Программа работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.

Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 - ФЗ.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.

Задачи программы:

 координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих проблему правонарушений несовершеннолетних;

 повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с КПДН , РОВД Засвияжского района г. Ульяновска

 активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка;

 привлечение самих обучающихся к укреплению правопорядка в школе;

 повышение самосознания обучающихся через разнообразные формы работы;

 развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время;

 обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

Содержание программы. Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа со школьниками, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты:

1) Проведение «Дня профилактики» совместно с заинтересованными ведомствами. Занятия совместно с подразделением по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел, ГПН, ГИБДД.

2) Инструктажи по технике безопасности, которые проводятся классными руководителями не реже 2 раз в четверть.

3) Правовой всеобуч обучающихся предполагает проведение занятий с обучающимися, начиная с пятого класса, по 1занятию в год, а в старшем звене (10-11 кл.) - по 2 занятия.

4) Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска».

5) Организация добровольного патрулирования улиц совместно с родителями в целях профилактики проавонарушений среди подростков.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, создание ситуации успеха.

Самовоспитание

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор ОБЖ.



Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

 Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с КПДН.

 Организация работы Совета по профилактике правонарушений.

 Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребёнка и семьи», «Психолого-педагогический всеобуч родителей», «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Классный руководитель в защиту прав несовершеннолетних».

 Составление социального паспорта класса, школы.

 Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте.

 Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление учащихся, не посещающих школу).

 Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

 Анкетирование обучающихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.

 Анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончании школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).

 Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность.

☼ Тематика бесед с обучающимися, совместно с КПДН.

1 класс:

1. Если ты один дома.

2. Общение на улице с незнакомыми людьми.

2 класс:

1. Как не стать жертвой преступления.

2. Незнакомые подозрительные предметы на улице.

3 класс:

1. С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего.

2. Пребывание школьника на улице в вечернее время.

4 класс:

1. Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.

2. Правила поведения с незнакомыми людьми.

5 класс:

1. Мелкое хулиганство, ответственность.

2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин.

3. Драка, нецензурные выражения - наказуемые деяния.

6 класс:

1. Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность.

2. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.

3. Цивилизованно решаем конфликты.

7 класс:

1. Уголовная ответственность несовершеннолетнего.

2. Ответственность за порчу имущества.

3. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.

8 класс:

1. Административная ответственность несовершеннолетнего.

2. Материальная ответственность подростка.

3. Ответственность за приём ПАВ.

9 класс:

1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.

2. Посещение дискотек и правопорядок.

3. «Неформалы - кто они?».

10 класс:

1. Уголовная ответственность подростка.

2. Участие несовершеннолетнего в трудовой деятельности.

3. Юридическая ответственность за приём ПАВ.

11 класс:

1. Ответственность за уголовно наказуемые деяния.

2. Соучастие в преступных группах, сокрытие преступления.

3. Нормативно-правовая база России.

☼ Тематика бесед по правовому всеобучу:

5 класс:

Права и обязанности школьника.

6 класс:

Правила учащихся школы № 37.

7 класс:

Устав школы № 37.

8 класс:

Я - гражданин России.

9 класс:

Конвенция ООН о правах ребёнка.

10 класс:

1. Конституция РФ - основной закон страны.

2. Гражданский и трудовой кодекс РФ.

11 класс:

1. Кодекс об административных правонарушениях.

2. Уголовный и другие кодексы РФ.

Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:

 Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

 Вовлечение обучающихся в планирование КТД в школе;

 Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.

2 направление: Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

1) Выявление причин отклонений в поведении (по методике Д.И.Фельдштейна);

2) Беседы педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;

3) Приглашение на Совет по профилактике правонарушений;

4) Беседы инспектора КДН;

5) Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

6) Направление ходатайств в КДН;

7) Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

 Выбор родительского комитета в классах.

 Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.

 «День открытых дверей» для родителей.

 Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

 Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

 Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учёт.

 Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в соцзащиту.

 Проведение родительского всеобуча:

Тема

Содержание

По профилактике правонару-шений и преступлений

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения учащихся.

 Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

 Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

 Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.







Планируемые результаты:

1 блок

* разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

* создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

* получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

3 блок

* сформировать у обучающихся образ жизни, достойной человека,

* сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

*создание приоритетного родительского воспитания,

* организация педагогического просвещения родителей,

* построение демократической системы отношений детей и взрослых

9


© 2010-2022