- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Программа работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Копашко О.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 - ФЗ.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.
Задачи программы:
координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих проблему правонарушений несовершеннолетних;
повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с КПДН , РОВД Засвияжского района г. Ульяновска
активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка;
привлечение самих обучающихся к укреплению правопорядка в школе;
повышение самосознания обучающихся через разнообразные формы работы;
развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время;
обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
Содержание программы. Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа со школьниками, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты:
1) Проведение «Дня профилактики» совместно с заинтересованными ведомствами. Занятия совместно с подразделением по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел, ГПН, ГИБДД.
2) Инструктажи по технике безопасности, которые проводятся классными руководителями не реже 2 раз в четверть.
3) Правовой всеобуч обучающихся предполагает проведение занятий с обучающимися, начиная с пятого класса, по 1занятию в год, а в старшем звене (10-11 кл.) - по 2 занятия.
4) Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска».
5) Организация добровольного патрулирования улиц совместно с родителями в целях профилактики проавонарушений среди подростков.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
Содержание
Изучение подростка и окружающей его среды
Диагностика подростка
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков
Стимулирование положительных поступков, изменений, создание ситуации успеха.
Самовоспитание
Поддержка подростка в процессе самовоспитания
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор ОБЖ.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с КПДН.
Организация работы Совета по профилактике правонарушений.
Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребёнка и семьи», «Психолого-педагогический всеобуч родителей», «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Классный руководитель в защиту прав несовершеннолетних».
Составление социального паспорта класса, школы.
Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте.
Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление учащихся, не посещающих школу).
Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
Анкетирование обучающихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
Анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончании школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность.
☼ Тематика бесед с обучающимися, совместно с КПДН.
1 класс:
1. Если ты один дома.
2. Общение на улице с незнакомыми людьми.
2 класс:
1. Как не стать жертвой преступления.
2. Незнакомые подозрительные предметы на улице.
3 класс:
1. С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего.
2. Пребывание школьника на улице в вечернее время.
4 класс:
1. Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.
2. Правила поведения с незнакомыми людьми.
5 класс:
1. Мелкое хулиганство, ответственность.
2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин.
3. Драка, нецензурные выражения - наказуемые деяния.
6 класс:
1. Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность.
2. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.
3. Цивилизованно решаем конфликты.
7 класс:
1. Уголовная ответственность несовершеннолетнего.
2. Ответственность за порчу имущества.
3. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.
8 класс:
1. Административная ответственность несовершеннолетнего.
2. Материальная ответственность подростка.
3. Ответственность за приём ПАВ.
9 класс:
1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.
2. Посещение дискотек и правопорядок.
3. «Неформалы - кто они?».
10 класс:
1. Уголовная ответственность подростка.
2. Участие несовершеннолетнего в трудовой деятельности.
3. Юридическая ответственность за приём ПАВ.
11 класс:
1. Ответственность за уголовно наказуемые деяния.
2. Соучастие в преступных группах, сокрытие преступления.
3. Нормативно-правовая база России.
☼ Тематика бесед по правовому всеобучу:
5 класс:
Права и обязанности школьника.
6 класс:
Правила учащихся школы № 37.
7 класс:
Устав школы № 37.
8 класс:
Я - гражданин России.
9 класс:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
10 класс:
1. Конституция РФ - основной закон страны.
2. Гражданский и трудовой кодекс РФ.
11 класс:
1. Кодекс об административных правонарушениях.
2. Уголовный и другие кодексы РФ.
Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:
Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
Вовлечение обучающихся в планирование КТД в школе;
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.
2 направление: Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
1) Выявление причин отклонений в поведении (по методике Д.И.Фельдштейна);
2) Беседы педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
3) Приглашение на Совет по профилактике правонарушений;
4) Беседы инспектора КДН;
5) Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
6) Направление ходатайств в КДН;
7) Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
Выбор родительского комитета в классах.
Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.
«День открытых дверей» для родителей.
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учёт.
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в соцзащиту.
Проведение родительского всеобуча:
Тема
Содержание
По профилактике правонару-шений и преступлений
1) Права и обязанности семьи.
2) Права, обязанности и ответственность родителей.
3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
5) Причина детских суицидов.
6) Свободное время и развлечения учащихся.
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
* разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
* создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок
* получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,
3 блок
* сформировать у обучающихся образ жизни, достойной человека,
* сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок
*создание приоритетного родительского воспитания,
* организация педагогического просвещения родителей,
* построение демократической системы отношений детей и взрослых
9