Час общения О подвиге, о мужестве, о славе (8-9 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

8-9 класс

Урок мужества



"О подвиге, о мужестве, о славе…"







Классный руководитель: Сидорова В.А.

Филиал МОУ "СОШ" с.Каменка в с. Чернавка

февраль, 2016 год

Цель: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание

и становление личности воспитанников.

Задачи: формировать у молодого поколения чувства сопричастности

к судьбе Родины через знание истории страны и родного села;

развивать умение самостоятельного поиска нужной информации;

формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою

страну, за своих земляков.

Оборудование: мультимедиа, слайды - презентации

музыкальное оформление

Ход классного часа

Слайд 1

Слайд 2. (название классного часа, четверостишие)

Звучит песня «Журавли», на экране проецируется тема классного часа, затем четверостишье:

Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это надо живым.


Слайд 3. (понятия: герой, героизм, подвиг)

Учитель

9 декабря наша страна отмечает День Героя Отечества. Сегодня мы с вами поведем разговор о мужестве, героизме, о подвиге. Вспомним героев нашей Родины. На протяжении всей многовековой истории нашей Отчизны народ превыше всего ценил верность Родине, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости.


- Как вы думайте,

- кого можно назвать героем?

-Что такое героизм?

- Что такое подвиг?

Слайд 4 (понятия: герой, героизм, подвиг)

Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Героизм - Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке

Подвиг - доблестный героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях.

Давайте зажжем свечу, наш маленький «вечный огонь», в память о тех,

кому посвящен наш классный час, а именно Герою Отечества.

Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представьте себе будущее.

Историческая память - великая сила, нравственная и культурная. Наше поколение должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал нашу Родину.

Ученик 1.

Слайд 5. (портреты молодогвардейцев, Олега Кошевого)

Осень 1942 года. Маленький шахтерский городок Краснодон лежал, затаившись, во тьме, в горняцких домах стояли фашисты. А в одном из таких домиков, в тесной горенке, стоя друг против друга, давали клятву на верность Родине и борьбу до последнего вздоха за ее освобождение от гитлеровских захватчиков члены подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия».

«Молодая гвардия» сотнями и тысячами распространяет листовки - на базарах, в кино, в клубе. Листовки обнаруживаются даже в карманах полицейских.

Ударные группы проводят диверсионные акты против фашистов, установивших свои порядки в городе. 9 ноября группа Анатолия Попова уничтожает легковую автомашину с тремя высшими гитлеровскими офицерами. 15 ноября группа Виктора Петрова освобождает из концентрационного лагеря в хуторе Волчанске 75 бойцов и командиров Красной Армии. Группа Тюленина совершает на дороге Краснодон - Ровеньки вооруженное нападение на охрану, которая гнала 500 голов скота, отобранного у жителей. Уничтожает охрану, скот разгоняет по степи.

Члены «Молодой гвардии, устроившиеся по заданию штаба в оккупационные учреждения и на предприятия, умелыми маневрами тормозят их работу. Сергей Левашов, работая шофером в гараже, выводит из строя одну за другой три машины, Юрий Виценовский устраивает на шахте несколько аварий.

Поджогом биржи труда со всеми документами Люба Шевцова, Сергей Тюленин и Виктор Лукьянченко спасли несколько тысяч советских людей от угона в фашистскую Германию.

Организация была раскрыта полицией… Молодогвардейцев подвергли страшным пыткам, потом расстреляли.

Во главе организации был Олег Кошевой. Несмотря на молодость, он оказался великолепным организатором. Высокий, широкоплечий, он излучал силу и здоровье, и не раз сам был участником смелых вылазок против врага. После провала организации Олег Кошевой пытался перейти линию фронта, но был схвачен на станции Кортушино. На допросах он доводил фашистов до бешенства непоколебимым презрением к ним. Его пытали. После каждого допроса в его волосах появлялись седые пряди. На казнь он шел совершенно седой в свои 17 лет. Звание Героя Советского Союза Кошевому Олегу Васильевичу было присвоено посмертно.

Слайд 6 - (Портрет Зои Космодемьянской)

Ученик 2.

Сразу после начала Великой Отечественной войны Зоя записалась в добровольцы, и ее определили в разведшколу. В глухой деревушке Петрищево немцы расположили часть армейской радиоразведки. Она перехватывала наши радиопереговоры, устраивала эфирные помехи. В те дни Советское командование планировало мощное контрнаступление. Вот почему стало необходимо вывести вражескую станцию хотя бы на время. Фашисты надежно охраняли Петрищево. Туда было послано несколько групп, но ни одна задание не смогла выполнить, наши войска несли обидные потери… В ту зиму стояли лютые морозы. Снег выпал по пояс. Все это осложняло задачу. И вот в очередную группу была включена Зоя. Она одна из группы дошла до Петрищева. Девушка перерезала провода немецкого полевого телефона, подожгла конюшню немецкой воинской части и была схвачена фашистами. Только в избе немецкие офицеры разглядели, что перед ними девушка, совсем юная, высокая, стройная, с большими темными глазами и темными, коротко остриженными волосами. Зоя была подвергнута ужасным пыткам. Ее били, подносили к подбородку зажженные спички и лампу, прошлись по спине пилой. А затем, босую, раздетую до нижней сорочки, выгнали на мороз и под ружьем стали водить по снегу до тех пор, пока сопровождавшие ее солдаты сами не продрогли.

У нее выбивали хоть какое-то признание. Откуда пришла? Кто прислал? С каким заданием? Но ответы были короткие: «нет», «не знаю», «не скажу». Утром 29 ноября 1941 года Зою повели на казнь. Фашисты согнали жителей деревни к месту показательной казни, чтобы смертельно запугать их, вышло все наоборот! Русские люди оказались свидетелями такой невероятной силы духа совсем юной соотечественницы, что это вызвало потрясение: оказывается, человек может быть сильнее любых мучений и даже самой смерти.

- Мне не страшно умирать, товарищи! - успела сказать Зоя с петлей на шее.- Это - счастье умереть за свой народ…

И еще успела крикнуть громким и чистым голосом, обращаясь к стоявшим вокруг местным жителям:

- Эй, товарищи, что смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!

Ей было 18 лет.




Учитель.

Та страшная война затронула судьбы всех советских людей. Нет ни одного населенного пункта на карте нашей Родины, где бы война не оставила свои отметины. Наши с вами, ребята, земляки становились солдатами и храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

Слайд 7 - ( статистика о земляках во время ВОВ).

Ученик

Стихотворение Михаила Львова «Солдату».

(Читает подготовленный ученик)

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты - солдат, и все сумей принять -

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти - тоже ведь оружье,

И ты его однажды примени…

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

Учитель.

«Наша юность росла и мужала в боях» - эти слова Якова Шведова в полной мере относятся ко всем героям, о которых мы сегодня вспоминаем.. Тогда, в 1945, победители были уверены, что больше никогда не придется воевать ни их детям, ни их внукам. Как они ошибались!

Война в Афганистане, Чечне, в Цхинвале. И отправлялись юные ребята выполнять свой долг.

Слайд 8. (Афганистан - статистика)

Учитель

25 декабря - день официального ввода советского контингента войск в Афганистан. И отправились наши мальчики выполнять интернациональный долг в чужую страну. Эта война для наших солдат была длиннее Великой Отечественной в 2 раза. Более 15 тысяч погибших, более 50 тысяч раненых - такова цена Афганской войны. Около 600 тысяч наших солдат проходили службу в Афгане. В этом списке значатся и наши земляки. Вот некоторые из них:

Слайд 7. (Статистика по Саратовской области, Турковскому району)

(на слайде) Назаркин Александр

Учитель.

Слайд 9 (Чечня)

А спустя несколько лет после вывода советских войск из Афганистана была Чечня. В новогоднюю ночь жестокий бой в Грозном. Бессмысленная и страшная бойня в родной стране. И до сих пор Кавказ - горячая точка.

Ученик читает стихотворение.

В. Иванов

Шестая рота

Там белый снег - в горах, как будто саван.

«Зеленку» в марте все еще знобит.

И этот снег пропитан кровью алой.

Шестая рота в тех снегах лежит.

А пуля - сволочь, жалит, не жалея.

Тельняшки стали цветом - в «триколор».

И командир молчит, от ран слабея.

Да в небе слышен погребальный звон.

Упал один, второй, седьмой, двадцатый…

«Аллах Акбар» доносит эхо к нам.

А умирать не хочется, ребята,

Да, видно, жребий этот выпал вам.

Сорвались в рукопашный - будь что будет,

На все Господня воля - жизнь и смерть.

И пусть на небесах он нас рассудит,

А здесь одно лишь - Родина и Честь.

А за туманами Шатой и Ведено,

И на войне мы не сидим без дел.

Да, видно, Богом до конца нам суждено

Крестить «матерых» сквозь оптический прицел.

Весна приходит, но уже без вас,

У матерей в глазах не сохнут слезы.

Восход на небе ласково угас

И распустились на Руси березы.

Слайд 10 (статистика Чечни)

В Чечне (Слайд 11)

- Кириллов Алексей

- Кириллов Николай

- Салихьянов Ренат

- Романов Дмитрий

-

Учитель.

Жить - Родине служить. Мужество и самопожертвование проявили герои Беслана.

Слайд 12 (Беслан)

Учитель

1 сентября 2004 года, в День знаний, во всей стране миллионы ребят с утра собрались у своих школ на торжественные митинги. Более тысячи учеников с родными и близкими пришли к школе № 1 в городе Беслане в Северной Осетии. И в это радостное для всех граждан России утро произошло событие, которое потрясло не только россиян, но и все человечество. Группа террористов численностью более 30 человек из элитного батальона специального назначения Басаева напала на эту школу. Бандиты, угрожая оружием, согнали собравшихся в спортзал и объявили всех заложниками.

С первых же минут действия террористов отличались особой жестокостью. Мужчин отделили от женщин и детей и более 20 из них расстреляли. В этом испытании на нравственную прочность подростки, их матери, отцы, братья и сестры стали помогать друг другу выжить.



Слайд 13- 14 (Портрет Героя Петрова Александра)



Ученик

Задачу по освобождению заложников должны решать спецподразделения ФСБ «Альфа» и «Вымпел». Оперативная группа Александра Петрова к середине дня прибыла в Беслан. Он видел, как боевики свободно ходили внутри школы, минировали подступы к ней. Вести огонь не разрешалось. За каждого убитого боевика они грозились убивать 50 заложников.

Было около часу дня. Вдруг в школе прозвучали два мощных взрыва, началась автоматная и пулемётная стрельба. Примерно через минуту перед школой начали появляться голые окровавленные дети, женщины, многие даже не шли, а еле плелись, с широко открытыми ртами..

Александр, находясь за бетонным забором, всего этого не видел. Только понял, что пришло время штурма и ведения ожесточённого боя с террористами внутри здания школы.

Подложив взрывчатку, он взорвал одну из них. Оказалось, что дверь изнутри была завалена столами и партами. Бойцы из «Вымпела» взрывали другую. Не слетела внутренняя металлическая решётка. Ребята верёвкой сдернули её, но Александр не успел отскочить, дверь ударила ему в ногу и повредила кость. Ребята хотели его отнести в машину «скорой помощи», но он категорически отказался и продолжал выполнять поставленную группе задачу.

Напряжение боя нарастало. Проникнуть внутрь школы и уничтожить террористов пока не удавалось Они вели огонь из окон учебных классов второго и первого этажей. Спецназовцы отвечали огнём из автоматов. Несмотря на боль в ноге, Александр, продолжал управлять. Александр с ребятами, встав под окна, начали сдёргивать детей с подоконников на землю.

Необходимо было во что бы то ни стало ворваться в столовую. Майор Петров, не раздумывая, влетел в окно, успел убить боевика у подсобке.

Шёл шестой час вечера. Петров получает новую задачу - продолжать зачистку всего правого крыла здания.

Своим телом прикрыл от осколков гранаты группу детей, которых ещё не успели эвакуировать сотрудники МЧС. Петров упал перед детьми. Улыбаясь, показал рукой, что ранен, успел дать несколько распоряжений. Вскоре под ним стала появляться лужа крови, а когда подскочившие сотрудники МЧС потащили Александра к окну, чтобы передать в машину скорой помощи, за ним тянулся кровавый шлейф. Тогда бойцы поняли, что Александр Петров погиб.

Так погиб один из лучших офицеров спецподразделения ФСБ «Альфа» майор Александр Петров. Он отдал свою жизнь за Отечество.

Учитель

Историческая память - великая сила, нравственная и культурная. Наше поколение должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал нашу Родину.

Слайд 15 (Во имя жизни на Земле)

Давайте почтим минутой молчания всех Героев Отечества, погибших за нее и ради жизни других людей.

(метроном)



Заключительное слово учителя.

Люди, о которых мы сегодня с вами говорили, не думали, что когда-нибудь страна назовет их героями. Просто они честно выполняли свой человеческий долг.

Они делали это во имя жизни на земле, чтобы мы с вами радовались друг другу, радовались солнцу, мирному небу.

Слайд 16 - 20

Я нарисую яркое солнце!

Я нарисую синее небо!

Я нарисую свет в оконце!

Я нарисую колосья хлеба!

Мы нарисуем осенние листья

Школу, друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Песня «Солнечный круг»

Любить Родину - значит не только ее защищать, но и гордиться ей, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам просто жить и радоваться жизни. От того, какими интересами живет человек, как он участвует в решении пусть даже маленьких общественных задач, зависит готовность к подвигу.

В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости.

Смелость и мужество - эти нравственные и волевые черты,- писал В.Сухомлинский,- необходимы каждому человеку не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, труде. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с ленью, ложью, недисциплинированностью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.















© 2010-2022