Статья Организация внеучебной деятельности 1-9 классы

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается тема статьи: Организация внеучебной деятельности как средство профилактики девиантного поведения на начальной ступени образования"

На современном этапе развития российского общества решение проблем молодежи, детей и подростков является одним из приоритетных направлений социально ориентированного государства. В настоящее время очень остро стоит проблема увеличения количества разнообразных поведенческих проявлений среди молодых людей, не отвечающих принятым в обществе нормам и ценностям. Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, противостояние детской и подростковой преступности как одного из ведущих направлений помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, всегда были и останутся одной из главных забот общества.

В документах, ориентирующих на модернизацию современного отечественного образования ("Национальная доктрина образования в Российской Федерации", Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", "Стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования" и др), в качестве самостоятельной педагогической проблемы рассматривается социализация учащихся.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования социализация учащихся лежит в основе реализации программ воспитания обучающихся.

К сожалению, за последнее время мы, наше общество разрушили многое по отношению к детям и подросткам, которыми сравнительно эффективно в прошлом занимались комсомол и пионерская организация. Резко ухудшилось в последнее время положение с досугом подростков. Подавляющее большинство кружков, секций, клубов и т.д. стали высокоплатными. А так как наиболее явно выражены проблемы с поведением у тех детей, которые живут в семьях, ведущих неподобающий образ жизни, а родители не занимаются воспитанием детей, и оплачивать дополнительные занятия не могут и не хотят . Именно, там, где процветает алкоголь или наркомания, где взрослые жестоко обращаются с детьми происходит деформация личности ребенка. Поведение ребенка характеризуется антидисциплинарными поступками, а также, антисоциальными или противоправными.
В таком возрасте ребенок имеет сильную внушаемость, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте, и можно выделить следующие виды и причины:

  1. Безнадзорность учащихся.

Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.

Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома.

Причины побегов из дома.

  • Первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция - уход из дома.

  • Поиски приключений.

  • Неблагополучие и конфликты в семье. Дети, особенно младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия.

  • Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома. В таких семьях дети бывают послушными, но вырастают пассивные, слабохарактерные, либо поддаются влиянию людей с сильной волей. А младший школьник, особенно из неблагополучной семьи, стремится к общению с людьми с сильной волей.

  • Гедонизм - чрезмерная приверженность к удовольствиям, веселому время провождению, развлечениям. Ученики убегают из дома, чтобы избежать необходимости выполнять свои обязанности.

Если у ребенка не было воспитано трудолюбие, если не привык делать в первую очередь то, что нужно, а не то что хочется, т о любые трудности будут вызывать у него отрицательные эмоции, желание уклониться от их преодоления. Этим и объясняется снижение успеваемости у подростков, которым в младших классах учеба давалась легко. Чтобы этого не случилось, важно у ребенка воспитывать трудолюбие, волю еще в раннем детстве.

  1. Азартные игры. Это инфантильная реакция на неуспех в учебной и общественно полезной деятельности, это способ самоутвердиться.

  2. Сквернословие.

  3. Курение, алкогольная зависимость.

  4. Отклонения в сексуальном развитии ребенка.

  5. Ложь.

  6. Неврозы.

Все большее количество детей растет в неполных семьях, где на одном родителе лежит забота о материальном благополучии, а на воспитание ребенка не остается времени. Многие семьи «со спокойной душой» перекладывают воспитание детей на школу или на пожилых бабушек и дедушек. Увеличивается количество неблагополучных семей, где не только не занимаются воспитанием ребенка, но даже не создают ему элементарных условий для жизни и обучения. Учителя в школах, также, часто забывают о своих воспитательных функциях, а делают упор лишь на образование детей.

Государство не в состоянии обеспечить полноценный организованный детский досуг. И, главное, дети просто-напросто оказываются никому не нужными. И, все же, проблема существует и ее надо решать. На основании вышеизложенного можно предложить следующие пути борьбы с растущим числом детей младшего школьного возраста девиантного поведения.

Если основной причиной отклоняющегося поведения является безнадзорность, то одним из способов решения проблемы будет школа «полного дня». Это современный тип учебного заведения, в котором в полной мере реализуются и учебные, и, что немаловажно, воспитательные функции. В первую половину дня дети посещают уроки, а во второй половине дня они занимаются в кружках и секциях. В данном случае нужно учесть, что в штате работников таких школ должны быть предусмотрены воспитатели, осуществляющие с детьми внеучебную деятельность.

Другой путь решения проблемы - не только создание бесплатных или не дорогостоящих секций, кружков, домов детского творчества, но и сделать их посещение более популярным. То есть активно вовлекать детей на занятия в кружках и секциях по интересам. Тем самым, отвлекать от опасных уличных компаний.

Не стоит забывать, что школа играет важную роль в воспитании детей. Большая ответственность в правильном развитии личности ребенка ложится на учителей. Педагог, сочетающий в себе строгость и доброту, уважение к личности ученика и гуманность, в полной мере сможет помочь ребенку справиться со своим поведением и вернуться к нормальной жизни.

Нельзя обойти вниманием и семью. Именно, она изначально формирует личность ребенка. Различают несколько стилей семейных отношений, которые приводят к отклонениям в формировании личности ребенка. Так, дисгармоничный стиль в семье, например, гиперопека, двойная мораль родителей нарушает мировоззрение ребенка. Нестабильный стиль формируется в результате развода родителей. Семья, характеризующаяся употреблением алкоголя, наркотиков, внутри семейной жестокостью, насилием над детьми является семьей с антисоциальным стилем отношений.

В любом из этих случаев создается негативные микроклимат, который и формирует основы девиантного поведения у ребенка. Многие годы в нашей стране существовал приоритет воспитания общества над семейным воспитанием. И сейчас многие родители уверены, что их долг - материальная сторона жизни ребенка, а воспитывать должна школа. Такие родители совершают грубую ошибку, забывая, что для развития полноценной и успешной личности ребенку требуются, в первую очередь, забота близких, доверительное общение в семье, теплота и ласка родителей.
Другая сторона данной проблемы - исправление ошибок в воспитании. Какие способы профилактики девиантного поведения возможны?

Специалисты, проводя исследование отклоняющегося поведения, предложили, что успешно скорректировать его возможно, вовлекая ребенка в активный вид деятельности. Но занятие должно быть интересным и значимым. То есть, он станет активным участником процесса только тогда, когда удовлетворяются его интересы, если деятельность позволяет оценить ему свои способности, и быть оцененным сверстниками.

Можно выделить следующие виды деятельности, решающие вопросы коррекции девиаций. Это трудовая деятельность. При этом в ней должны учитываться индивидуальные и возрастные особенности.

Художественно-эстетическая развивает способности ребенка к восприятию искусства, учит вносить элементы прекрасного в окружающую его жизнь и бороться с низменным и уродливым.

Нравственно-правовая деятельность формирует у подростка знания о нравственных нормах в социуме, учит осознавать и анализировать свои поступки и действия других людей, формирует его культуру поведения.

И для родителей, и для учителей нужно взять за основу разъяснительный способ коррекции девиантного поведения у ребенка. Разъяснительный метод - это путем бесед и диалогов добиваться негативного отношения к таким явлениям в обществе, как курение, пьянство и т.д.

Профилактикой девиантного поведения подростков занимаются и школьные специалисты: классные руководители, социальный педагог, психолог.

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей. В каждом образовательном учреждении необходимо создать гуманистическую и эффективную систему внеурочной деятельности.

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, и в соответствии со следующими принципами:

Принцип гуманистической направленности.

При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности подростков, создаются условия для формирования у подростков умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

Принцип системности.

Создается система внеурочной деятельности, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

  • всеми участниками внеурочной деятельности - учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

  • основными компонентами организуемой деятельности - целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

  • урочной и внеурочной деятельностью;

  • региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования.

Принцип вариативности.

В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

Принцип креативности.

Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Принцип успешности и социальной значимости.

Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у подростков потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые подростком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

Рассмотрев требования к организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО мы сделали вывод, что работа по профилактике девиантного поведения находит отражение во всех направлениях внеурочной деятельности.

Профилактика девиантного поведения - это система комплексных мероприятий на предупреждения отклонений в поведении во всех сферах жизнедеятельности ребенка. В процессе профилактики должны участвовать все субъекты образовательного процесса, а так же медицина, СМИ, органы внутренних дел. Так как в младшем школьном возрасте ребенок большое количество времени проводит в школе, очень важно организовать педагогические условия профилактики девиантного поведения. Методы, формы и приемы работы могут быть самыми разными, главное чтобы они вводились в системе и ребенок не уставал от процесса.

Все выше сказанное мы изобразили в виде модели роли внеурочной деятельности в профилактике девиантного поведения.

Эти характеристики позволяют с надеждой смотреть в будущее, планируя его без девиантного поведения, так как основной особенностью внеурочной деятельности является то, что она реализуется за пределами образовательной системы, в социальной сфере, главным образом в личной жизни детей, в соответствие с их индивидуальными запросами, реальными условиями и возможностями удовлетворения. Как правило, социализация посильная возрасту, соответствует интересам семьи и погруженности подростков в социальную среду. Она не подчинена целям образования и строится в соответствии с требованиями жизни, имеющей свое собственное содержание.


© 2010-2022