Разработка контент-анализа понятия одарённость

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контент-анализ термина «Одаренность»

Признаки

Источник

Талантливость

Творчество

Исследование

Умственная деятельность/

Интеллект

Сочетание способностей

Освоение областей знаний

Широта возможностей

Потенциал

Успешная деятельность

1.Толковый словарь Д.Н. Ушакова

+

-

+

+

+

-

-

-

-

2. Философская энциклопедия

+

-

-

+

+

+

+

+

-

3. Большая психологическая энциклопедия

+

+

-

-

+

-

-

+

-

4.Энциклопедия социологии, 2009

+

-

-

+

-

+

+

+

+

5.Словарь Л.С.Выготского

-

+

+

+

+

+

-

+

+

Итого:4

4

2

2

4

3

3

2

4

2

Анализ показал, что одарённость - это талантливость, проявляющаяся с творчестве и/или в умственной деятельности, порой сочетающая в себе несколько способностей; открывает широту возможностей для её обладателя; может явиться потенциалом для дальнейшей успешной деятельности


  1. ОДАРЁННОСТЬ, одарённости, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к одаренный в 3 знач.; талантливость,даровитость, та или иная степень ее. Умственная одаренность. Изучение одаренности детей;



  1. 1)качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяеткомпенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностейчеловека, уровень и своеобразие его деятельности,

3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательныхвозможностей и способностей к учению;

4) совокупность задатков , природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразияприродных предпосылок способностей;

5) талантливость;

наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина «О.»указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. О. как наиболееобщая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического,диффернциально-психологического и социально-психологического.

  1. качественно своеобразное сочетание способностей, определяющих творческие возможности человека илигруппы людей в отличие от черт характера. Одаренность различают, с одной стороны, по степени развитиясообразительности, ума, душевных качеств и воли, а с другой - по направленности этих способностей наосвоение различных областей знаний. В результате исследования одаренности создана основа для ееопределения и разработки методов совершенствования способностей путем предоставления свободноговыбора и т. д. Тесты на определение способностей и их направленности;

  2. Индивидуальные задатки,необходимые для успешной деятельности человека в определенной области;

  3. нет никакой "одаренности вообще", но существуют различные,специальные предрасположения к той или иной деятельности. [3.1, 349] Одаренность представляет собой нецельную функцию, а ряд различных функций и факторов, которые объединены в одно общее. В зависимостиот этого стоит наше представление об одаренности как об оформленной функции. [1.5.5, 144] Невроз,бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции свидетельствуют о фиктивной цели,направляющей весь жизненный план по ложному пути и искривляющей лейтлинию жизни и характерребенка. Неудавшаяся компенсация превращается в защитную борьбу при помощи болезни; побежденныйзащищается своей слабостью. Между этими двумя полюсами, крайними случаями располагаются всестепени компенсации - от минимальной до максимальной. Это и есть та наиболее часто констатируемаянами и встречающаяся в практике детская одаренность. [1.5.7, 160] <...> термин, обозначающий уровеньпсихологического или интеллектуального развития, уровень и качество предрасположений, задатков,способностей <...>. В прикладной психологии намечается тенденция свести абстрактную способность иодаренность к понятию ряда специальных конкретных форм одаренности и пригодности (социальной,профессиональной, школьной). [12.1, 120] <...> гораздо важнее то, почти не знающее исключений правило,согласно которому эти преждевременно созревшие вундеркинды, которые, если бы развивались нормально,должны были бы превзойти всех известных в истории человечества гениев, обычно по мере своегосозревания утрачивают свой талант, и творчество их не создает и до сих пор не создало в истории искусствани одного сколько-нибудь ценного произведения. [11.1, 32] <...> ребенок, действительно одаренный,талантливый, гениальный поражает вас наличием симптомов, свойственных его собственному возрасту, нотолько доведенных до исчерпывающего, богатого, полнокровного, полносильного развития их. <...>Вундеркинд характеризуется тем, что в его развитии наличествуют симптомы забегающих вперед возрастов,а настоящий, талантливый, одаренный ребенок характеризуется тем, что в его развитии доминируютпризнаки, характерные для данного возраста, но только возраст этот необычно творчески богатопереживаем.

© 2010-2022