Система работы классного руководителя по профориентации уч-ся

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА

№ 1 Г. ПИНСКА"

ТАТАРЧУК ОКСАНЫ

ИВАНОВНЫ

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ»



Счастье мыслящего человека состоит

не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками,

а в том, чтобы вносить как можно больше света и

теплоты в существование всех окружающих людей.

Д. И. Писарев

Принципы, которыми руководствуюсь при работе с детьми



  1. Я хочу, чтобы школа стала для детей родным домом и стараюсь все сделать для этого.

  2. Я хочу, чтобы меня любили, поэтому живу по принципу: относись к детям так, как бы ты хотел, чтоб они к тебе относились.

  3. Я не всезнайка, поэтому я и не притворяюсь им.

  4. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволяю детям учить меня.

  5. Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли, поэтому я стараюсь понимать и принимать детей.

  6. Я люблю, когда меня принимают таким, какой я на самом деле, поэтому я переживаю вместе с ребёнком и ценю его.

  7. Я человек и склонен ошибаться, поэтому я терпелив к ошибкам детей.

  8. Почти всему, что знаю, я научился на собственном опыте, поэтому я позволяю детям приобретать собственный опыт.

  9. Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя, поэтому я признаю и поддерживаю чувство самостоятельности в ребенке.

  10. Я стараюсь привить детям чувство справедливости, терпимости и упорства. Я учу их ненавидеть ложь и любить правду.

  11. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, поэтому я стараюсь смягчить удар.

  12. Я чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я прикасаюсь к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

И чтобы это у меня получалось, я не забуду:

  1. Входить в класс с улыбкой.

  2. При встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо.

  3. Быть всегда выдержанным, терпеливым, уравновешенным, внимательным.

  4. Не искать легкого пути в общении.

  5. Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации.

  6. Не принижать и не завышать планку трудностей.

  7. Постараться вселять в ребенка веру в себя.

  8. Радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам.

  9. Не бояться признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске.

  10. Не бояться извиниться, если не прав, быть терпимым к ошибкам детей.

  11. Не иметь среди детей «любимчиков", в каждом можно найти предначертанное ему.

  12. Не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут.

  13. Жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми.

  14. Нести детям добрую энергию.

Мои принципы общения с родителями

  1. Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараюсь не обидеть и не унизить их достоинство.

  2. Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание должно вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.

  3. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Моя профессиональная позиция

Личностно ориентированный подход представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы, все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечет изменение всего целого.

Роль классного руководителя
в профессиональной ориентации учащихся


Профориентационная работа не занимает должного места в планах воспитательной работы, программах воспитания большинства классных руководителей сегодняшней школы. Система профориентационной работы осуществляется лишь косвенно, посредством изучения учебных предметов, что можно рассматривать согласно Концепции профильного образования как «разнообразные пробы по выявлению у учащихся отношений, интересов и способностей к тем или иным видам деятельности, учебным предметам, образовательнымобластям».
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых решений ни одно не может сравниться по своему значению, по влиянию на судьбу с решением о выборе профессии. Кем стать, по какой дороге пойти? К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно. И ответственность за эту стихийность несёт в том числе и школа.
Классный руководитель, задумавшийся над этим вопросом, должен прежде всего для себя определить, что же мы понимаем под профессиональной ориентацией. Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на оказание помощи школьнику в выборе профессии с учётом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.
Именно классный руководитель больше всех в школе знает о своём воспитаннике. Классный руководитель, сотрудничая с учителями-предметниками, получает информацию об интересе к предмету, знает, кто из ребят любит растения и животных, кто читает технические журналы, кто с удовольствием работает на уроках технологии. Классный руководитель может судить, как долго сохраняется тот или иной интерес, устойчивый он или поверхностный. Одна из задач классного руководителя - выявлять и поддерживать интерес к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению интересующей сферы деятельности, вовлекать детей в различные виды внеучебной общественно-полезной деятельности.
Однако не секрет, что часто интересы ученика разноплановы: он любит и математику, и историю, охотно занимается иностранным языком, к тому же посещает какой-нибудь кружок технического творчества или спортивную секцию и успешно с этим справляется. Немало и таких ситуаций, когда интересы и склонности вообще не проявляются. Как быть в такой ситуации? Классный руководитель должен помочь учащимся разобраться в себе, выявить профессиональные предпочтения, помочь определиться с путями получения профессионального образования.
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является профессиональное просвещение. Оно предполагает знакомство учащихся с миром профессий, с основным правилом выбора профессии («хочу, могу, надо»), с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. Главная задача профинформации - воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями народного хозяйства страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Когда начинать эту работу? А начинать можно с 5 класса, постепенно расширяя и усложняя круг сведений.
Самой распространённой формой работы в деятельности классного руководителя является классный час. При его проведении следует отказываться от традиционных методов обучения и воспитания - воздействие учителя на ученика. Без них не обойтись, но это пассивные методы. Стоит чаще обращаться к интерактивным методам, основанным на диалоговой форме общения между учителем и учениками, учеников между собой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей.
Встречая новых воспитанников в 5 классе, классный руководитель может запланировать классный час «Все профессии важны». Его можно провести в форме КВН и включить работу с пословицами о труде, загадками о профессиях, решение кроссвордов, а также использовать литературный материал. Знают ли наши дети, пришедшие из начальной школы, так хорошо известные нам когда-то «Чем пахнут ремёсла» Д. Родари, «А что у вас?» С. Михалкова. Почему бы не инсценировать эти произведения? Возможен конкурс на лучшего толкователя слов работа, труд, профессия, карьера. Возможен конкурс ораторов на тему «Что даёт людям труд», а затем заключительная беседа, подводящая к выводу, что труд даёт всё необходимое для жизни - жилище, одежду, пищу. Трудом создаются ценности - здания, машины, произведения искусства, архитектуры. Труд помогает сохранить и увеличить богатства природы, в процессе труда люди общаются друг с другом, становятся более образованными.
Разговор о важности выбора профессии может возникать случайно.
Предложите пятиклассникам написать сочинение «Кем быть?» В центре внимания могут быть такие вопросы: Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем? Почему тебе нравится именно эта профессия? Что делают люди этой профессии? Какие качества нужны человеку этой профессии, чтобы хорошо работать? Есть ли у тебя такие качества? Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда. Заботливый классный руководитель прибережёт эти сочинения до 9 класса, а ребята смогут посмотреть, сохранились ли их детские предпочтения, связанные с выбором профессии.
В 6-8 классах можно провести игру «Аукцион». Цель: актуализация знаний о профессиях. Учащиеся знакомятся с делением профессий на несколько типов: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника» и т.д. Класс делится на команды. Игроки каждой команды должны назвать как можно больше профессий того или иного типа до третьего удара гонга. Ход игры представляет собой живой диалог ведущего с игроками в условиях дефицита времени на обдумывание. Игра позволяет легко и непринуждённо обнаружить степень общей информированности о профессиях.
Такая игра может стать «мостиком» к устному журналу «Новое время - новые профессии». Учащиеся готовят «страницы» журнала, подбирая материал о редких и новых, не известных широкому кругу людей профессиях.
Ребятам средних классов можно предложить долгосрочный проект «Кем мне стать?». Цель такого проекта: расширять представление детей о различных профессиях, формировать позитивное отношение к труду, пробуждать интерес детей к поиску информации о профессиях.
В ходе реализации проекта учащиеся подбирают информационные материалы, литературные произведения о людях различных профессий, рисуют к ним иллюстрации, встречаются с людьми интересных профессий и берут у них интервью, совершают экскурсии на предприятия (в организации таких экскурсий неоценимую помощь могут оказать родители). При проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества.
Результатом работы может стать итоговый классный час - презентация. На нём будет представлена «Энциклопедия профессий», созданная в ходе проекта. На каждой её странице будет представлен рассказ о той или иной профессии, интересные факты, иллюстрации, фоторепортажи, интервью, стихи и т.д.
В 9 классе можно проводить деловую игру «Оптимисты и скептики». Цель игры - осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий. С помощью этой игры школьники учатся объективно анализировать различные профессии, учитывать их требования к человеку, задумываются над наличием требуемых качеств. Обсуждать можно профессии, предложенные самими учащимися. Иногда разговор заходит сам собой. Например, 13 января отмечается день российской печати. Кого будем поздравлять с этим праздником? Журналистов, сотрудников средств массовой информации и одноклассников, участвующих в создании школьной газеты. А легко ли работать журналистом? Назовите плюсы и минусы этой профессии. Одна группа ищет положительные стороны профессии, т.е. становится оптимистами, другая - все отрицательные стороны профессии и должна отнестись к данной профессии достаточно скептически.
Оптимисты: работа имеет огромное общественное значение, т.к. благодаря работе журналиста население получает информацию о важнейших событиях; встречи с интересными людьми; командировки, дающие возможность многое увидеть; использование современной техники.
Скептики: трудности, связанные с устройством на работу; очень беспокойная профессия, частые командировки, осложняющие личную жизнь; трудности получения образования; большая ответственность; нервные перегрузки; ненормированный рабочий день; постоянное общение с людьми.
В совместном диалоге выявляются требования к профессии: широкая эрудиция, активное отношение к жизни, умение находить ответы на самые острые вопросы, умение быть объективным и высоко ответственным перед обществом, умение общаться с людьми.
В старших классах, безусловно, важны классные часы, на которых проводятся различные диагностики. Профессиональная диагностика - один из элементов профориентации. С помощью анкетирования изучаются профессиональные интересы, намерения, увлечения в свободное время. Эта информация может определить устойчивость профессиональных интересов школьника.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного, целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. Ведь ещё Эзоп сказал: «Истинное сокровище для людей - умение трудиться». Именно поэтому каждому классному руководителю стоит уделять должное внимание вопросам профориентации, способствовать формированию мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии.







Под "жизненными планами" мы понимаем
стремление личности через постановку
и достижение тех или иных целей
построить свою жизнь определенным образом.
Плаксий С.

Выбор будущей профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.

Никто не может отрицать, что на современном этапе развития общества, становиться очевидной роль педагогов в становлении личности. Особенно велика роль классного руководителя в подготовке и выборе будущего учащихся, их самоопределении в профессиональном выборе, ориентация классного руководителя на развитие личности школьника, ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, дает именно классный руководитель.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

- защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

- организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

- организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;

- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

- координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;

- создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития). Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса.

Классный руководитель, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, может создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Учитель может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.

Работа классного руководителя многогранна и трудна. Остановлюсь лишь на взаимодействии классного руководителя, родителей и учащихся в профессиональном становлении.

Государственная политика в сфере образования определяет, что успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных служб. Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Но, к сожалению, уровень психолого-педагогических знаний многих родителей не создает у их детей ощущения уверенности и надежности.

Всю работу с родителями и учащимися, помогающую достичь высокой результативности можно условно разделить на два основных направления:

- воспитательно-образовательная работа;

- профориентационная подготовка.

Внутри каждого направления ведется многоплановая, разноуровневая, кропотливая работа. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, когда возможно выстраивание индивидуальной образовательной траектории учеником.

Профориентационная деятельность классного руководителя в условиях предпрофильного и профильного обучения также одно из главных и приоритетных направлений его работы. При переходе в 9-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе последующей формы обучения (не секрет, что многие лицеи колледжи производят набор учащихся уже с 8-го класса). В большинстве случаев в данной ситуации учащийся выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:

1. Следование "выбору толпы", т.е. срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения "куда все - туда и я". В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль классного руководителя в данном случае - оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.

2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. В данном варианте классный руководитель должен проанализировать осознанный ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли учащийся свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии?

3. "Вынужденный вариант", т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми возможностями, или же отсутствует возможность перехода с одного предпрофиля в другой.

4. "Предрешённый вариант" или "навязанная роль" для которого характерна ситуация следования родительскому выбору. В данном варианте основная работа классного руководителя должна проводиться с семьёй ученика.

5. Неопределённый вариант - учащимся совершенно безразлично где и с кем учиться. Какому профилю отдать предпочтение. Профориентация учащихся начинается в семье, где родители являются "педагогами". Например, многие ученики выбирают профессию своих родителей еще в детстве. Другие ученики определяются в выборе будущей профессии позже, когда проводится профориентационная работа в школе. Некоторые делают свой выбор при помощи рекламы или узнают о профессии от знакомых и друзей. Непосредственное участие в профориентационном становлении своих детей многие родители стали принимать активное участие, помогая им готовиться к самоопределению. Это и подготовка наглядных пособий, и покупка необходимой литературы, поиск нужной информации в ней и оформление на компьютере творческих и исследовательских работ, экскурсии на предприятия. Оказывая детям подобную помощь, многие родители расширили собственные представления о сложности и значимости будущей профессии своих детей.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления:

  • профинформация;

  • профагитация;

  • профпросвещение;

  • профдиагностика;

  • профконсультация.

Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентация и профконсультация - это ориентирование школьника на выбор будущего профессионального самоопределения, т.е. самоориентирование и самоопределение учащегося (по Е.А. Климову).

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего. Существуют и принципиальные отличия:

- профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие.

- профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека. Самоопределение личности - это сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций в проблемных ситуациях.

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) - это решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как "чередующиеся выборы"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это успех в какой-либо деятельности.

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С.Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение... П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и о расширение своих изначальных возможностей.

При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем профконсультанта (педагога) является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося ученика. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может.

Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом, который необходимо определить и использовать. Например, даже такая традиционно неактивная форма работы - как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа.

Другой пример - беседа. При умелой её организации, а также при внутренней готовности учеников беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. Беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни ребенка и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. Одним из направлений работы во время общения является и профориентационная подготовка учащихся. Для облегчения работы по данному направлению существует большое количество технологий профессиональной ориентации школьников, одну из них можно представить следующим образом:

1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда одна - достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении.

2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости учащихся.

3. Изучение учебных интересов школьников. Характеристики видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами.

4. Информирование школьников о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.

5. Изучение профессиональных склонностей учащихся.

6. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни - не предъявляют человеку строгих требований, а для других профессий этого не достаточно - они предъявляют строгие требования к ряду психических, физических, физиологических особенностей человека.

7. Профессиональная консультация школьника - не является завершающим этапом в работе классного руководителя по выявлению и развитию интересов, склонностей и способностей школьника.

Небольшой перечень бесед, проведенных мною: "Мои жизненные планы", "Профессии наши родных", "В мире профессий", "На кого пойти учиться", "Все профессии важны - все профессии нужны", "Поговори со мною…", "Профессиональный рост или карьера".

Существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в более доступном и понятном для многих виде. Такие методы называются активизирующими. Приведу примеры некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:

1. Профориентационные игры с классом - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока или классного часа; предполагают работу с целым классом; проводятся классным руководителем или одним учителем; предполагают высокую динамику работы.

2. Игровые профориентационные упражнения рассчитаны на работу с подгруппой;

3. Карточные профконсультационные методики:

а) информационно-поисковые системы - ИПС ("профессьянсы", внешне напоминающие раскладывание "пасьянсов", когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);

б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.

4. Настольные карточные игры - были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм. Поначалу эти методики задумывались как "домашнее средство", хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе).

5. Бланковые карточные методики: идея - самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

6. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее "игра в тесты", т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка...

Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом.

7. Бланковые игры с классом: основная идея - играть со всем классом и с каждым в отдельности. Данная методика позволяет моделировать нравственные аспекты таких престижных на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т.п.

8. Ценностно-смысловые опросники - главный акцент в них делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения. Эти опросники содержат игровые элементы, которые позволяют в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, говорить открыто просто рискованно, т.к. сам факт открытого разговора о том, что для многих "свято" может быть воспринят как "морализаторство".

Работа классного руководителя по предпрофильному образованию способствует осознанному самоопределению учащихся основной школы в выборе образовательной программы общего среднего образования (универсальной или профильной). По завершению основного общего образования, ориентация в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования, дальнейшего обучения в высших учебных заведениях, а также выстраивания собственных жизненных планов.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие классного руководителя, учащихся и их родителей является важным условием профессиональной подготовки учащихся.

РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5-7 КЛАССОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Каждый день перед нами стоит проблема выбора. Выбор сильно влияет на качество нашей жизни вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Например, от того, насколько удачно человек выберет профессию, зависит его успех и реализация в дальнейшем. Поэтому, размышляя над выбором будущей профессии и осознавая его важность, мы стараемся учесть все за и против, взвешиваем, обдумываем и ошибаемся, в дальнейшем сожалея о сделанной ошибке.

Хорошо, если у человека с детства есть мечта и он хочет стать только врачом, пожарником или космонавтом. Это счастливый человек, идущий к своей цели. А если нет? Если ты не совсем четко представляешь или совсем не знаешь, какую профессию выбрать и стоит ли снова садиться за учебную скамью после последнего звонка? Самое страшное после получения диплома осознавать, что заниматься своей профессией особо не хочется.

Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных обязанностей классного руководителя.

Целью профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.

Задачами профориентационной работы с учащимися средних классов являются: формирование информационной основы выбора профессии, формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитание готовности к трудовой деятельности.

Основные формы и методы работы классного руководителя

по профориентации в средних классах.

  • Профпросвещение и встречи. Основной функцией
    профпросвещения и встреч является ознакомление
    учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями города (региона).

  • Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:

Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?

Почему тебе нравится именно эта профессия?

Что делают люди этой профессии?

Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?

Есть ли у тебя такие качества?

Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда.

  • Проведение экскурсий. При проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества. Для закрепления материала после экскурсии под руководством классного руководителя оформляется альбом, который пополнит коллекцию информационных материалов в классном уголке или в школьном кабинете по профориентации.

  • Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, кинолекториев и т.д. Одним из возможных вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого мероприятия может стать творческая игра «Экспедиция в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность школьников. Кроме того, проведение такой игры позволяет реализовать такие методы профориентационных воздействий, как изучение состояния производственной инфраструктуры региона и формирование познавательных интересов.

  • Изучение интересов, склонностей и способностей учащихся. Классный руководитель может использовать такие приёмы: изучение личных дел учащихся, проведение индивидуальной беседы с учениками, анкетирование и т.д. Несмотря на то, что интересы у детей в этом возрасте неустойчивы, нестабильны и динамичны, надо помнить, что интересы отражают общую направленность личности, охватывает все психические процессы и активизирует деятельность, в которой обнаруживаются способности подростка. Поэтому участие школьников в различных видах деятельности поможет выявить, развить и совершенствовать природные задатки, на основе которых при создании необходимых и достаточных условий развиваются способности детей.

  • Ведение профориентационной карты учащегося совместно с педагогом-психологом школы. Данная карта позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося; выявить учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следить за результативностью профориентационной работы. Ведение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности лич

Профессиональная ориентация

Цели:

• содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников;

• информировать родителей о средних специальных учебных заведениях города.

Участники: родители учащихся __________ класса, классный руководитель, социальный педагог, представитель администрации школы.

Подготовка.

I. Проводится анкетирование учащихся.

Анкета

1. Любишь ли ты трудиться? (Выбери ответ и подчеркни).

а) да;

б) нет.

2. Какой труд тебе больше нравиться? (Выбери ответ и подчеркни).

а) умственный;

б) физический;

в) умственный и физический (оба).

3. Сколько времени в день у тебя занимает умственная работа?

4. Сколько времени в день у тебя уходит на физическую работу?

5. Назови, чем ты занимаешься, выполняя умственную работу.

6. Какие виды физического труда ты выполняешь?

а) ежедневно - …

б) одни-два раза в неделю - …

в) иногда - …

7. Какие чувства ты испытываешь, когда трудишься умственно или физически? Когда ты занят трудом, что больше всего нравится?

8. Что ты испытываешь, когда ничем не занят?

9. Что побуждает тебя трудиться? (Выбери ответ и подчеркни.)

а) интерес;

б) веление сердца и разума;

в) требование родителей;

г) любовь и уважение к родителям или другим взрослым людям;

д) материальная нужда;

е) что-то еще (напиши)________________________________

10. Какое общественное поручение ты выполняешь?

11. Что побуждает тебя заниматься общественной работой? (Выбери ответ и подчеркни.)

а) интерес;

б) «давление» классного руководителя;

в) общественное мнение коллектива класса;

г) что-то еще (напиши)________________________________

12. Осознаешь ли ты важность выполняемой работы?

13. Знаешь ли ты, что должен делать согласно твоему общественному поручению?

II. Во время классного часа учащиеся пишут мини-сочинение на тему «Моя будущая профессия».

Оформление и оборудование.

1. На доске пишутся слова В.Г.Белинского: «Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта-ученого, выше дурного стихотворца».

2. Внизу доски помещаются мини-сочинения «Моя будущая профессия» (без подписей).

3. На стенах размещаются буклеты, плакаты о колледжах, техникумах и училищах представленных в городе Пинске.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя о теме родительского собрания, об актуальности, рассматриваемой на нем проблемы.

2. Выступление социального педагога.

С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят, и взрослых. Как идет этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах - на производстве, в общественной жизни, в семье?

Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научно-техническими достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основными условиями гражданского воспитания, по мнению В.А.Сухомлинского, является нравственная зрелость. Известный педагог подчеркивал: «Молодежь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли… суждения, решения, ответственности - тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда».

Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии.

Девятиклассник с новеньким аттестатом о среднем образовании - словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства - советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т.п.

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся личностью».

Наша - родителей и школы - задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска.

3. Выступление классного руководителя.

Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность ознакомиться с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии. Замечательно, у многих ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако думаю, вы заметили, что выбор для некоторых остается только мечтой - не верят в себя, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

Приведу одну цитату: «Я неплохо рисую, занимаюсь танцами, увлекаюсь вязанием, но сделать свой выбор не могу, пойти в техникум или продолжить обучение в школе? Как найти свое место в жизни? Как выбрать работу, чтобы получать от неё удовольствие?» Беда девушки в том, что она живет лишь духовной жизнью. Когда дело доходит до работы (неважно какой, любой конкретной работы), здесь девушка занимает пассивную позицию. Часто такая позиция молодых людей возникает как результат неправильного воспитания в семье. Разрешается попробовать все, но не воспитывается главное - трудолюбие в широком смысле слова. К сожалению, такое встречается не так уж редко. Главный недостаток таких молодых людей состоит в том, что у них не сформировалась потребность (не привычка, а именно потребность) в труде, в общественно полезной деятельности. (Классный руководитель информирует родителей о результатах анкетирования учащихся.)

Труд - главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, тот ищет другие способы реализации своего «Я» и находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.

4. Выступление с информацией о находящихся в городе, колледжах и техникумах, о профессиях, которые можно получить в этих учебных заведениях.

5. Заключительно слово классного руководителя.

Кем быть? Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, и педагогов, и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе наших выпускников. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессии по душе, которые для них интересны и привлекательны. Когда-то Н.К.Крупская писала: «Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает».

Профориентационная деятельность классного руководителя - одно из приоритетных направлений его работы. При переходе учащихся в 9-й класс перед ними стоит вопрос о выборе последующей формы обучения . В большинстве случаев в данной ситуации учащийся выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:

1. Следование "выбору толпы", т.е. срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения "куда все - туда и я". В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль классного руководителя в данном случае - оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.

2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. В данном варианте классный руководитель должен проанализировать, осознан ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли учащийся свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии?

3. "Вынужденный вариант", т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми возможностями или уровнем успеваемости ученика.

4. "Предрешённый вариант" или "навязанная роль", для которого характерна ситуация следования родительскому выбору. В данном варианте основная работа классного руководителя должна проводиться с семьёй ученика.

5. Неопределённый вариант: учащимся совершенно безразлично, где, с кем и на кого учиться.

Профориентация учащихся начинается в семье, где родители активно помогают детям готовиться к самоопределению. Например, многие ученики выбирают профессию своих родителей еще в детстве. Другие ученики определяются в выборе будущей профессии позже, когда проводится профориентационная работа в школе. Некоторые делают свой выбор при помощи рекламы или узнают о профессии от знакомых и друзей.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления:

  • профинформация;

  • профагитация;

  • профпросвещение;

  • профдиагностика;

  • профконсультация.


В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи:

  1. оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда;

  2. организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону;

  3. изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

  4. организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;

  5. устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.);

  6. проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем;

  7. координирует действия учителей, работающих в классе.






Обязанности классного руководителя по профессиональной

ориентации школьников

  • опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся конкретного класса (группы). В плане следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио);

  • помогает учащимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижения, составлять собственный портфолио;

  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений;

  • проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению.





Анкета для учащихся по профориентации

ФИО ________________________________________________, класс ________

1. Из каких источников Вы получаете наибольшее количество информации в помощь по профориентации ?

А) школа

Б) интернет

В) средства массовой информации

Г) знакомые

Д) другое (уточнить)

2. Влияют ли учебные предметы на выбор твоей будущей профессии?

А) да

Б) нет

В) не знаю

3. Каких внеурочные мероприятиях, проводимые в учреждении образования, оказывают Вам наибольшую помощь в профориентации ?

А) классные часы

Б) выставки, экскурсии

В) видеофильмы

Г) дни открытых дверей

Д) факультатив «Моё профессиональное будущее»

Е) мероприятия специалистов школы (психолог, педагог социальный, зав. библиотекой и др.)

Ж) информация от учащихся- сверстников ПТУ, ССУЗов, ВУЗов

З) визитки, рекламный материал о профессии и деятельности предприятий

И) информационные стенды

4. Все ли мероприятия по профориентации (дни открытых дверей, классные часы, др.) Вы посещаете? Если нет, то почему?

5. Почему Вы посещаете факультативные занятия?

А) не посещаю

Б) хочу улучшить свои отметки

В) знания могут пригодиться в дальнейшей жизни и будущей профессии

6. Контролируют ли/интересуются ли родители организацией профориентационной работы в школе?

7. Сколько ПТУ, ССУЗов, Вузов Вы посетили в текущем учебном году?

8. Сделали ли Вы выбор будущей профессии? Если да, то когда

А) год назад

Б) в 1,2 четверти текущего учебного года

Б) ещё не сделал

9. Какую профессию Вы хотите получить после 9 (10, 11 класса)?

10. Есть ли спрос на рынке труда на профессию, которую Вы выбрали?

11. Вы уверены, что сделали правильный выбор будущей профессии?

12. В какое учебное заведение Вы планируете поступать ?

13. Чем Вы руководствовались при выборе учебного заведения и специальности ?

А) низкий проходной балл

Б) интерес к профессии

В) способности в данной области

Г) спрос на рынке труда

Д) другое

14. Посещали ли Вы учебное заведение, куда планируете поступать?

А) да

Б) нет

В) планирую

15. Насколько Вы уверены, что сможете поступить в выбранное учебное заведение?

16. Какую помощь оказывают Вам родители с целью профориентации?

17. Пользуетесь ли Вы интернет ресурсами при выборе профессии?

18. Знаете ли Вы о мероприятиях по профориентации, которые планируют проводить классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный в 3, 4 четверти?

19. Участниками каких мероприятий по профориентации Вы бы хотели стать?







Обсуждение ситуаций «Влияние семьи на выбор профессии детей»



Ситуация 1. Родители очень хотели, чтобы будущая профессия дочери была связана с музыкой. Они заставили ее посещать музыкальную школу. Но дочь не интересовалась музыкой и через год она стала прогуливать занятия в музыкальной школе, а на второй -бросила учебу. Родители поняли свою ошибку и решили совсем не вмешиваться в развитие интересов и склонностей дочери. Позднее они заметили, что она стала интересоваться медициной.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие ошибки допущены родителями в той или иной ситуации?

  2. Как исправить эти ошибки?

  3. Как преодолеть те или иные трудности, возникающие при выборе профессии?

  4. Поделитесь своим опытом воспитания детей и их профессиональной ориентации как положительным, так и отрицательным.

Ситуация 2. Борис - сын офицера. После окончания школы он собирается поступать в военное училище. Родители, прошедшие трудный путь офицерской семьи, категорически против такого решения, мечтают о том, чтобы сын стал адвокатом.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие ошибки допущены родителями в той или иной ситуации?

  2. Как исправить эти ошибки?

  3. Как преодолеть те или иные трудности, возникающие при выборе профессии?

  4. Поделитесь своим опытом воспитания детей и их профессиональной ориентации как положительным, так и отрицательным.

Ситуация 3. В семье две дочери. Старшая окончила школу, получила то профессиональное образование, которое ей предложили родители, с которыми она никогда не спорила, соглашаясь с ними во всем. Но ни на одном месте она долго не задерживалась: то ее не устраивала зарплата, то коллектив. Она предпочитала быть дома. Младшая дочь все делает самостоятельно, постоянно вступая в конфликт с родителями. Ее выбор профессии совершенно не устраивает взрослых.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие ошибки допущены родителями в той или иной ситуации?

  2. Как исправить эти ошибки?

  3. Как преодолеть те или иные трудности, возникающие при выборе профессии?

  4. Поделитесь своим опытом воспитания детей и их профессиональной ориентации как положительным, так и отрицательным.

Ситуация 4. Аня хорошо учится. С детства она мечтает стать педиатром, но материальное положение семьи не позволяет ей получить образование в вузе.

Вопросы для обсуждения:

1.Какие ошибки допущены родителями в той или иной ситуации?

  1. Как исправить эти ошибки?

3.Как преодолеть те или иные трудности, возникающие при выборе профессии?

4.Поделитесь своим опытом воспитания детей и их профессиональной ориентации как положительным, так и отрицательным.

© 2010-2022