Статья на тему Художественные произведения о Великой Отечественной войне

Раздел Воспитательная работа
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Художественные произведения о Великой Отечественной войне


Мазепова П.Н.,

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы


«Россия по праву гордится целой плеядой выдающихся писателей, поэтов, которые были на фронте, смотрели смерти в лицо. Их честные, лишенные фальши и патетики книги я и советовал бы вам прочитать. Познакомиться с героями повестей и романов наших военных корреспондентов - Константина Симонова («Живые и мертвые») и Михаила Шолохова («Судьба человека», «Они сражались за Родину»). Узнать о самоотверженности и величайшем терпении простого советского солдата, которые стали лейтмотивом творчества боевых офицеров Бориса Васильева («А зори здесь тихие», «В списках не значился») и Константина Воробьева («Убиты под Москвой», "Это мы, Господи! «). О тяжелых, полных опасностей буднях военной контрразведки вам расскажет книга «Момент истины», написанная Владимиром Богомоловым, который добровольцем ушел на фронт».
В.В.Путин [4]


9 мая 2016 года вся наша страна будет праздновать 71-летие Победы в Великой Отечественной войне. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Война, ставшая всенародной. Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих в художественной литературе. Чем дальше уходят от нас те трагические события, тем ценнее становятся художественные произведения - свидетельства страниц нашей истории. Прочтение книг известных авторов поможет осмыслить события Великой Отечественной войны и познать цену Победы.

В данной статье мне хотелось бы рассказать о художественных произведениях о Великой Отечественной войне. Некоторые из них были мной прочитаны, но большинство мне еще предстоит прочесть. Они оставили в моей душе и памяти особый след. Одновременно с чувством скорби, порой ужаса от описываемых событий, которые довелось пережить людям того времени, я почувствовала гордость за наших людей, нашу страну, за их стойкость, силу воли и жажду жизни. Многие герои стали для меня примером в том, как они преодолевали различные препятствия, возникшие в их жизни. Одним из примеров для меня является история советского летчика Алексея Маресьева, описанная в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

«Повесть о настоящем человеке» создал писатель, прошедший всю Великую Отечественную войну в качестве корреспондента газеты «Правда». В эти страшные годы он успел побывать в партизанских отрядах в тылу врага, участвовал в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге. Но мировую известность Полевому принесли не военные репортажи, а художественное произведение, написанное на основе документальных материалов. Прототипом героя его «Повести о настоящем человеке» стал советский лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 году во время наступательной операции Красной армии. Боец потерял обе ноги, но нашёл в себе силы вернуться в ряды действующих лётчиков и уничтожил ещё немало фашистских самолётов. Произведение было написано в тяжёлые послевоенные годы и сразу полюбилось читателю, ведь оно доказывало, что в жизни всегда есть место подвигу.[3]

Яркое впечатление оставило произведение «Судьба человека» Михаила Шолохова. В основе рассказа «Судьба человека» лежит реальная история, произошедшая с автором. В 1946 году Михаил Шолохов случайно встретил бывшего вояку, который рассказал писателю о своей жизни. Судьба мужчины настолько поразила Шолохова, что он решил запечатлеть её на страницах книги. В повести автор знакомит читателя с Андреем Соколовым, который сумел сохранить силу духа, несмотря на тяжёлые испытания: ранение, плен, побег, гибель семьи и, наконец, смерть сына в самый счастливый день, 9 мая 1945 года. После войны герой находит в себе силы, чтобы начать новую жизнь и подарить надежду другому человеку - он усыновляет осиротевшего мальчика Ваню. В «Судьбе человека» личная история на фоне страшных событий показывает судьбу целого народа и твёрдость русского характера, который можно назвать символом победы советских войск над фашистами.[7]

Особое место занимает история о девушках из «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева. В основе сюжета повести Бориса Васильева лежит реально совершённый подвиг времён Великой Отечественной войны: семь самоотверженных солдат не дали немецкой диверсионной группе взорвать Кировскую железную дорогу, по которой доставляли для Мурманска снаряжение и войска. После сражения в живых остался лишь один командир группы. Уже во время работы над произведением автор решил заменить образы бойцов на женские, чтобы сделать историю более драматичной. В итоге получилась книга о женщинах-героях, поражающая читателей правдивостью повествования. Прообразами пяти девушек-добровольцев, вступающих в неравную схватку с группой фашистских диверсантов, стали сверстницы по школе писателя-фронтовика, также в них угадываются черты радисток, медсестёр, разведчиц, которых Васильев встречал в годы войны. Данное произведение, на мой взгляд, еще раз подчеркивает, что у войны не женское лицо…[1]

У Бориса Васильева есть произведение под названием «А завтра была война», показывающее, что бороться с врагами шли не только взрослые, но и подростки. Эта повесть даже не о войне, а предвоенной истории юных ребят из 9 класса. Пройдет всего лишь год, и ребята из шестнадцатилетних подростков превратятся в мужественных солдат. Они увидят все ужасы войны, поймут, что такое терять друзей в бою, будут чувствовать дыхание смерти за спиной. Благодаря этим школьникам, которые попрощались с детством так рано, мы одержали победу![1]

В произведении Михаила Сухачева «Дети блокады» описывается жизнь детей, опаленная войной. Повесть рассказывает о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. С сентября 1941 по январь 1944 года фашисты каждый день по несколько разбомбили и обстреливали город. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались, героически работая и перенося лишения. Особенно трудно было детям, которые по хлебным карточкам были приравнены к нахлебникам возле скудного стола блокированного города, но которые, стремились помочь взрослым оборонять город. Герои книги, - дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, - тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, проверяли светомаскировку и даже работали на заводах, подставляя под ноги ящики, чтобы дотянуться до станка. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность - вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдержали нечеловеческие испытания. Автор книги сам в детстве пережил блокаду. В книге нет вымысла. Все события имели место в действительности, изменены только имена.[5]

Со многими произведениями о Великой Отечественной войне мне еще предстоит познакомиться. Некоторые произведения необходимо перечитывать не один раз. Среди них повесть «Сын полка» Валентина Катаева о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом и само детство, «Улица младшего сына Льва Кассиля о герое Великой Отечественной войны, мальчике-партизане Володе Дубинине, который сражался в партизанском отряде, вместе со взрослыми и героически погиб, роман «Молодая гвардия» А. Фадеева, посвящённый действовавшей в Краснодоне во время Великой Отечественной войны молодежной подпольной организации под названием «Молодая гвардия» (1942-1943), многие члены которой были казнены немецкими оккупантами и многие другие великие произведения.[2,5,6]

В заключении хотелось бы еще раз отметить неоценимый вклад в отечественную литературу писателей, создававших и создающие произведения о Великой Отечественной войне. Данные произведения не только показывают жизнь и испытания людей этого времени, но и заставляют задумываться о подвиге, чести и достоинстве, любви к Родине и патриотизме. Многие произведения были экранизированы и стали классикой отечественного кинематографа. Поэтому, на мой взгляд, особенно важно читать книги о Великой Отечественной войне современной молодежи как одно из средств патриотического воспитания современной молодежи.

Список использованной литературы

  1. Васильев, Б. А зори здесь тихие…: [повести] / Борис Васильев. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2011. - 287 с. - (Серия «Золотая коллекция для юношества»);

  2. Катаев, В. Сын полка / Валентин Катаев. - М.: АСТ: Астрель, 2015. - 256 с. - (Серия «Школьное чтение»);

  3. Полевой, Б.Н. Повесть о настоящем человеке / Борис Полевой. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2011. - 383 с. - (Серия «Золотая коллекция для юношества»);

  4. Путин, В.В. Vladimir Putin's article for World War II magazine [Электронный ресурс] / Владимир Владимирович Путин. - Режим доступа: historynet.com/worldwar2 (Дата обращения 05.03.2016);

  5. Сухачев, М. Дети блокады: повесть / Михаил Сухачев. - М.: Детская литература,2012. - 268 с. (Серия «Школьная библиотека»);

  6. Фадеев, А. Молодая гвардия / Александр Фадеев. - Минск: Изд-во «Беларусь», 2001. - 606 с. - (Серия «Школьная библиотека»);

  7. Шолохов, М. Судьба человека. Поднятая целина / Михаил Шолохов. - М.:АСТ: Астрель, 2009. - 812, [4]с. - (Серия «Библиотека школьника»).

5


© 2010-2022