Статья Подготовка к выбору профессии

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка учащихся к выбору профессии

О. Ф. Удовиченко, воспитатель

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное - сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 13-15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10-15 % учащихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своем выборе. Это действительно серьёзная проблема. Во-первых, потому, что в наше время насчитывается более 40 тысяч различных профессий и специальностей и сделать выбор одной из 40 тысяч очень сложно, т.к. мешает слабое знание мира профессий и низкая психологическая культура. Во-вторых, появляются всё новые и новые профессии, не имеющие аналогов в прошлом, во многом меняются наши привычные представления о старых профессиях. Кроме того, социально-экономические условия в нашей стране способствуют более интенсивному перераспределению специалистов из одной области в другую, что требует также быстрой профессиональной переориентировки.

Все эти перемены определённым образом влияют и на наши установки в процессе профессиональной ориентации. Если раньше мы создавали установку, что «профессию выбирают один раз и на всю жизнь», то теперь приходится ориентировать молодёжь не только на одну профессию или на ряд родственных, но и формировать психологическую готовность к разным профессиям и специальностям, к смене профессии, и возможно, не раз; к постоянному обновлению профессиональных знаний, к профессиональной переподготовке, к творческому подходу при повышении профессионального мастерства.

Всё это убеждает в необходимости проведения профориентационной работы. Цель профориентации - содействовать развитию профессионального интереса, помочь выбрать сферу деятельности, а в ней профессию, отвечающую склонностям и возможностям личности.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии, требованиях этой профессии к человеку, школьник не сможет сделать обосновано её выбор. Наличие профессиограммы позволит оценить степень значимости различных психических свойств и качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности. Необходимо включать школьников в игровые поисковые ситуации, способствующие активизации личностной позиции о принятии самостоятельного решения о выборе профессии. Работа с различной литературой, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных и документальных фильмов позволяет глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Кроме того, она поможет определить те качества, которые нужно развивать у себя.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатель сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление профессионального плана. Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершённого изделия, серия последовательных деловых игр, творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.) Через профессиональные пробы осуществляется ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий каждого типа («Человек - Природа», «Человек - Техника», «Человек - Знаковая система», «Человек - Человек», «Человек - Художественный образ»), содержанием, характером и условиями труда рабочих или служащих, формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, что способствует профессиональному самоопределению.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда. Это сформированное отношение к труду, как к жизненной ценности. У старшеклассников отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии. В реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. То, что для школьника становится важным в сфере труда с точки зрения его потребностей и интересов, выступает в качестве личностных мотивов и целей трудовой жизни. Психологами и педагогами система ценностных ориентаций рассматривается как важнейший компонент механизма, осуществляющего внутреннюю регуляцию выбора профессии. В реальной жизни зачастую неопределённость ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни («американского», «европейского», «новых русских» и др.), с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью.

4. Наличие у старшеклассника обоснованного профессионального плана (основной критерий). Этот критерий не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знанием своих профессионально важных качеств. Сформированность последних - дополнительный критерий обоснованности выбора профессии. Индивидуальный профессиональный план представляет замысел карьеры, схематичный набросок основных этапов освоения профессии. Карьера - активное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей в профессиональной деятельности: успешное продвижение по службе или профессиональный рост; совокупность видов осознанной продуктивной деятельности, которыми занимается человек на протяжении всей своей жизни. Поскольку профессиональный план не вещь, а представление, образ, то многие особенности планов зависят от склада ума и характера, опыта человека. План может изменяться, так как меняется человек, меняется обстановка в стране. Надо уметь переориентироваться, исходя из своих индивидуальных особенностей. У старшеклассников происходит дифференциация интересов, они становятся устойчивыми, и резко возрастает интерес к профессиональному самоопределению, что вызвано их возрастными и психологическими особенностями. Построение профессиональных планов, разработка и осуществление путей их реализации индивидуальны для каждого субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение, таким образом, является результатом сложных психических процессов: поиска и восприятия информации, размышления, переживания, сравнения, но при всём их разнообразии можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на профессиональный выбор школьников:

- личные профессиональные планы учащегося (или их отсутствие);

-способности, умения, достигнутый уровень развития старшеклассника как субъекта деятельности;

- склонность к тем или иным видам деятельности;

- адекватность самооценки и как следствие уровень притязаний;

-способность к проявлению волевых усилий в достижении профессионально ориентированных целей;

- информированность о мире труда и профессий;

- позиция старших членов семьи или лиц, их заменяющих, референтной группы;

- позиция педагогов.

В последние годы остро ощущается противоречие между потребностями производства и индивидуальными запросами личности; между модой на некоторые профессии (экономист, юрист), соответствующими желаниями выпускников школ приобрести эти модные профессии и объективной оценкой своих возможностей. На практике остро ощущается необходимость в ранней (на подступах к средней школе) диагностике склонностей и способностей учащихся к тем или иным видам деятельности, методах диагностики и отбора школьников по профилям обучения для успешного осуществления дальнейшего профессионального самоопределения.

Оценка состояния готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению определяется совокупностью критериев и показателей, выявляемых на этапах предпрофильного (9 кл.) и профильного (10-11 кл.) обучения (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический).

Существуют разнообразные средства для выявления и оценки готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Хороший результат даёт анкетирование и диагностирование учащихся с последующим анализом, результаты которого фиксируются в индивидуальной карте ученика и его портфолио.

Диагностическое исследование позволяет не только установить количественную и качественную специфику особенностей школьников, но и выбрать соответственно полученному «диагнозу» наиболее эффективные методы формирования и развития необходимых профессионально важных качеств.

Изучив реальное состояние проблем профессиональной ориентации в России и за рубежом и проведя диагностическое обследование подростков на предмет их готовности к выбору профессии и специальности, я изучила способности старшеклассников к профессиональному самоопределению с помощью психодиагностических экспресс-методов и разработала с учётом возрастных особенностей старшеклассников психолого-педагогические принципы и приёмы формирования и развития профессионально важных качеств. Я выявила эффективность новых подходов к профориентации молодёжи по сравнению с традиционной директивной профориентацией и сделала вывод о том, что:

  1. Актуально и необходимо в 8 - 9 классах средних общеобразовательных школ ввести предмет «Профессиональное самоопределение», который окажет помощь учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения.

  2. Внедрение комплексной диагностики способностей школьников к профессиональному самоопределению с помощью экспресс-методов позволяет ускоренно развивать профессионально важные качества, что является позитивным при формировании профессиональной деятельности.

  3. Необходимо развивать у учащихся заинтересованность и потребность в самоопределении, так как это обусловливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, её изменению и развитию.

  4. Развитие личности определяет выбор профессии и подготовку к ней. Вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности.

6


© 2010-2022