Статья Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы

ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»

Егорова О.В.,

Учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Отличительной особенностью ФГОС НОО ОВЗ является включение в содержание начального общего образования внеурочной деятельности коррекционно-реабилитационной направленности. Внеурочная деятельность объединяет различные виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач не только развития, воспитания, но и коррекции имеющихся недостатков развития младших школьников (в нашем случае это - дети с тяжелыми нарушениями речи и дети с расстройствами аутистического спектра), их социализации и реабилитации.

Как известно, современные образовательные стандарты предъявляют требования не только к результатам предметным, но и, что особенно важно для обучающихся в нашем Речевом центре детей, к результатам личностным и метапредметным. При наличии у школьников ограничений в здоровье на первый план выступают особые образовательные потребности наших школьников, которые впервые четко и однозначно прописаны в ФГОС НОО ОВЗ (ТНР).

К особым образовательным потребностям обучающихся с ТНР относятся :

1

организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

2

получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

3

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

4

создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

5

координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;

6

получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

7

возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

8

гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

19

специальное обучение «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

10

индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

11

постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

12

применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

13

возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

14

профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

15

психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

Широкое распространение практики инклюзивного образования как обучения детей с особыми потребностями в составе обычных школьных классов предъявляет новые, более высокие требования ко всем педагогам.
Перед каждым педагогом , работающим в ОУ встает задача реализации и удовлетворении данных особых образовательных потребностей. На этапе подготовки к введению ФГОС НОО ОВЗ для каждого учителя важно определить пути и способы их реализации. И одно из направлений деятельности, которое позволяет их реализовать это -внеурочная деятельность.

За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Так и для меня, как специалиста, участвующего в обеспечении деятельности стажировочной площадки в рамках реализации мероприятия «Распространение на все территории Российской федерации современных моделей успешной социализации детей федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по экспериментальному переходу на ФГОС образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР)» встала задача ,как сформировать не только учебные компетенции , но и помогать детям расти разносторонними, творческими личностями.



В ФГОС для детей с ТНР конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность»

Основная идея: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности младших школьников.

Данная цель реализуется путём следующих задач, с которыми вы можете ознакомиться на слайде.


Основные задачи:

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • оказать помощь в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

  • расширить рамки общения с социумом.

В нашем центре внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:

  • спортивно-оздоровительное

  • художественно-эстетическое

  • научно-познавательное

  • проектная деятельность;

  • но самой важной формой работы по новым федеральным стандартам является коррекционно-развивающее направление!

Коррекционная составляющая в Речевом центре присутствует в каждом моменте урока и конечно во внеурочной деятельности. Одним из направлений коррекционной деятельности в нашей образовательной организации является психолого-медико-педагогический консилиум. Ежегодно, в соответствии с утвержденной тематикой, учащиеся готовят речевые представления. Начиная со второго класса ПМПК проходит в форме защиты ученических проектов. В начальной школе при подготовке к консилиуму используются только элементы проектной деятельности. Привлекаются родители, специалисты коррекционного профиля и администрация центра.


При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов-предметников, сетевого взаимодействия с учреждениями спорта, культуры, парков и т.д.


Также хотелось бы отметить важную роль родителей в организации внеурочной деятельности учащихся. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея стандарта -это общественный договор между личностью, семьёй , обществом и государством.

Ожидаемые результаты:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

Реализация, в конечном счете, основной цели программы внеурочной деятельности - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

© 2010-2022