Сообщение Формирования здорового образа жизни у детей ОВЗ

Раздел Воспитательная работа
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад:

«Формирование здорового образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы - интернат».

Воспитатель: Трохимчук Т.Г.



ГОКУ коррекционная школа - интернат р. п. Квиток

«Формирование здорового образа жизни воспитаников с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы - интернат».


Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди воспитаников коррекционной школы - интернат является не просто чрезвычайно важной, а ключевой для всей нашей страны.

Сегодня Россия в силу неблагоприятных факторов находится в глубоком демографическом кризисе, который характеризуется резким снижением рождаемости, прогрессирующим ухудшением состояния здоровья населения, в том числе воспитаников интернатных учреждений.

Подростки - особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений здоровья населения в последующие годы.

Об актуальности данной проблемы свидетельствуют многочисленные факторы. По данным Минздрава РФ около 70% детей, обучающихся в школах, имеют хронические заболевания, по прогнозу к 2015 году хроническая заболеваемость школьников достигнет 85%.

Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков является не просто чрезвычайно важной, а ключевой для всей нашей страны.

Скворцова Е.С. «Потребление психоактивных веществ среди подростков школьников в РФ в 2001-2002 г.г.». - М., 2002г. - С.20.

Поэтому особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Здоровье - это нормальное состояние организма, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодейстие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой..

Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы в коррекционных школах - интернат.. Следует учитывать тот факт, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни самого человека. Особенно это относится к подросткам, поскольку именно в этот возрастной период в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей, нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции. Но в силу этих же особенностей подростки чрезмерно подвержены влиянию среды, под воздействием которой в основном происходит формирование поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье.

Технология воспитания ценностных основ здорового образа жизни, ориентированного на развитие ценностного мира человека, должна складываться из методов воспитания, обеспечивающих организацию следующих видов деятельности с детьми ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы - интернат.

1) выявление и формулировка проблем связанных с переживанием воспитанниками как состояния благополучия (здоровья), так и болезни. построением таких отношений;

2) поиск способов разрешения выявленных проблем;

3) обоснование предлагаемых способов разрешения выявленных проблем с опорой на систему научных, философских знаний, на аксиоматические высказывания, на примеры из обыденной жизни;

4) участие в дискуссии по поводу определения оптимальных способов решения выявленных проблем;

5) создание проектов самостоятельной деятельности по изучению условий возникновения проблемы, по поиску способов их решения, по решению проблем, связанных с недостатком или утратой человеком здоровья;

6) деятельность по решению конкретных проблем, связанных с укреплением и сохранением своего здоровья;

7) деятельность по анализу собственной деятельности по решению проблем, связанных с укреплением и сохранением своего здоровья;

В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни могут выступать: воспитательские часы, «метод проектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные занятия по физической культуре и предметов гуманитарного цикла , ОБЖ.

Для вовлечения воспитаников в процесс здоровье творчества (внимание к собственному здоровью, выработка индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировала их на эту деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут овладеть детьми и подростками, если среда ежедневно предоставляет им возможности для реализации этих процессов. Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих воспитаников, воспитателей), регулярно обновляемые фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов и коллажей. Все это заставляет воспитанников задуматься над самим понятием здоровье, связать его с поведением человека, а также состоянием природы.

Задача здоровье сберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы -интернат высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. (Н.К. Смирнов. «Здоровье сберегающие образовательные технологии).

Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни во внеклассной работе проходило эффективно, следует:

Во-первых, при организации и проведении внеклассной работы обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям. То есть, педагогу, чтобы научить детей здоровому образу жизни, требуется в первую очередь самому его соблюдать.

И, наконец, только тогда формирование установки на здоровый образ жизни у подростков станет возможным, если воспитанник с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

Выделены следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы- интернат.

Это информирование воспитаника о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни воспитаника (включение в здоровье сберегающую деятельность). Реализация выделенных педагогических условий ориентирования подростка на здоровый образ жизни способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре к спорту в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.).

Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования воспитаника на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) и активного использования ее вариативного компонента. Использования разнообразных форм и методов, способствующих его приобщению к здоровому образу жизни; совершенствования организационно-педагогической деятельности педагогов в повседневной жизни воспитанника.



© 2010-2022