция-практикум
Конспект
13.
Психологические предпосылки профессиональной самореализации. Диагностика.
1
1
Тест
Анкета
14.
Ориентиры профессионального самоопределения. Чтобы не ошибиться в выборе профессии.
1
1
Лекция
Конспект
-
Итоговые занятия (3ч.)
15.
Восемь углов ситуации выбора профессии.
1
1
Лекция
Конспект
16.
Деловые бумаги при поступлении на учёбу, на работу.
1
1
Практическая работа
Образцы деловых бумаг
17.
Краткий путеводитель профессий рабочих и служащих.
1
1
Практикум
Рекомендации
4. Методическая часть.
Учащиеся должны:
Знать:
- классификацию и особенности профессий;
- требования профессии к человеку;
- здоровье человека и профессиональную пригодность;
- отличие понятий «профессия» и «специальность»;
- деловые бумаги при поступлении в ВУЗы, техникумы, на работу;
- права и обязанности рабочего человека.
Уметь:
- эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание;
- ставить цель и добиваться её реализации;
- составлять портфолио личностного развития;
- конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, эмоциями, временем;
- легко совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения;
- самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.
Результат работы:
-
Творческие работы учащихся: рефераты, рекомендации, памятки, оказывающие помощь при выборе профессии.
-
Конспекты учащихся о мире профессии и требования профессии к человеку.
Формы контроля:
-
Выполнение творческих работ учащимися (рефераты, рецензии, сочинения…)
-
Практические работы, итоговые тесты по разделам.
-
Разработка и составление памяток, рекомендаций по теме: «Человек и профессия».
-
Выступления учащихся с сообщениями.
-
Приложение.
Темы творческих работ.
-
Ориентиры профессионального самоопределения.
-
Типы и особенности профессий: «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - человек», «человек - художественный образ», «человек - природа».
-
Психологические предпосылки профессиональной самореализации.
Литература.
-
К. Х. Ахияров. Подготовка учащихся к жизни и выбору профессии. Пермь, «Просвещение» 1974г.
-
Е. А. Климов. Как выбирать профессию. М. «Просвещение». 1984г.
-
Е. Н. Прощицкая. Практикум по выбору профессии. М. «Просвещение» . 2005г.
-
А. В. Петровский. Познай себя. М. «Педагогика» 2008г.
-
Э. Ш. Хамитов. Педагогическая профориентация в школе и в ВУЗе. Уфа. Башкирское книжное издательство. 2008г.