Программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного

Раздел Воспитательная работа
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сосново-Борская средняя общеобразовательная школа


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Сосново-Борской

средней общеобразовательной школы

____________________ И.В. Шустрова

Приказ от №






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

"Все цвета кроме черного"

6 класс



Составитель: Печеникина Наталья Викторовна

учитель первой квалификационной категории






2015 г.

Коломенский муниципальный район

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Все цвета кроме чёрного» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 209г. №373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010г № 1241, от 22 августа 2011г №2357)

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении на 2015 - 2016 учебный год (приказ МО РФ от 31.03.2014г. № 253)

  4. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы

  5. Учебный план МОУ Сосново - Борской средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год.

6. Положение о рабочей программе и программе по внеурочной деятельности МОУ Сосново- Борской средней общеобразовательной школы.

В основе программы «Все цвета, кроме черного» лежит идея о том, что источником формирования у детей пагубных привычек является комплекс социальных факторов. Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости, позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнѐрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.

Одной из основных задач образовательной программы начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, обеспечивающей готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Рабочая программа является составным элементом содержательного раздела образовательной программы начального общего образования.

Цель программы - формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Задачи внеурочной деятельности:

  • формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

  • формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

  • формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

  • развивать коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

  • формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

  • пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении но и их знаний;

  • просвещать родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Основная масса обучающихся класса - это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности будут использованы нетрадиционные формы организации деятельности, частые смены видов работы, дифференцированные задания, индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным способностям, так и при выборе форм, методов его освоения.

Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода с использованием инновационных технологий:

1. Технология личностно-коммуникативного развивающего обучения

2.Технология проблемного обучения М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер

3. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

4. Проектная деятельность (П.П.Блонский, Шацкий С.Т.)

5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. (Горячев А.В. Ершунский Б.С.)


2.Общая характеристика курса

Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.

В соответствии требованиям ФГОС в основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества; развитие обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий; освоение основных социальных ролей, норм и правил поведения с социуме; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Подростки «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся исследователями, делающими свое собственное открытие, сами додумываются до решения проблемной ситуации и сами объясняют, как надо действовать в новых условиях. Системно - деятельностный подход позволяет формировать практические умения у подростков на основе рефлексивной самоорганизации, что позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

Также на занятиях активно используются различные источники информации, в том числе информационные пространства сети Интернет, что позволяет организовать учебное сотрудничество различных уровней (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа).

Основное содержание занятий представляет собой совокупность тренинговых, игровых упражнений, решение проблемных ситуаций, направленных на решение задач данной программы. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, на развитие личностных качеств, приобретение конструктивного опыта совместной деятельности, приобретение опыта регуляции собственных эмоциональных состояний.

Реализация программы предлагает использовать формы и методы, предполагающие как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет подросткам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Данная форма проведения занятий способствует установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку, помогает испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

Анализ литературных отрывков- такая форма работы не только помогает подросткам научиться оценивать жизненные ситуации, разбираться в переживаниях других людей, но и пробуждает интерес к чтению, расширяет кругозор;

Тесты - позволяют подростку самостоятельно определить уровень сформированности того или иного личностного качества, проанализировать свое поведение и т. д. Основная задача тестовых заданий заключается в развитии навыка самооценки у учащихся;

Творческие задания- направленные на развитие креативных способностей подростков, умения нестандартно мыслить, находить оригинальные решения проблем;

Тренинговые задания - это некая программа самообучения, во время которой участник учится принимать решения, руководствуясь лишь собственным опытом.

Тренинговые задания направлены на развитие и тренировку определенной способности или качества подростка (памяти, наблюдательности, внимания и т. д.).

Тренинговые задания ставят цель не столько научить преодолевать препятствия, сколько научить участникам определенным поведенческим навыкам, которые можно использовать в разных ситуациях реальной жизни.

Диагностика- совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование знаний, умений.


  1. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год обучения, объёмом в 34 часа, и предназначена для работы с учащимися 6-х классов в возрасте 11 - 12 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в год 34 часа.

По годовому календарному графику МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы 35 учебных недель, поэтому для реализации рабочей программы имеется 1час резервного времени.

4. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Содержание учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» отвечает следующим принципам:

  • возрастной адекватности - используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

  • научной обоснованности - содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;

  • практической целесообразности - содержание коми и к та отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением раннего приобщения к одурманивающим веществам;

  • динамическому развитию и системности - содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из после дующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

  • необходимость и достаточность предоставляемой информации - детям предоставляется только тот объем ин формации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т. е. имеет для них практическую значимость;

  • модульность структуры - учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе; вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты курса


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

• строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

• учиться исследовать свои качества и свои особенности

•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

•учиться наблюдать

•моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

•учиться работать в паре и в группе

•выполнять различные роли

•слушать и понимать речь других ребят

•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные результаты

Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

• налаживать контакт с людьми;

• соблюдать правила игры и дисциплину;

• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

• формирование установки на здоровый образ

Предметные результаты:

  • создание у младших подростков представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • повышение уровня знаний подростков о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Метапредметные результаты:

  • умение дифференцировать полученную информацию;

  • выражение своих мыслей и аргументация своего мнения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

  • демонстрация уверенного поведения в ситуации отказа.

6.Содержание учебного курса

Занятие 1. Тема «Входящая диагностика»

Диагностика уровня знаний подростков о вреде употребления ПАВ, о здоровом образе жизни.

Занятие 2.3. Тема «Радуга эмоций и чувств»

Роль и значение эмоций и чувств в жизни человека. Формы выражения эмоций. Приемы регуляции эмоционального со­стояния. Негативное влияние наркотиза­ции на способность человека управлять своими эмоциями.

Занятие 4.5. Тема «Как научиться понимать друг друга»

Роль общения в жизни человека. Навыки эффективного общения со сверстни­ками, взрослыми. Эффективные формы поведения в ситуациях, связанных с риском наркогенного заражения.

Занятие 6.7. Тема «Секреты сотрудничества»

Навыки эффективного взаимодействия с окру­жающими. Эффективные способы взаимодействия с людьми. Представления о негативном влиянии нар­котизации на взаимодействие людей друг с другом.

Занятие 8.9. Тема «Как избежать конфликта»

Способы эффек­тивного общения, поведенческие приемы, позво­ляющие избежать перерастания конфликтной ситуации в конфликт. Навыки оценки своего поведения и поведения окружающих. Навыки регуляции своего эмоци­онального состояния в конфликтной ситуации.

Занятие 10.11. «Твоя будущая профессия»

Представления о роли профессии в жиз­ни человека. Представления учащихся о личностных ка­чествах, необходимых человеку для освоения желаемой профессии. Представления подростков о негативных последствиях наркотизации для профессионального становления чело­века.

Занятие 12. Тема «Итоговая диагностика»

Диагностика уровня знаний подростков о вреде употребления ПАВ, о здоровом образе жизни.


7. Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки

1

Радуга эмоций и чувств.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

• строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

• учиться исследовать свои качества и свои особенности

•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

•учиться наблюдать

•моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

•учиться работать в паре и в группе

•выполнять различные роли

•слушать и понимать речь других ребят

•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные результаты

Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

• налаживать контакт с людьми;

• соблюдать правила игры и дисциплину;

• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

• формирование установки на здоровый образ

Предметные результаты:

  • создание у младших подростков представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • повышение уровня знаний подростков о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Метапредметные результаты:

  • умение дифференцировать полученную информацию;

  • выражение своих мыслей и аргументация своего мнения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

  • демонстрация уверенного поведения в ситуации отказа.

01.09 - 04.09

2

Ответственность.

07.09 - 11.09

3

Свобода.

14.09 - 18.09

4

Свобода выбора.

21.09 - 25.09

5

Как научиться понимать друг друга.

28.09 - 02.10

6

Жизненные ценности в свободном обществе.

05.10 - 09.10

7

Соглашение.

12.10 - 16.10

8

Правило.

19.10 - 23.10

9

Конфликт.

26.10 - 30.10

10

Компромисс.

09.11 - 13.11

11

Я и ты. Такие одинаковые и такие разные.

16.11 - 20.11

12

Секреты общения.

23.11 - 27.11

13

Секреты сотрудничества.

30.11 - 04.12

14

Здоровый образ жизни.

07.12 - 11.12

15

Вредные привычки.

14.12 - 18.12

16

Преступление, умысел.

21.12 - 25.12

17

Уголовная ответственность. Наказание.

13.01 - 15.01

18

Политика.

18.01 - 22.01

19

Гражданская позиция.

25.01 - 29.01

20

Выборы. Права избирателей.

01.02 - 05.02

21

Как избежать конфликта.

08.02 - 12.02

22

Наши эмоции.

15.02 - 19.02

23

Тренинг: «Кого же обвинить и как нам быть?»

22.09 - 26.02

24

Компромисс.

29.02 - 04.03

25

Тренинг «Учусь общаться»

07.03 - 11.03

26

Мои друзья - кто они.

14.03 - 18.03

27

Твоя будущая профессия.

04.03 - 08.04

28

Анкета «Кем мне стать»

11.04 - 15.04

29

Профессии наших родителей.

18.04 - 22.04

30

Практическая работа: Определение типа темперамента

25.04 - 29.04

31

Беседа: «Что я знаю о себе»

02.05 - 06.05

32

Тренинг: «Я лидер»

10.05 - 13.05

33

Беседа «Воспитание волевых качеств»

16.05 - 20.05

34

Беседа «Прежде чем сделать - подумай»

23.05 - 27.05

35

Итоговое занятие: «Самооценка»

30.05 - 31.05

8. Материально-техническое обеспечение

1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. «Все цвета, кроме черного» // Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. Москва, 2014.

2. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально - психологический тренинг как форма обучения общению // Общение и деятельность. Прага, 1981.

3. Групповые формы психологической работы с подростками. Методическое пособие. Пермь, 2000.

4. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Ростов - на - Дону, 2000. С 5-6. Марасанов Г.И. Социально - психологический тренинг. М., 1998.

5. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М., 1993.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по ВР

________________Эктова О.А.

«___» _____________2015г

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ



Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись










































© 2010-2022