Образовательный школьный туристический маршрут на базе комплексно-краеведческого музея «Наше наследие» «В музей за сказкой»

Раздел Воспитательная работа
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №9

города Буя

Костромской области

Образовательный школьный туристический маршрут на базе комплексно-краеведческого музея «Наше наследие» «В музей за сказкой»


Образовательный школьный туристический маршрут

на базе комплексно-краеведческого музея

«Наше наследие»

«В музей за сказкой»


возраст - 7+










Образовательный школьный туристический маршрут на базе комплексно-краеведческого музея «Наше наследие» «В музей за сказкой»Образовательный школьный туристический маршрут

на базе комплексно-краеведческого музея

«Наше наследие»

«В музей за сказкой» возраст - 7+

Форма организации образовательного маршрута: дневная экскурсия.

Цель экскурсии: Знакомство с историей краеведческого музея школы, демонстрация экспонатов школьного музея.

Категория туристов, возраст и количество

Целевой аудиторией программы являются:

- учащиеся общеобразовательных учреждений (7+);

-студенты профессиональных учебных заведений;

-воспитанники детских садов и дополнительного образования;

-взрослое население города и района.

Для участия в экскурсионной программе принимаются заявки от групп в составе до 20 человек.

Транспорт:

Автобусы №1,2,4у,6. стоимость проезда 17 рублей.

Такси 89101901000, стоимость проезда 70-100 рублей.

По предварительному заказу возможна организация питания в столовой

МОУ СОШ №9.

Продолжительность программы 100 минут.

Программа экскурсии:

Знакомство с музейными экспонатами и их историей.

Дополнительная информация: по предварительному заказу возможно изготовление магнит - сувенир с фотографией школы

Экскурсия

1. Этап экскурсии. Знакомство с группой экскурсантов. Дорогие друзья, мы очень рады, что вас заинтересовал наш музей. Для вас мы постараемся показать самые интересные экспонаты нашего музея.

Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчата!
Приветствую от души вас, дорогие малыши!
Товарищи взрослые, и вам привет!
А больше приветов у меня нет.
Впрочем, почему же нет.
Я еще раз всем, всем, всем, говорю: «Здравст-вуй-те!»

Возможны робкие ответы зрителей.

2 Этап. Напоминаем правила поведения в музее, памятка.

Памятка

поведения в музее

Посещение музея требует от посетителя знания и соблюдения особого этикета.

Начнём с того, что сумки, куртки необходимо оставить в гардеробе.

  • Во-первых, чтобы они вам самим не мешали, во - вторых, что вы неудачно не могли, повернувшись, не задели тяжелым рюкзаком какой-нибудь экспонат.

  • По залу музея следует передвигаться бесшумно.

  • Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес экскурсоводов. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не беспокоить стоящих рядом людей.

  • Нельзя трогать экспонаты руками, как бы любопытно не было. Незачем успокаивать себя: "От одного раза с экспонатом ничего не случится!" Откуда вы знаете, сколько ещё человек пришли к тому же "неоспоримому выводу"?

  • Хвататься за стеклянные витрины, оставляя на них отпечатки пальцев тоже совершенно ни к чему! Если хотите сфотографировать понравившийся экспонат, сначала уточните, разрешено ли это.

  • При передвижении по залу, старайтесь не мешать окружающим. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной экспонаты, не разговаривайте громко. Чтобы не рассеивать впечатление, полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны.

  • Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

  • Но вот вы устали от экскурсии и решили немножко передохнуть. Для посетителей нашего музея в установлены лавочки и стулья для отдыха.

3. Этап. Знакомство с темой экскурсии «В музей за сказкой»

Ход экскурсии:

Экскурсовод:

- Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?
Музе́й (от греч. μουσεῖον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
В мире очень много музеев самой разной тематики.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.
*Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашей школы.

Встреча гостей фольклорная группа «Росинка»

Дети: Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

Милости просим в нашу «Горенку»!

Экскурсовод. Гости у нас интересные и далекие, и наши местные!

Все: Будем все знакомы (поклон) в нашем гостевом доме!

Экскурсовод. Ребята, как называется наша страна?

Ребенок. Наша страна называется Россия.

Экскурсовод. Правильно, Россия - большая, красивая, богатая страна, но в старину ее называли?

Все: Русь.

Экскурсовод. Ребята, а знаете ли вы законы русского гостеприимства?

Все: А как же!

Дети: 1.По старинной русской традиции дорогих гостей хлебом-солью встречают, да добрым словом привечают. (Девочка выносит хлеб-соль)

2.Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Экскурсовод. Гостей своих мы рады приветить:

Дети: 1. Добрым словом!

2. Ласковым взглядом!

3. Вкусными угощениями!

4. И веселой песней!

фольклорная группа «Росинка» исполняет песню «Во горенке, во новой»

Экскурсовод. Что же представляет собой наш музей?

Ребенок: Наш музей - это экспозиция русской избы.

Мы ласково называем «Горенкой». Появился в нашей школе он недавно 3 года назад. При школьном музее организована фольклорная группа «Росинка», в музее работает группа ребят, которые постигают азы мастерства экскурсовода.

Руководителем музея является учитель истории Пучкова Л.А.

Экскурсовод. Почему именно изба?

Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность, отчего дома. Мудро и просто устроена русская изба. А вы знаете, из чего строили дома?

Ребенок: Избы рубили топорами из дерева.

Экскурсовод. Русские люди много трудились. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду.

Избы в старой России обычно рубились из дерева (из целых очищенных от коры стволов сосны или ели).

Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков.

В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.

В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.

Дети: Главный в «Горенке» - «Красный угол».

Здесь расположены иконы, православная литература, поминальник (записная книжечка имен родственников кого нет уже в живых)

Экскурсовод. Сажая гостя в красный угол, говорили:

Все: «Встречай не с лестью, а с честью».

Показ красного угла, можно детям присесть, сфотографироваться на фоне экспозиции.

**Проговариваются условия экскурсии.

Путешествие мы с вами продолжим по нашему музею в очень интересной форме.

Девочки экскурсоводы будут вам загадывать загадки, а вы отгадывать.

Угадав название экспоната, экскурсоводы вам покажут и расскажут об истории этого экспоната.

Дети: Вот вам загадки, мы с вами будет отгадывать, и при этом узнавать предметы быта крестьянской избы их функциональность и значимость.

Будьте внимательны:

* Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня.

Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит!

Что же это отгадайте? (печь).

Показ экспоната.

Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

Экскурсовод. Печка была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».

*Рядом с нею стоит сват - злой да рогатый ухват!
Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит.

Показ музейного экспоната

*Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла (машет рукой).

Показ музейного экспоната

*А здесь их дочь лопатка - красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.

Показ музейного экспоната

*Посмотрите, коромысло на гвоздике повисло,

а домовенок Кузька наклоняется и с ним забавляется.

Показ музейного экспоната

Экскурсовод. В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

*Впереди притаились, стоят две толстушки деревянные брюшки,

а зовут их ступки Марфушки да толкачи - Илюшки.

Показ музейного экспоната

*Возле печки стоит деревянное корыто,

от муки да капусты вымыто.

* Гаврюшкой зовут его.

Показ музейного экспоната

С маслобойкой Дуняшкой стоят, о чем-то тихо говорят,

чтобы пральник с доской стиральной их не услыхали.

Показ музейного экспоната

*В уголке стоит братец-веник,

озорной парнишка Сеня

Обегает он весь теремок и опять становится в уголок (грозит пальчиком)

Он такой непослушный проказник, что все время стоит в углу.

Показ музейного экспоната

* На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра и всякой всячины нехитрой...

Одним словом - «Бабий кут».

Показ музейного экспоната

Экскурсовод. Посуду в старину изготавливали из глины и дерева. С помощью топора строгали вот такие маленькие деревянные ложки. (Показ).

А мастера умельцы расписывали их.

Ребенок. А вот ложка расписная была у царя такая

- Из нее ничего не прольется, щи из нее вкусней, да и каша добрей!

А мы на ложках играем веселей!

В нашей горенке давайте ребятки, попробуем поиграть на деревянных ложках.

Желающие есть. Вот молодцы ребята хлопцы.

**ПЕРЕОДЕВАЕМ В НАРОДНЫЕ РУБАХИ МАЛЬЧИКОВ, САЖАЕМ НА ЛАВКУ И ОРГАНИЗУЕМ ИГРУ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ.

Экскурсовод. Здесь - макет домашнего подворья занимает уголок.

Родители сшили и связали из ниток домашних животных и птиц.

*Ой, что это за свалка?

Да это же наша прялка!

Зовут ее Настасьюшкой - рукодельницей.

Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки.

Показ музейного экспоната

Экскурсовод. Ну, а здесь смотрите сами:

  • ножницы,

  • весы,

  • серпы,

  • лампы,

  • шило, одним словом, домашняя утварь.

Показ музейного экспоната

Экскурсовод. - Жилые помещения традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец, на юге - жирником (глиняной плошкой с фитилем). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. В конце XIX - начале ХХ в. широко распространились керосиновые лампы.

вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

Показ музейного экспоната

Экскурсовод. Ребята, вот утюги с углями.

Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг).

Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал.

Показ музейного экспоната, коллекции утюгов.

** ОРГАНИЗУЕМ ИГРУ для самых сильных, смелых мальчиков

«Кто больше, раз утюг поднимет»

Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье наши прабабушки!

Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель).

Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем.

Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок.

И, как правило, располагался он на сундуке.

Показ музейного экспоната.

*Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк.

Там хранились наряды девушки-невесты, т.е. «Сундук с приданым».

Показ музейного экспоната.

Экскурсовод. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день).

В нашей «Горенке» есть старинная женская одежда: кофта-холодайка, юбка-понева, самотканые пояса, кокошник-сорока, мужские рубахи.

Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор.

Старинные суконные, шерстяные шали, расписные павло-посадские платки.

Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству.

- Все это делалось своими руками (шитье, вышивка)

Экскурсовод. Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт, свое жилище. Украшением горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

История рушника.

Показ музейного экспоната.

* - Ой, кто же там плачет?

Это внученька Дашенька лежит в кроватке - люлькой называется...

Когда малыша укладывали спать, ему пели «люли-люли»…

Показ музейного экспоната.

**ОРГАНИЗУЕМ ПЕСЕННЫЙ КОНКУРС «КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН» С КАЧАНИЕМ ЛЮЛЬКИ

*А дедова кровать железная,

лоскутным одеялом застлана,

подузорник вышитый гладью, подушки - в накидушках,

ковер суконный красками нарисованный.

Показ музейного экспоната

*Посреди стол дубовый стоит,

скатертью - самобранкой покрыт.

А вокруг стоят лавки Ерошкина четырех ножках.

Показ музейного экспоната

* Вот вам еще одна загадка:

В небо дыра, и в землю дыра

в середине огонь да вода. САМОВАР.

Показ музейного экспоната.

*На столе живет толстячок - подбоченившись бочок.

Он шипит и кипит, всем чай пить велит. Самовар - то Гошка.

Показ музейного экспоната.

4. Этап экскурсии подведение итогов.

Экскурсовод. Мы показали Вам то, что есть в нашей горнице.

Предложение экскурсантам самим задать интересующие вопросы по теме экскурсии.

Дети могут задавать интересующие вопросы по теме экскурсии.

А теперь хочу спросить:

  • Что вы почувствовали, когда вошли в музей?

  • Какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

  • Расскажите своим родителям бабушкам и дедушкам о том, где вы сегодня побывали?

  • Дети Вам понравилось в нашем школьном музее? (ответы детей).

5. Этап экскурсии фиксация результатов.

  • По старой музейной традиции мы предлагаем Вам, уважаемые взрослые и дети, записать Ваши впечатления в книгу отзывов посетителей.

  • Сделать фото на память.

6. Этап экскурсии вывод.

Экскурсовод: Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Мы тоже желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели,

останется в душе у каждого из вас!


© 2010-2022