Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ


Выполнила:

Сушкина Ольга Александровна


Содержание

Введение

1. Структура патриотического воспитания школьников

2. Основные функции патриотического воспитания

3. Сущностные характеристики работы по воспитанию патриотизма

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Национальная идея в РФ есть, это патриотизм,

никакой другой идеи придумывать не надо.

В.В. Путин


Природа, родители, родственники. Родина, народ - не случайно это однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения1».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Исходя из того, что воспитание является конкретно-историческим и социальным явлением, оно определяется социальным заказом общества информирует и учитывает требования общества к молодому поколению. Этот заказ находит свое отражение в нормативно-правовых документах государства, программах и планах работы различных министерств и ведомств.

Такими документами в области патриотического воспитания, где сформулированы требования государства и общества к идеалу патриота и гражданина являются: Конституция Российской Федерации2; Федеральные законы «Об образовании»3, «О воинской обязанности и воинской службе»4, предоставлению Федеральным агентством по делам молодежи государственной услуги по формированию и Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 38 "Об утверждении Административного регламента по ведению Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой" 5, Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи6», Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.7, «О военно- патриотических молодёжных и детских объединениях»8, «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»9, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников10; Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования второго поколения11.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.


1. Структура патриотического воспитания школьников

Система патриотического воспитания в нашей стране представляет собой совокупность следующих элементов:

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников





Субъект - это носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Именно субъект вырабатывает и реализует все основные компоненты деятельности. В теории воспитания выделяются:

  • всеобщие субъекты воспитания,

  • особенные институты социума,

  • специализированные субъекты воспитания.

Всеобщим субъектом воспитания являются институты социума, в которыхфункцииобученияивоспитаниянеприсутствуют;нодеятельность которых серьезно сказывается на формировании убеждений и отношении людей, их поведения, к ним относятся, прежде всего, школьные учителя-предметники, классные руководители, весь педагогический коллектив, а также администрация ОУ.

Классные руководители и учителя -предметники ( в первую очередь учителя истории, литературы ) определяет цели и задачи, этапы деятельности, определяют средства и способы решения проблемы на уровне класса, группы учащихся, отдельного ученика в урочной и внеурочной деятельности. Администрация же организует, направляет, корректирует, контролирует деятельность педагогического коллектива.

К особенным институтам социума те, которым присущи функции обучения и воспитания, но деятельность, которых не исчерпывается только ими; СМИ, ФОКи, учреждения дополнительного образования, общественные объединения…

Специализированные субъекты воспитания - это те учреждения и организации, деятельность которых заключается в обучении и воспитании; напрмер: школа, другие типы ОУ.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016-2020 гг.»12 основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, названо государство. Далее конкретизирован перечень других субъектов деятельности: научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Главный акцент в воспитании патриотизма делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций. Поэтому институту Школа (Образование), образовательному учреждению (организации) и школьному педагогу как субъектам патриотическоговоспитания отводится особая роль.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» 13 большое внимание уделяется роли семьи в патриотическом воспитании, т.к. именно в семье закладываются основы любви к своей малой родине, своим предкам, своему народу. По мере взросления количество агентов влияния изменяется как количественно, так и качественно, к тому же всё возрастающую роль играет самовоспитание.

Объект патриотического воспитания - школьник, ученик, воспитанник, находящийся под воздействием социального института образования. В школе ученик находится с 6,5-7 до 16-18 лет. В зависимости от состава объекта ( отдельный ученик, класс, группа учеников) выбираются индивидуальные или групповые формы работы педагогов с детьми.

Цели воспитания всегда носят конкретно-исторический характери обусловлены социальными потребностями общества.

Различают:

  • стратегическую цель, которая определяет идеальный результат воспитания;

  • тактическую цель, т.е решение конкретных задач, соответствующую каждому конкретному этапу воспитания;

  • оперативную цель, т.е. решение конкретных педагогических задач в процессе патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотически-ориентированная деятельность включает в себя:

  • учебно-познавательную,

  • трудовую,

  • художественную,

  • общение,

  • спортивную,

  • ценностно- ориентировочную,

  • общественную.

В процессе занятий этими деятельности формируется патриотическая воспитанность школьника.

Высшим проявлением патриотической воспитанности является осознанная мотивированная патриотическая деятельность, включающая в себя ряд компонентов:

1. информационный компонент опыта служения Отечеству объединяет в себе знания о феномене патриотизма, его духовно-ценностной, историко- культурной, психической и социальной природе.

2. операционный компонент представляется средствами, методами и формами организации образовательной деятельности, методами планирования и регулирования процесса, формами и методами контроля за формированием опыта служения Отечества.

3. мотивационный компонент патриотического воспитания включает в себя образы как основу воспитания мотивов, идеалов и ценностей в сознании, чувствах, действиях, поведении личности, форм и разновидностей самой патриотической деятельности, а также ценностные образцы опыта служения Отечеству.

Содержание каждого из этих компонентов отрабатывается в соответствии с задачами учебного предмета, кружка, системы воспитательной работы классного руководителя и отдельного внеклассного мероприятия, решение которых подчиняется реализации общей цели патриотического воспитания учащихся в сфере образования.

Система отношений личности к большой и малой Родине, истории к себе в условиях разнообразных видов деятельности постоянно изменяется, в связи с этим представляется возможным утверждать, что они выполняют функцию индикатора процесса движения от постановки цели к реализации задач патриотического воспитания. Если система отношений носит гуманистический патриотически-ориентированный характер, то наблюдается гармония в присвоении всех видов социального опыта. И наоборот, дегуманизация отношений системы влечет за собой дисгармонию в присвоении опыта личностью.

Управление процессом патриотического воспитания школьников осуществляет государство, широко используются различные социальные институты, главным образом ОУ.

Механизм управления определяется: законодательными и нормативными актами и документами; учебными программами; сложившимися нормами и правилами, существующими в обществе, образовательном учреждении; условиями жизни и труда; личностными и коллективными стимулами - потребностями и интересами; духовными ценностями и т.д.

В рамках образовательного учреждения оно осуществляется на разных уровнях взаимодействия в целях развития патриотической воспитанности личности:

  • администрация - учитель - школьники - родители;

  • администрация - родители - школьники - учитель;

  • учитель - класс - родители - администрация;

  • учитель - школьник - класс - администрация;

  • самоуправление.

Процесс управления включает в себя:

  • анализ, оценку и прогнозирование состояния процесса патриотического воспитания в образовательном учреждении с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды;

  • определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно-обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров;

  • мониторинг состояния и результативности воспитательной работы;

  • своевременную корректировку системы воспитательных воздействий;

  • научную организацию труда педагогов и вооружение субъектов патриотического воспитания современными методами и технологиями воспитательной работы в данном направлении.

Воспитательное пространство - это окружающая среда, «педагогически целесообразно организованная»14, в которой идёт процесс патриотического воспитания отдельного ученика или группы детей.

Окружающую среду принято разделять на внутреннюю и внешнюю, где функционирует система патриотического воспитания.

Внутренняя среда - образовательная - охватывает всю совокупность факторов и условий образовательного процесса, характеризующих конкретное образовательное учреждение как единую образовательную систему и представляет собой содержательно-деятельностное поле патриотического воспитания. Элементами этой внутренней среды патриотического воспитания школьников являются:

  • уровень компетентности субъектов мониторинга;

  • традиции образовательного учреждения;

  • педагогический стиль взаимодействия с детьми;

  • характер и стиль взаимодействия с родителями

  • психологический климат

Внешняя образовательная среда отражает связи и взаимодействия образовательной системы с социумом. Это:

  • экономические, социальные, культурные и этнические факторы;

  • система связи между различными субъектами патриотического воспитания;

  • традиции региона;

  • социальное партнерство.

Важным структурным компонентом патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности.

Это некий оценочный комплекс, который конкретизируется в показателях - совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения.

Особое место среди критериев патриотического воспитания занимают патриотическое и патриотическая деятельность15. В первой группе особое место занимают: патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивация, ориентации, идеалы, которые имеют субъективную основу. Во второй группе главную роль играют непосредственные проявления активности, качеств и свойств поведения, конкретных действий личности, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнении долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах, которые опираются на объективную основу. При этом сформированность компонентов сознания является условием патриотического поведения и деятельности.

В качестве критерия патриотического воспитания признаётся соответствие между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота и гражданина, и реальным поведением школьника как субъекта деятельности.

Показателями патриотического воспитания школьников считают явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-нибудь процесса.

Патриотическая воспитанность - это актуальный уровень развития внутренней культуры школьника, обусловленный усвоением им опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, и, проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству.

Основным критерием, для оценки уровня патриотической воспитанности школьников, является критерий соответствия между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота. Показателем - является патриотическая воспитанность как результат усвоения школьником опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, проявляющихся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству.

Т.о., патриотическое воспитание - это системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.


2. Основные функции патриотического воспитания

Патриотическое воспитание школьников имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций16.

В процессе моделирования функций патриотического воспитания нами были модифицированы функциональные компоненты профессионально- педагогической деятельности применительно к задачам патриотического воспитания школьников17.

Выделим следующий перечень функций:

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников





Ориентирующая функция патриотического воспитания школьников всегда связана с социальным заказом общества на идеальный тип личности, соответствующий определённому этапу развития общества. Это помогает педагогам сформировать систему ценностей и ценностных ориентаций, в соответствии с основной целью воспитания.

Мотивационно-мобилизующая функция призвана заинтересовать школьников в активной деятельности по освоению патриотических ценностей, знаний по истории своей страны, культуры, религии, национальном многообразии. Это способствует также и профессиональному росту педагогов.

Информационно-гностическая функция патриотического воспитания школьников включает умения педагога активизировать деятельность школьников используя выразительные вербальные средства, воздействовать не только на разум школьника, но и на его чувственно-эмоциональную сферу с помощью различных видов информации.

Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально подобранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.

Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога творческого подхода к организации образовательного процесса и процесса воспитания, включения школьников в конкретную практическую деятельность патриотической направленности.

Координирующая функция призвана способствовать объединению усилий всех субъектов патриотического воспитания: учителей, родителей, социального окружения.

Контролирующая функция патриотического воспитания школьников - это мониторинг выполнения социального заказа общества, соотнесение результатов и целей. Это деятельность, главным образом, классных руководителей, учителей -предметников, администрации ОУ.

Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»18 и новых ФГОС общего образования, так как прогнозирует будущее состояние патриотической воспитанности школьников и качественное состояние воспитательной системы ОУ. Учитель-предметник, классный руководитель постоянно занимаются прогнозированием, т.к. постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем.

Коррекционная функция призвана корректировать негативные моменты процесса патриотического воспитания школьников, усиливать динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и рост качественных характеристик патриотического воспитания: совершенствование содержания, улучшение педагогических условий, рост педагогического мастерства учителя, оптимизировать характер и стиль взаимодействия воспитателя и воспитанника.

Т.о., обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всей совокупности функций патриотического воспитания.

3. Сущностные характеристики работы по воспитанию патриотизма

Патриотическое воспитание - это целостное и сложное явление, которое определяют следующие сущностные характеристики 19 :

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников






Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

Систематичность и длительность патриотического воспитания предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:

  • постановка цели, планирование процесса патриотического воспитания, его основных стадий и этапов его реализации;

  • определение субъектного состава;

  • отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: направлений, форм, методов, средств;

  • решение организационных вопросов;

  • текущий мониторинг и контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;

  • определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;

  • принятие управленческих решений;

  • прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников;

  • определение результативности работы.

Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

Перспективность патриотического воспитания школьников - определяет перспективы достижения поставленной цели, прогнозирование результатов, возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.

Комплексность - это понимание процесса патриотического воспитания школьников как единого целого, комплекса отдельных элементов, структурных единиц, совокупности различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.

Ступенчатость - это совокупность этапов патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.

Целостность патриотического воспитания - это всеобъемлющий характер процесса воздействия на школьников, единство форм, стадий, этапов.

Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий.

Активность - это целенаправленная мотивированная, осознанная эмоционально-окрашенная, инициативная и ситуативная деятельность педагогов при высоком уровне владения способами и приёмами педагогических действий. Это активное взаимодействие учителя и ученика в разных видах патриотической деятельности, что в конечном итоге положительно скажется на личности ученика.

Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников делают его содержательным и актуальным.

Заключение


Основой всего гражданского воспитания, таким образом патриотическое воспитание.

Само понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Ведущее место в процессе становления патриотического сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России, раскрывает детям суть модернизации политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и, воли всех классов и социальных групп; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно - нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина

Патриотизм - это чувство гордости за своё Отечество, это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно- нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.



Список использованной литературы


  1. Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016-2020 гг.»- То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Сайт «Госпатриотпрограмма РФ».- gospatriotprogramma.ru/index.php

  2. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А.К. Быков // Педагогика. -2006. -№ 2. -С. 37-42; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ebiblioteka.ru/browse/doc/9451847

  3. Гинецинский В.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие - М.: Изд-во КноРус, 2009. - 432 с.

  4. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России [Текст]: дисс. ... д-ра филос. наук: Ставрополь, 2004. - 403 c.

  5. Ипполитова Н.В.Патриотическое воспитание: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. - Шадринск: ШГПИ, 2005. - 84 с.

  6. Липский И. А., Никитина Л. Е. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования. Электронный ресурс. - Режим доступа: / lipsky.ru/page/Statii/Vospit-1.htm

  7. Лутовинов В. И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития Электронный ресурс. Режим доступа: fpvestnik.ru/patriotizm-segodnya/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya/

  8. Лутовинов В. И. В патриотизме молодежи - будущее России [Текст] / В. И. Лутовинов. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. - 236 с.

  9. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (вопросы теории). - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.

  10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

  11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 222 с.

1 Бузский М. П., Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков М. Б. Кусмарцев. - Волгоград: Прин Терра, 2008. - 88 с.

2 Конституция Российской Федерации. М.: АСТ, Астрель, 2014.-64 с.

3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Электронный ресурс. - Режим доступа: Система ГАРАНТ: base.garant.ru/70291362/

4Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Электронный ресурс. - Режим доступа: ivo.garant.ru/#/document/178405/paragraph/1679767:2

5Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 38 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по делам молодежи государственной услуги по формированию и ведению Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой". Электронный ресурс. - Режим доступа ivo.garant.ru/#/document/70968456/paragraph/382:4

6Указ Президента РФ от 21 апреля 1997 г. N 391
"О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи" Электронный ресурс. - Режим доступа: ivo.garant.ru/#/document/10200791/paragraph/15:6

7Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г № 134-р от 03.02.2010 г.с изм. от 24.12. 2014 г. №1469. Электронный ресурс. - Режим доступа: ivo.garant.ru/#/document/181486/paragraph/8946:10

8 Положение о Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию. С изм. Постановление Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 605 Электронный ресурс. - Режим доступа: ivo.garant.ru/#/document/197843/entry/1000:12

9 Сайт «Госпатриотпрограмма РФ».- gospatriotprogramma.ru/index.php

10 Там же.

11Сайт Министерства образования и науки РФ. Электронный ресурс. - Режим доступа минобрнауки.рф/documents/543; минобрнауки.рф/documents/413

12. Сайт «Госпатриотпрограмма РФ».- gospatriotprogramma.ru/index.php

13 Там же

14 Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (вопросы теории). - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.

15 Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее России. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. - 208 с.

16 Липский И. А., Никитина Л. Е. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования. Электронный ресурс. - Режим доступа: / lipsky.ru/page/Statii/Vospit-1.htm

17 Гинецинский В.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие - М.: Изд-во КноРус, 2009. - 432 с.

18 Сайт «Госпатриотпрограмма РФ».- gospatriotprogramma.ru/index.php

19 Липский И. А., Никитина Л. Е. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования. Электронный ресурс. - Режим доступа: / lipsky.ru/page/Statii/Vospit-1.htm


© 2010-2022